Пронзительная карточка
Кроме Людмилы Белозеровой городские крыши знают так же хорошо, пожалуй, только мурманские строители. Сколько снимков сделано этой легендой мурманской фотографии с ее козырного ракурса – макушек зданий! Одна из самых пронзительных и многими горожанами любимых фотокарточек та, где в центре сердца из протоптанных дорожек возвышается первый памятник арктической столицы – Жертвам интервенции. Кто из нас не проходил мимо этого местечка! И только Людмила Александровна смогла увидеть сакральный смысл стыка прошедшего и настоящего мурманского времени, найти уникальную точку съемки и донести этот смысл до зрителей.
Знаменитая фотография в числе других представлена на выставке Людмилы Белозеровой в Мурманском городском выставочном зале, которую устроители назвали «Мурманск. Времена года» и этим определили лирический настрой тематики работ. Ведь острых социальных тем, которым посвящено большинство снимков мурманской легенды фотографии, сейчас хватает и без того, посчитали организаторы. А душе хотелось праздника. И он удался: на открытие выставки пришли друзья Людмилы Александровны и, вдохновившись лирикой работ, еще долго пили чай с вкуснейшими пирогами. Их к праздничному столу прислали поклонники творчества мурманчанки из сети городских кафе и пироговых «Штолле», один из залов которых на проспекте Ленина оформлен снимками Белозеровой.
«Барахло»
Однако без любимой этой талантливой горожанкой «социалки» все же и тут не обошлось! Почетный гражданин города-героя Мурманска, советский мэр арктической столицы Владимир Ильич Горячкин передал через «Вечерку» виновнице торжества привет и напомнил, как она в начале 80-х годов прошлого века, в бытность Горячкина председателем Мурманского городского исполкома, едва ли не каждую неделю носила ему в кабинет фотографии с неубранными дворами и помойками. Почти до инфарктного состояния доводила! Владимир Ильич по этому поводу, бывало, ругался, с возмущением говорил Белозеровой: «Что ты носишь мне под нос это свое барахло?!». А сейчас признается, что очень ей благодарен: «Она была моим помощником на добровольных началах». Много лет назад, на пятидесятилетний юбилей Владимира Горячкина, Людмила Александровна подарила ему авторский альбом с фотографиями Мурманска разных лет. И он очень гордится этим фактом, а альбом бережно хранит и порой снимки из него использует в своих книгах о становлении и развитии столицы Кольского Заполярья.
А Людмила Белозерова, в свою очередь, хранит публикацию из «Вечерки», в которой Горячкин рассказывал о ее визитах со снимками помоек. Рассказывает: «Просто не терплю помойки, свалки, неубранные дворы! И с помощью своих фотодоказательств добиваюсь, чтобы навели порядок! Горячкин был единственным мэром, который меня принимал, и хоть и ругался, но фотографии брал и вопросы решал».
Дорогой сердцу сюжет
На открытии выставки не обошлось без вопроса о самом главном снимке 87-летней легенды мурманской фотографии, о том, который хранится в самом сердце. И Людмила Александровна не стала кокетливо отнекиваться: мол, этот снимок еще впереди.
«Такая фотография есть, и тут она не представлена. Я эту фотокартину, возможно, когда-нибудь отдельно выставлю, – мечтательно предположила она. – Ее история была такая: мурманские рыбаки пришли из рейса. И сели в сквере на Пяти Углах на скамеечку отдохнуть. Я сначала прошла мимо них. А потом подумала: «А почему же я их не снимаю?!». И сделала снимок. А потом оказалось, что среди этих рыбаков – дядя Миша, мой сосед по дому. Этот сюжет мне очень дорог: шесть мурманских рыбаков, которые только-только ступили с траулера на родной берег и наслаждаются спокойной счастливой городской жизнью».
Позитивная эмоция
Выставку своих фоторабот Людмила Белозерова, снимающая Мурманск с 1949 года – момента появления в ее жизни первого фотоаппарата, посвятила 105-летию арктической столицы. А поскольку огромный объем снимков городской зал на улице Октябрьской, 22 представить не мог, было решено продолжить экспозицию на еще одной выставочной площадке – во Дворце культуры и народного творчества имени С. М. Кирова. Интересно, что схожие по идее и смыслу выставки получили разные названия. В городском выставочном зале – «Мурманск. Времена года». А в «Кировке» – «Мурманск – четыре сезона». Но оба эти события начались с позитивной неугомонной эмоции автора – после открытия выставок поклонники творчества Людмилы Александровны еще долго, прыская в ладошку, пересказывали друг другу, кого 87-летняя легенда городской фотостудии «Мурманск» припечатала крепким словцом, какие вспоминала байки о Мурманске прошлых лет, а где и пританцовывать пыталась! На костылях-то!
Жизнь города
У многих поклонников творчества Людмилы Белозеровой есть своя любимая фотография. У Юлии Макаровой, сотрудницы Мурманского городского выставочного зала, например, любимая фотография – с полем подсолнухов, которую ей подарила автор. Снимок сделан в отпуске в Краснодарском крае, где Людмила Александровна долго искала красивое место. Попросила местного водителя отвезти ее туда. И вдруг на полдороге крикнула: «Стой! Я нашла это место!». Так в ее архиве появилась серия снимков краснодарского поля с подсолнухами. И одну из фотографий этой серии автор попросила представить на выставке о Мурманске в «Кировке», чтобы подарить надежду на солнце, лето, скорейший отпуск заполярным гостям экспозиции.
А в городском выставочном зале такую же позитивную эмоцию дарит фотография верблюда, пасущегося среди кустов в центре города. Этот уникальный верблюд, живший на мурманской конюшне в нулевых годах, давно переехал в более теплые края, а на снимках Людмилы Белозеровой продолжает удивлять горожан своим северным характером и заставляет улыбнуться.
«Фотоархив Людмилы Александровны поистине уникален! – говорят о талантливой мурманчанке в городском выставочном зале. – В нем заключена память нескольких поколений горожан. Мурманск, его дома и улицы, его природа и, конечно же, мы, обычные жители, – настоящий источник вдохновения для автора. На ее снимках вы не встретите фальши. Здесь только обычная жизнь целого города, идущая своим чередом, с ее радостями и горестями, подмеченная объективом мастера».
Работа выставки продлится до 13 мая.
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото и фоторепродукции Игоря ЕРЕМЕНКО