Герман Иванов один из тех депутатов, которые представляют в региональном парламенте Мурманск. Он самый молодой депутат Мурманской областной Думы. Несмотря на всю его открытость и доступность, с ним трудно договориться об интервью. Журналист «Вечернего Мурманска» договаривался целую неделю. Сначала Герман Александрович был в командировке в Москве, а по возвращении занялся решением тех неотложных вопросов, которые накопились за время его отсутствия. Но журналист «Вечерки» был очень настойчив.
Ближе к земле
- Герман, вы уже пятый год депутат Мурманской областной Думы. Мне кажется, что это достаточный срок, чтобы вы определили для себя, кто такой депутат областной Думы.
- На мой взгляд, депутат – это посредник между властью, в большей степени мы имеем в виду власть исполнительную, и населением, людьми, избирателями. Депутат должен в случае незаконности каких-то действий пресечь их и заставить соблюдать закон всеми средствами, какие есть в его распоряжении. Если же все законно, но людей, избирателей это не устраивает, то депутат должен откровенно с ними об этом поговорить, объяснить, почему что-то возможно, а что-то невозможно сделать. Или придумать, как можно скорректировать законодательство тем или иным способом. Конечно, это кропотливый и очень сложный процесс. Обращений очень много. Человеку нужна помощь, участие, содействие, порой даже в мелких бытовых вещах.
- Таким ответом вы признаете, что у нас есть несовершенные законы, и ваша задача эти законы изменить в пользу людей?
- Дело даже не в том, что какие-то законы неправильные. Законы пишутся и принимаются в один период, исходя из текущей экономической, исторической, социальной ситуации. Проходит какое-то время, ситуация меняется, и необходимо обновление закона. И это процесс постоянный. Собственно, в этом и заключается рутина работы областного депутата – изменение, усовершенствование регионального законодательства, приведение его в соответствие с федеральным. Здесь очень важно чувствовать тонкую грань. Ведь так не бывает, что граждане захотели – депутат принял закон. Все гораздо сложнее. Система законодательства, во-первых, призвана защитить интересы большинства людей, а во-вторых, она обязана противодействовать возможности личного использования законодательства в своих целях. Повторюсь, это очень сложный процесс.
- Получается, что чем ниже статус депутата, скажем, депутат городского Совета, тем ближе он к земле, к людям.
- Да, и для меня этот вопрос очень принципиальный! Я знаю, что иногда меня и критикуют, и коллеги высказывают недоумение по поводу того, что я сильно похож на муниципального депутата: мол, слишком много времени провожу в своем избирательном округе. И действительно у меня приемы граждан в период до пандемии проводились два-три раза в месяц. Это по меркам Областной Думы считается довольно часто. Причем приемы в разных точках. В пандемический период это стало, к сожалению, невозможно. Приемы вел заочно, по телефону. Сейчас, когда ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, ослаблены, я снова в очень интенсивном режиме возобновляю приемы мурманчан. У меня достаточно большое, в сравнении с другими депутатами, количество обращений. Тема обращений тоже часто очень приземленные: дворы, подвалы, чердаки… Это, может быть, в большей мере задача муниципального депутата, но мне важно все это изучить изнутри.
Есть две точки зрения. Одни считают, что областной депутат работает над областным законодательством и нечего ему лезть в какую-то мелочевку. Другие же говорят: мол, Бог с ним, с этим законодательством, вы нам на земле помогите. Кто-то занимает серединную позицию. Я по своему внутреннему убеждению серединную позицию занять не могу. Мой приоритет - общение с людьми. Для меня это органичнее, приятнее, мне так понятнее своя полезность.
- Из телефонного разговора с вами накануне нашей встречи, я понял, что вы не только на «своей» земле работаете, а еще и на «чужую» территорию суетесь?
