Недавно специалисты Северного флота вместе с Русским географическим обществом провели в Баренцевом море один из этапов комплексной экспедиции по поиску погибших в годы Великой Отечественной войны советских подводных лодок. Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» отправилось к полуострову Рыбачий, возле которого на дне Баренцева моря лежат две наших «малютки» – субмарины М-175 и М-122. О том, как проходила экспедиция, «Вечерке» рассказал начальник отдела гидрографической службы Северного флота капитан первого ранга Алексей Корнис.
Старина «Дональдсон»
– Поиск кораблей, погибших в годы Великой Отечественной войны, проводился ранее эпизодически, так сказать, попутно, – рассказывает Алексей Викторович. – Например, когда нужно было уточнить гидрографические условия в районе проведения учений. В этом случае обследовалась только акватория небольшого участка, где предстояло провести учение и, случалось, находили погибшие корабли. Комплексная поисковая экспедиция же проводится впервые. В ней участвуют не только аварийно-спасательная и гидрографическая службы, но вообще все силы и средства Северного флота, которые могут быть здесь полезны.
А начало такой работы было положено, когда у острова Кильдин обнаружили «Томаса Дональдсона», судно типа «Либерти», торпедированное немецкой подлодкой в 1945 году. Поднятая с этого транспорта в 2012 году и позднее техника – танки, уникальное зенитное орудие, строительное дорожное оборудование – произвели настоящий фурор.
– «Томас Дональдсон» стал для нас своеобразной точкой отсчета и пробой сил, – отметил Алексей Викторович. – Стало ясно, что подобные мероприятия решают сразу несколько очень важных задач. Главные из них – тренировка экипажей аварийно-спасательной и гидрографической служб и возвращение из забвения людей, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сейчас могли жить. Это нравственный долг, который в данном случае гораздо важнее материальных затрат.
Подлодка с грузинским акцентом
Но вернемся к «малюткам». Построенная в Ленинграде в 1938 году подлодка М-175 вошла в состав Северного флота в 1940 году. Субмарины этого типа были самыми маленькими в СССР. Их проектировали с учетом возможности перевозки по железной дороге. Правда, наша героиня пришла на Север своим ходом, через Беломорско-Балтийский канал. Под стать названию, а на флоте такие корабли сразу прозвали малютками, было и вооружение: всего два торпедных аппарата, без дополнительных торпед, и одно 45-миллиметровое орудие. Рабочая глубина погружения –
С начала войны М-175 успела совершить пять походов под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. В советские годы считалось, что его экипаж потопил одно судно противника. Однако современным исследователям подтвердить это не удалось.
8 января 1942 года М-175 вышла в очередной поход. Через два дня связь с ней прервалась. Долгое время о судьбе М-175 ничего не было известно. Командир бригады подводных лодок Северного флота Иван Колышкин в своей книге «В глубинах Полярных морей» (1964 год) написал: «Как погибла «малютка»? Может быть, после атаки конвоя корабли забросали ее глубинными бомбами. Может быть, находясь под водой, коснулась она своим корпусом противолодочной мины. А может быть, холодную, горько-соленую смерть в ее отсеки принесла торпеда, пущенная вражеской лодкой. Все может быть. Но пока ничего не известно и, наверное, не станет известным никогда».
Со дна архивов
Тут Иван Александрович ошибся. Уже в 1968 году в свет выходит книга немецкого историка Юргена Ровера «Подводные успехи держав Оси». Работая в архивах, Ровер обнаружил документы, проливавшие свет на тайну исчезновения М-175. 2 января 1942 года группа немецких подводных лодок «Улан» южнее острова Медвежий атаковала союзный конвой, шедший в Мурманск. Это был, кстати, первый конвой, направлявшийся в наш порт, до этого транспорты союзников шли в Архангельск. После атаки командование перенацелило лодки на подступы к Кольскому заливу – конечной цели конвоя. Тогда-то, 10 января, у берегов полуострова Рыбачий немецкая субмарина U-584 (командир Иоахим Дееке) торпедировала советскую подлодку. Правда, в темноте полярной ночи вражеский командир ошибся в определении типа встреченного корабля и сообщил в Нарвик о потоплении лодки большого водоизмещения, указав время атаки – 7.22 по среднеевропейскому времени и ее район, а он достаточно обширный.
Советским специалистам не составило большого труда идентифицировать погибшую лодку – М-175 была единственной в данном районе в указанное время. Таким образом, в конце шестидесятых годов прошлого века гибель команды Мамонта Мелкадзе перестала быть тайной. Но по разным причинам эта информация не была доведена до широкой публики. Только через 20 лет книга Ровера в виде фильмокопии попала в руки известного мурманского краеведа Владимира Сорокажердьева. В 1989 году в «Полярной правде» была опубликована его статья, и люди, в том числе и родственники подводников, узнали, как и где погибли моряки.
