На этой неделе АНО «Центр городского развития Мурманской области» с помощью коллег из Санкт-Петербурга провел три встречи с группами мурманчан, чтобы окончательно понять, какой хотят видеть главную площадь и примыкающие к ней улицы сами горожане.
В фокусе внимания
Напомним, на прошлой неделе начался предварительный этап всероссийского конкурса на разработку архитектурной концепции комплексного благоустройства площади Пять Углов, улиц Самойловой и Воровского. В его рамках должны быть выбраны участники, имеющие успешные примеры проектирования таких объектов, как главная площадь города. Отбор завершится 5 мая. К этой дате должно быть сформировано техническое задание, основанное на мнениях северян.
На этой неделе свое мнение по поводу благоустройства Пяти Углов высказали эксперты, предприниматели и представители общественных организаций. На первой встрече из 18 участников две трети действительно были экспертами в областях, связанных с благоустройством города: архитекторы, специалисты транспортной отрасли, историки, художники, кандидат биологических наук. Если не зацикливаться на дипломах, то к экспертам можно отнести и администратора сообщества «Мурманский урбанист» в соцсети «ВКонтакте» Никиту Бойко, и представителя мурманского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Антона Алимова. Кроме них в обсуждении участвовали журналисты и блогеры.
Почти никто из экспертов о переводе улицы Самойловой в разряд пешеходных не вспоминал – уж очень она обособлена от Пяти Углов. Вместо нее внимание было переключено на улицы Ленинградскую и Воровского. Эксперты еще раз попросили включить в техническое задание всю улицу Ленинградскую, а не только ее отрезок от отеля «Меридиан» до делового центра «Арктика».
Проблемы с лицом
Выступления и обсуждение настоящего и будущего центра города длились два часа. Высказаться дали каждому. Звучали мнения, что половина площади Пять Углов и примыкающих к ней улиц – это парковка, причем стихийная. Что у площади нет лица, то есть индивидуальных черт, которые бы подчеркивали самобытность города. При этом она уже настолько плотно пронизана транспортными потоками, что кардинально изменить ее конфигурацию невозможно без ущерба для удобства горожан. Вот основные утверждения, с которыми согласились все.
– Я видел предложение сделать участок улицы Воровского от проспекта Ленина до «Волны» пешеходным, чтобы соединить площади между «Арктикой» и «Меридианом», но это чревато негативными последствиями, – считает заместитель генерального директора АО «Электротранспорт» Владимир Буряк. – Через этот участок улицы Воровского, например, проходят и междугородные автобусные маршруты, и укороченные рейсы троллейбусов № 3 и 6, когда из-за аварийных ситуаций или заторов невозможно выполнить рейс полностью. Этот проезд нужен для стабильной работы общественного транспорта, которым ежегодно пользуются 43 миллиона мурманчан.
Но вот что можно изменить – это озеленение. Заведующая кафедрой естественных наук МАГУ кандидат биологических наук Мария Меньшакова считает устаревшим стиль озеленения Пяти Углов и соседних улиц.
– У растений, которые там находятся, низкий период декоративности, их нужно заменить вечнозелеными кустарниками и деревьями или теми, которые долго радуют глаз, – советует ботаник. – Еще хотелось бы видеть в Мурманске хотя бы один парк, в котором можно полноценно отдохнуть от города, то есть чтобы не видно было ни дорог, ни домов.
Замечание по поводу центрального сквера было и у начальника службы движения АО «Электротранспорт» Ольги Коробковой. Несмотря на то, что она сама – молодая мама, детскую площадку на площади считает лишней.
– Пять Углов должно быть не только и не столько местом отдыха, сколько символом, как Красная площадь в Москве, – высказал мнение ответственный секретарь мурманского отделения Российского исторического общества Дмитрий Жалнин. – На главной площади должна быть архитектурная доминанта, которой может стать давно задуманный памятник покорителям Арктики. Сейчас площадь выполняет только функции транспортного узла и подхода к торговым центрам, что весьма печально.