- Для меня нет такого понятия, как «своя» и «чужая» земля. Если избиратель не с моего округа, то я не посылаю человека к «его» депутату. Хотя, я знаю, что некоторые мои коллеги говорят: «Ну что же вы пришли ко мне? Обращайтесь к своему депутату». Если вопрос действительно очень серьезный, то я всегда ставлю в известность депутата, который избирался по тому округу, где проживает обратившийся ко мне человек. А обращаются не только мурманчане, но и жители области. Также ставлю в известность представителей исполнительной власти муниципалитета, из которого идет обращение. Во-первых, я считаю этически правильным так поступать, а во-вторых, когда ты ставишь в известность исполнительную власть, то внимания к проблеме больше, а значит, и решить ее будет легче. А если усилия прилагают несколько депутатов, то это делает решение проблемы еще более возможным.
Два списка
- Приближаются выборы в областную Думу. Собирается ли депутат Герман Иванов в них участвовать?
- Решение о том, чтобы участвовать в выборах в 2021 году, я принял еще в 2018 году. В 2016 году меня избрали депутатом, в 2017 работал и пытался понять, могу ли я реально исправить какую-то ситуацию, или просто формально наделен какими-то полномочиями. Ну, наделен и наделен: сиди себе спокойно и не суйся никуда. Но мне важно было понять какова перспектива личностного роста. Не карьерного, не зарплатного, а именно личностного. Это для меня самое важное. Когда я прихожу в какую-то новую сферу, будь то, педагогика, наука, или, например, телевидение, КВН, мне важно понять, что здесь я личностно вырасту. За первый год депутатства я понял, что есть целый ряд направлений, в которых депутат очень быстро может добиться определенных результатов. Есть медленно решаемые вопросы, а есть быстро решаемые, в которых именно участие депутата областной Думы – главный фактор! И тогда у меня стали формироваться два списка: в первом вопросы, которые можно и нужно закрыть за первый депутатский срок, во втором – проблемы, которые за первый срок мне решить не удастся. Значит, нужно избираться в 2021 году.
- Вы сказали, что есть целый ряд вопросов, которые можно решить быстро. Означает ли это, что кто-то из чиновников работает спустя рукава, и его нужно подхлестнуть?
- Действительно, бывает так, что кто-то из исполнителей работает откровенно плохо. А по какой причине? Он просто привык работать плохо, или же не понимает важности проблемы, о которой идет речь? Может быть, ему надо это объяснить? Я всегда говорю: «Помните, если вы обратились один раз, то вашу проблему могут просто не заметить». Когда в офисе управляющей компании появляется депутат, то для всей УК – это сигнал. Этот приехал! Надо поскорее решить вопрос, чтобы он уехал и не ходил тут, нас не нервировал. Я знаю такие управляющие компании, в которых мое появление вызывает внезапное желание поскорее решить проблему. При этом у меня хорошие отношения с управляющими компаниями.
Личный прием на улице
- Вы сказали, что до пандемии проводили по два-три приема граждан в месяц. С чем идут люди? С личными проблемами, или предлагают законопроекты?
- Бывает и такое. Спектр вопросов просто огромен. Например, приходит человек и говорит, что принес мне шутки. Приходит другой человек и спрашивает: «Это что, серьезно вы?». И такой случай был не один. Отвечаю: «Да, это я. У вас какой вопрос?». А он в ответ: «Да нет у меня никакого вопроса. Я просто пришел посмотреть вы это или не вы». А иные прямо с порога заявляют: «Я знаю, как обустроить Россию». А между ними вопросы, касающиеся социалки, вопросы помощи малоимущим, пожилым, тем, кому нужно особое внимание.
- То есть, КВНовский шлейф за вами тянется?
- Да, тянется. Для депутата в межвыборный период это может быть и плохо. Ведь если депутата знают в лицо, так ему в случае чего в это лицо все и выскажут. У меня такое бывает, и мои родные и близкие к этому уже привыкли. Я хожу по обычным магазинам, бываю в обычных местах, никакими элитными услугами не пользуюсь, люди встречают меня на улице, останавливают, просят помочь. У меня даже такое понятие появилось – «личный прием на улице». Когда я лежал с ковидом в больнице, я и там вел личные приемы. Решал какие-то вопросы и оттуда. Я рассказывал в своем видеоблоге, что в больнице меня пригласили в палату мужики, посадили на стул: дескать, давай, депутат, общайся с народом. Задавали вопросы. Достаточно острые. Я спокойно на все вопросы ответил, раздал визитки, телефонные номера. А вот избегать людей, стараться общаться с ними пореже, особо не мелькать - для меня это крайне неприемлемая позиция! Так что моя узнаваемость, публичность легла в эту мою профессию. Но эта узнаваемость, скорее, минус. Особенно, если она КВНовская. Даже для коллег. Первые пару лет многие из них так и смотрели на меня: мол, какой-то парень (а я самый молодой депутат в этом созыве) из телевизора вылез, народ за него и проголосовал. Но никто и не знал, что я педагог с огромным стажем, кандидат наук, общественный деятель. Я все-таки занимался молодежным самоуправлением очень много и очень долго. Но это все остается в тени, а на виду - КВНщик из телевизора.
- Как бы то ни было, но в 2016 году после того, как команда КВН «Сборная Мурманска» закончила свои выступления в Высшей Лиге КВН, вы оказались витязем на перепутье. Перед вами было три дороги, из которых предстояло выбрать одну.
- Да, только основных дорог было все-таки две. Нужно было принять решение: это телевидение в Москве или что-то другое. И я бы не сказал, что решение это далось мне трудно. Конечно, для молодого человека важна не только самореализация, а чтобы за это еще и деньги платили. Карьера на телевидении сулила намного больше денег, чем все остальное. Там нужно очень много пахать, но телевидение дает популярность, финансовое благополучие, определенную степень защиты. Однако я почувствовал, что мне на душе спокойнее, когда я здесь, в Мурманске, который за многие годы стал мне родным (родился я в Мончегорске). И эта близость и желание как-то повлиять на жизнь людей здесь, в нашем замечательном городе, стали для меня решающим фактором. И я вернулся в родной город. В родной университет. Когда появился шанс попробовать себя на выборах (а эти выборы надо было еще и выиграть!), то моими настольными книгами стали Жилищный Кодекс, Административный Кодекс, Гражданский Кодекс. И, кстати, на встречи с избирателями я не стеснялся ходить с этими книгами. Старался донести до людей, что я человек совестливый, порядочный, человек, который быстро научится и будет людям помогать.
Постоянная работа над собой
- Что стало за эти годы самым сложным в депутатской деятельности Германа Иванова?
- Самое сложное в депутатской деятельности – это бюджетирование. Я чистый гуманитарий, и мне было крайне сложно это все объять, но когда я стал депутатом, то вошел в максимально возможное количество комитетов. Была бы возможность, я бы вошел во все, но регламент позволяет работать только в четырех. Самым сложным документом для меня был и остается бюджет. И самая сложная работа. И самая важная. Магистральных разногласий с исполнительной властью региона у нас нет, а вот в деталях иногда спорим просто яростно.
- За эти четыре с лишним года у вас есть некоторые достижения: вы набрались депутатского опыта, сделали для себя определенные выводы, успели переболеть ковидом и жениться.
- Да, женился и честно скажу, что для меня семья это… ну, как вам сказать… После всех сложностей, дрязг на работе, большого количества проблем, которые порой ты не можешь решить быстро, хочется прийти в какое-то место, где ты имеешь возможность все это хотя бы на время оставить за порогом. Вот это и есть дом, семья.
- Получается оставить за порогом?
- Я над этим работаю (смеется). Я вообще человек, который постоянно работает над собой.
Беседовал Андрей ПРИВАЛИХИН.