Кстати, о гибели «малютки» можно было узнать еще в феврале 1942 года. Некоторые исследователи указывают, что сообщение Дееке об успешной атаке было опубликовано в финских газетах. Если это правда, то возникают вопросы к нашим разведорганам. Это их работа анализировать прессу противника. Скорее всего, разведчики сделали свое дело, но их доклад ни до кого доведен не был. Такое во время войны, увы, случалось.
Неуловимые
И вот спустя почти 80 лет на поиски М-175 вышло гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич». Указанный немцами район гибели «малютки» довольно обширен, и на этот раз подводный корабль обнаружить не удалось.
Как вообще происходит поиск? Сначала в ход идут приборы широкого обзора – гидролокаторы или многолучевые эхолоты, с помощью которых обследуются обширные участки морского дна. После того как они обнаруживают какой-либо объект, в дело вступают управляемые подводные телекамеры. Или, если позволяет глубина, спускаются водолазы. В случае нашей «малютки» присутствие человека на дне невозможно, ведь речь о глубине примерно в
– М-175 находится в приграничной зоне, – рассказывает Алексей Викторович. – Исходя из тех данных, что оставил нам немецкий командир, мы обследовали часть предполагаемого района гибели. В наших территориальных водах мы «малютку» не нашли. А смещаться в сторону границы можно только до определенного предела. Идти дальше означает вызвать напряженность у нашего соседа, то есть Норвегии. Поэтому мы, как того и требуют правила, не доходим несколько миль до границы. В целом, ситуация с М-175 дает возможность обеим нашим странам показать пример сотрудничества в целях увековечения памяти погибших, причем погибших за общее дело.
Тайны нет, но где искать?
Теперь расскажем о короткой жизни М-122. Начали ее строить в Горьком, где и спустили на воду 12 февраля 1941 года. Летом 1942 года лодку по железной дороге перевезли в Молотовск (Северодвинск), где ее уже достроили окончательно. 31 октября 1942 года она вступила в строй. В первый боевой поход подлодка вышла в марте 1943-го и сразу добилась успеха – ее торпедой был потоплен транспорт «Иоханесберг». Следующие три похода были не столь удачными, а 14 мая 1943 года лодку потопили немецкие самолеты.
Произошло это на виду у нашего поста наблюдения. Поэтому есть сведения двух сторон – советской и немецкой. Наши сразу же выслали катера, но они смогли лишь выловить из воды тело помощника командира Ильина. Обе стороны указали координаты гибели лодки, ориентируясь в первую очередь по масляному пятну. Но и тело моряка, и масляное пятно могли быть снесены ветром или течением.
– Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы не нашли «малютку» ни по нашим, ни по немецким данным, – говорит Алексей Викторович. – Уже третий год ищем М-122, и район поиска постепенно сужается. Чтобы ограничить его еще больше, мы заказали в Мурманском управлении гидрометеорологии сводку погоды на день гибели лодки. Теперь будем знать точно скорость и направление ветра. Попытаемся вычислить место, откуда могли попасть в указанные координаты тело старпома и масляное пятно.
Деньги на ветер?
У многих может возникнуть вопрос: «Зачем все это нужно?». Зачем тратить большие средства лишь для того, чтобы подтвердить то, что давно известно – корабли погибли вместе с экипажами? Для меня лично подобный рационализм изначально неприемлем.
У поисков затонувших кораблей есть и вполне практические задачи. Во-первых, в комплексной экспедиции оттачивается взаимодействие разных служб флота.
Во-вторых, проходит испытание новых методов поиска и новых технических средств.
В-третьих, это тренировки экипажей кораблей. Гидрографы обследуют дно и находят корабль. Аварийно-спасательная служба обследует его. Помните, что произошло с «Курском»? Как долго спасатели не могли попасть внутрь лодки? Чтобы ничего подобного не происходило в будущем, нужны постоянные тренировки.
В-четвертых, такие поиски очень важны для родственников погибших. Ведь экипажи затонувших подлодок до сих пор числятся пропавшими без вести, и члены их семей не могут претендовать на помощь государства.
– Можно добавить и чисто экономический аспект, – говорит Алексей Корнис. – Затонувшие суда часто становятся причиной порчи тех же тралов, которые достаточно дороги. Потерянный трал включается в себестоимость рыбной продукции. Кстати, затонувшие корабли часто так и находят. Забросил рыбак невод и потерял. За ним второй, третий... Тогда приглашают нас. И когда мы находим корабли, то часто они все опутаны тралами. Таким образом, каждый найденный затонувший объект – это снижение себестоимости рыбопродукции. В советские времена обо всех случаях обрыва тралов рыбаки обязаны были сообщать в гидрографический отдел флота. Сейчас от этой практики отказались. Нам приходится самим обращаться к рыболовам, чтобы узнать о таких случаях. Кроме того, затонувшие объекты влияют на экологию моря. Большинство из них опасности не представляют, но есть и такие, что несут в себе реальную угрозу окружающей среде. Например, если на судне осталось топливо. Ну и параллельно гидрографы делают съемку рельефа дна, а значит, океан после таких выходов становится понятнее и доступнее.