Владимир Буряк добавил, что турист, выходящий с вокзала на площадь, должен видеть исторический архитектурный ансамбль, поэтому современные строительные материалы при благоустройстве нужно применять где угодно, но не на Пяти Углах.
– Разве город – это музей? Может, тогда вернем старую застройку и деревянную «Арктику»? – парировал Антон Алимов, но ведущие встречи не позволили развиться этой дискуссии и попросили вернуться участников к проблемам мурманского центра.
Художники Юрий Шачнев и Мария Михайленко обратили внимание на то, что сейчас доминантой площади является огромный экран, на котором показывают рекламные ролики. Своей яркостью и пестротой он перебивает все окружение. А напротив него – здание универмага «Волна» с кучей крикливой наружной рекламы. Весь этот визуальный мусор, к которому относятся и десятки автомобилей перед «Меридианом», будет мешать восприятию даже идеального архитектурного ансамбля.
Для машин или пешеходов?
Все понимают, что, освобождая главную площадь от парковки, нужно предложить автовладельцам альтернативу. Большинство тех, кто участвовал в обсуждении благоустройства центра Мурманска, предлагают построить многоуровневую парковку на пустыре за «Меридианом». Это предложение почему-то звучит постоянно, несмотря на то, что специалисты уже многократно объясняли: под этим пятачком проходит так много разных коммуникаций, что его даже асфальтировать не рекомендуется, не то что строить там что-то. В то же время архитектор Александр Иванов считает, что на Пяти Углах нужно сделать подземную парковку, потому что под площадью нет инженерных сетей. Он еще в прошлом веке разработал проект подземной стоянки на 150 машин, который частично реализовали при реконструкции гостиницы «Артика». Идею убрать транспорт под землю поддержала директор Мурманского областного краеведческого музея Елена Химчук, подчеркнув, что таким образом и облик города не изменится, и сохранятся все видовые исторические зоны.
Никита Бойко предложил сделать парковку на улице Ленинградской платной, чтобы упорядочить этот процесс и приучить людей пользоваться общественным транспортом.
Журналист Сергей Юдков напомнил, что перед тем, как начинать реконструкцию площади, нужно привести в порядок фасады литерных домов, выходящих на Пять Углов.
Администратор Интернет-сообщества «Мурманск: что есть и что будет?» в соцсети «ВКонтакте» Кирилл Бобров тоже считает, что если не привести в порядок дома на проспекте Ленина, то нет смысла облагораживать улицы Воровского и Самойловой. А если не ликвидировать большую часть парковки перед «Меридианом», то красивого ансамбля на Пяти Углах сделать не получится.
– Сейчас, даже если убрать оттуда машины, заасфальтированное пространство останется непривлекательным, – признает блогер. – Но по аналогии с центральным сквером, где раньше мы каждую весну тонули в раскисшей кирпичной крошке, предлагаю уложить брусчатку перед отелем, и площадь заиграет по-новому!
Заведующий сектором общественного транспорта областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Николай Михайлов предложил сменить покрытие и на площадке у делового центра «Арктика».
Случайные люди
Возвращаясь к теме пешеходных улиц, Александр Иванов сообщил, что еще в 80-х годах был разработан проект превращения улицы Воровского в мурманский Арбат. Это было актуально и осуществимо в отличие от перекрытия улицы Самойловой, где почти каждый день грузовики привозят новые товары в те или иные магазины. Почему тот проект не был реализован, как и многие проекты реконструкции Пяти Углов? Участники встречи на удивление быстро нашли ответ. По их мнению, у власти в Мурманской области часто оказываются приезжие карьеристы, которых интересует не город и горожане, а только наполнение собственного кармана и продвижение по карьерной лестнице с помощью отчетов о реализации масштабных прожектов на бумаге. Станет ли исключением работа над проектом реконструкции Пяти Углов, будет известно в следующем году. Конкурс завершится в конце июля. Реконструкция площади запланирована на 2022 год.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО