Как вы думаете, кто сегодня самый известный учитель в Мурманске? Не знаете? А вот школьники не задумываясь ответят: «Анжела Ганеева!». Учитель истории и обществознания из 27-й школы стала известной на всю страну благодаря социальной сети «TикТок». На канал мурманчанки подписано уже более 170 тысяч человек, а ее ролики набирают миллионы лайков.
А что, если…
Анжеле Ганеевой 23 года. Она приехала к нам из Оренбурга и, получив диплом учителя истории, в прошлом году устроилась в школу.
– Поначалу работа давалась мне нелегко: были проблемы с дисциплиной в классе, не все дети воспринимали меня как учителя. Порой даже было желание все бросить и уйти, – делится со мной Анжела. – И тут наш методист по истории и обществознанию кинула мне ссылку на статью про методы взаимодействия с детьми. Одним из указанных способов были медиаплатформы. Я подумала: а что, если… И создала канал в социальной сети «ТикТок»! Я видела, что дети постоянно сидят в «ТикТоке» на переменах, мне хотелось понять, что они там находят, чем интересуются.
Первое время мурманчанка скрывала от учеников, что создала свой канал в Интернете. Снимала ролики, в основном развлекательного характера, на тему школьных будней. Но когда видео стали популярны, дети сами все узнали.
– Они подходили ко мне такие счастливые, говорили, что нашли мои видео, так радовались, – рассказывает моя собеседница. – Потом начали просить меня, чтобы я снялась у них в «ТикТоке». Я соглашалась. Затем они захотели попасть на мой канал. И я стала записывать с ними небольшие интервью. Правда, заранее собрала со всех родителей согласия на съемку детей в стенах школы.
«ТикТок» помог
Видеоролики помогли молодой мурманской учительнице наладить отношения с учениками. Например, после того как она сняла несколько скетчей о плохой дисциплине в классе, дети подошли к ней, извинились и сказали, что никогда не задумывались, как их поведение выглядит со стороны. И уроки стало вести намного проще.
– Я решила вместо того, чтобы кричать на детей, воевать с ними, попробовать методы из предложенной методистом статьи. Без панибратства, не переходя личные границы. «ТикТок» мне помог. Согласитесь, гораздо легче работать с ребенком, когда он настроен на общение, а не воспринимает тебя в штыки, – говорит учитель. – Конечно, я стараюсь интересно вести уроки, ищу занимательные короткие видео по теме, показываю их в классе и вижу, как горят глаза детей, с каким запалом они на переменах обсуждают со мной только что узнанные факты. Для этого я и стараюсь.
На канал начинающего преподавателя подписаны не только ученики, но и их родители. Многие пишут благодарные отзывы, говорят, что за год некоторые дети настолько заинтересовались историей, что с двоек-троек вышли на четыре-пять.
Поздравляли классами
У Анжелы Ганеевой всегда под рукой телефон, а в нем заметки, в которые она записывает идеи для новых видео. Когда есть свободное время, она открывает список тем, выбирает то, что больше подойдет под настроение и снимает. Обычно делает по одному-два ролика в день, тратя на это 5–10 минут. Причем снимает на обычный смартфон.
– Раньше устанавливала его на стопку книг, чтобы не падал и стоял вертикально. А потом муж увидел, как я мучаюсь, и подарил мне штатив с кольцевым светом. Никакого другого дорогостоящего оборудования у меня нет, для меня главное – не качество картинки, а посыл! – заверяет преподаватель. – Видео монтирую за несколько минут прямо в приложении, никаких платных навороченных программ не использую.
Бывают моменты, когда приходится ролик переснять. Это не потому, что блогерше не нравится, как получилось. Скорее, из-за технических моментов. То телефон слетит, то до старта записи Анжела не успеет отбежать от камеры. Готовые ролики она тут же выкладывает в Интернет. Потом день-два читает под ними комментарии, на некоторые отвечает. А вот за количеством просмотров не следит. Говорит, ученики больше нее радуются успехам канала. Когда было сто тысяч подписчиков, целыми классами поздравляли.
Урок глазами ученика
Первый ролик, набравший большое количество просмотров, был о том, как, по мнению учеников, должен проходить идеальный урок. То есть учитель не должен замечать, как дети переговариваются на уроках, достают шпаргалки, списывают, бесятся. Это видео до сих пор одно из самых просматриваемых.
– Сейчас у меня в основном развлекательный контент, чтобы дети посмотрели и похихикали, но дальше я решила развиваться немного в другом направлении – хочу делать еще и ролики образовательного характера, – говорит Анжела Ганеева. – Заказала себе микрофон, набросала темы, уже в конце августа у меня на канале появятся интересные видео по истории и обществознанию. Конечно, мне бы хотелось, чтобы эти ролики оказали влияние на моих учеников и они еще больше заинтересовались историей. Потому что изначально я зарегистрировалась в приложении ради них. И до сих пор практически весь контент направлен на детей, которых я учу. Но я буду рада, если мои видео помогут узнать что-то новое и другим школьникам.
Кроме того, в планах есть прямые совместные эфиры с преподавателями из других регионов. Уже прошли онлайн-встречи с учителем из Геленджика, с руководителем одной из частных школ Москвы.
– Я совсем немного времени уделяю своему каналу, не продвигаю его, не соглашаюсь на рекламу. И мне очень не нравится, когда меня называют блогершей или звездой «ТикТока», – признается мурманчанка. – Я учитель! И делаю все это ради детей. Я учитель, который ведет «ТикТок», чтобы быть со своими учениками на одной волне.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из личного архива Анжелы ГАНЕЕВОЙ.
Кошка-путешественница
У Анжелы Ганеевой есть кошка, которая в «ТикТоке» набирает лайков не меньше хозяйки. Видео, в котором Чача едет в отпуск, просмотрели около 700 тысяч раз.
– Мы с ней часто ездим по стране, – говорит Анжела. – Чача очень любит поезда, легко переносит дорогу, например, едет со мной три дня в Оренбург, потом обратно. Она кайфует от этих поездок, следит за всем, что в вагоне происходит и за окном.
Не то смотрят
Когда Анжела зарегистрировалась в «ТикТоке», была удивлена тому, что очень много педагогов находятся в этой социальной сети. Причем не только молодых, но и опытных, с большим количеством подписчиков. Мурманчанка подписалась на них, теперь они общаются, делятся новостями, историями, помогают друг другу советами.
– Раньше я думала, что в «ТикТоке» нет ничего умного, полезного. Но выяснилось, что это не так, – поясняет учитель. – Алгоритм приложения выстроен таким образом, что со временем человеку попадаются только те видео, которыми он интересуется. Программа следит, какие ролики вы досматриваете до конца, и подстраивается под вас. Например, меня интересует в основном педагогический контент. Я люблю историю, смотрю каналы @russian_history, @hanzel.grimm, @history.rus, @hist.of.russia. И мне «ТикТок» предлагает видео по схожей тематике. Если люди говорят, что в «ТикТоке» нет ничего путного, значит, не то смотрят.