Погоня за морской собакой
Помимо поиска затонувших кораблей гидрографическая служба Северного флота ищет и так называемые миноподобные объекты. Первый такой опыт у гидрографов был в 2012 году в Обской губе.
История эта началась еще в 1943 году, когда немецкая подводная лодка U-639 выставила там минное заграждение «Зеехунд» (в переводе – морская собака), состоявшее из 24 мин. Командир подлодки обер-лейтенант Вихманн радировал в штаб, что мины выставлены в одном из четырех предписываемых районов по варианту номер один. Чуть ранее командование Северного флота, узнав из радиоперехватов, что в нашем глубоком тылу орудуют немецкие субмарины, отправило к мысу Желания для ведения противолодочной борьбы подводную лодку С-101 (командир – капитан 3 ранга Е. Н. Трофимов). «Эска» подстерегла немцев и трехторпедным залпом отправила U-639 на дно, навсегда похоронив вместе с ней возможность узнать точные координаты минной постановки.
После 1945 года из трофейных немецких документов, переданных нам английской стороной, стало известно о наличии мин в Обской губе. В 1946 году район, где предполагалось наличие мин, был объявлен запретным для плавания. В 1947-м там провели первое траление, а затем повторяли его в 1948–1951 годах, в 1953-м, 1959-м и в 1981-м. Из-за сложных условий Обской губы и специфики донных мин ни одна из них не была обнаружена.
Возможно, про мины и забыли бы, но в XXI веке в связи с освоением сибирского шельфа к теме минных постановок пришлось вернуться.
– С помощью историка Мирослава Морозова нам удалось локализовать район постановки, – рассказывает Алексей Викторович. – Мы обнаружили несколько десятков миноподобных объектов. Почему не мин? В водах Обской губы очень плохая видимость. Не помогает даже мощное освещение. Водолазам приходилось работать буквально на ощупь. Поднять на поверхность и разрядить их невозможно, поскольку у каждой из них есть ловушка, обеспечивающая ее неизвлекаемость. Приходится уничтожать на месте. К сожалению, не всегда удается добиться детонации.
Немецкие «подарки» 1942 года
Проводится подобная работа и в Кольском заливе. Немецкая авиация в 1941–1942 годах несколько раз минировала его. По данным Мирослава Морозова, первый вылет был в ночь на 23 июня 1941 года, сброшено 16 мин. Второй – в ночь на 24 июня, сброшено 12 мин. Следующее минирование прошло 21 июля – 6 мин. Ставились беспарашютные бомбы-мины ВМ1000. Постановки 1941 года успеха противнику не принесли.
В 1942 году минирование Кольского залива продолжилось. В итоге на выставленных заграждениях подорвались несколько судов, в том числе транспорты из состава конвоев. Однако груз с них был спасен, а человеческие потери оказались минимальны. Поэтому минные постановки 1942 года тоже не оказали какого-то серьезного влияния на работу мурманского порта. Часть мин, возможно, до сих пор лежит на дне залива. Но никакой угрозы они не представляют, так как находятся в небоеспособном положении. Но теоретически мины, выставленные в годы войны, могут сработать и сегодня.
13 апреля этого года судно гидрографической службы «Николай Скосырев» вышло в один из районов Кольского залива, где на дне еще могут лежать немецкие «подарки». Искали мины, а нашли... самолет.
– С этим самолетом очень интересная история, – говорит Алексей Викторович. – Как нам удалось установить, впервые его обнаружили еще лет 40 назад. И тогда же пытались поднять. Но не смогли, а еще больше разрушили. И забыли на много лет. Но это еще не все. При приводнении из четырех человек экипажа двое тогда спаслись, один утонул в холодной воде, а стрелок-радист выбраться не смог и погиб. Присутствие погибшего на борту делает самолет воинским захоронением. Но этот самолет в результате неудачной попытки подъема развалился на части, а тот фрагмент, где находится стрелок-радист, мы найти пока не смогли, район поиска надо будет расширить. Поэтому возникла трудность в определении статуса самолета. Пока его не установим, ничего трогать не имеем права. Что же касается мин, то в Кольском заливе найдено несколько десятков миноподобных объектов. Их еще предстоит дообследовать, благо условия видимости сделать это позволяют. Комплексная экспедиция продолжается. И другие результаты у нее, мы уверены, еще будут.
Андрей КИРОШКО.
Фото предоставлены гидрографической службой Северного флота, а также взяты из открытых Интернет-источников.