На прошлой неделе в Мурманске прошло очередное заседание Совета депутатов. На нем обсуждали поправки в городской бюджет 2020 года и уточняли правила компенсационного озеленения. На что будут потрачены
оставшиеся средства из порядком опустевшей в пандемию городской казны? Почему нельзя озеленять участки, под которыми пролегают теплотрассы? Какие дороги отремонтируют в следующем году? И как заставить подрядчиков соблюдать сроки? На эти и другие вопросы «Вечернему Мурманску» ответил глава муниципалитета Андрей Сысоев.
Выполнить обязательства
– На последнем заседании Совета депутатов Мурманска были внесены изменения в бюджет нынешнего года. Почему сейчас понадобилось корректировать главный финансовый документ города?
– Заканчивается очень непростой год. Экономический кризис усилен событиями, связанными с пандемией коронавируса. Естественно, это осложнило финансовую ситуацию не только в нашем городе, но и в стране, и во всем мире. Предприятия простаивали несколько месяцев, тем не менее нужно было платить зарплату людям и поддерживать производство там, где его приостановка невозможна. Поэтому бизнесу были предоставлены очень серьезные льготы. Городской Совет депутатов, по сути, пошел на беспрецедентные меры. Предприятия и организации, наиболее пострадавшие от пандемии, были вообще освобождены от арендных платежей, которые идут в бюджет города. Для остальных были установлены арендные каникулы, когда плату можно было просто не вносить, а затем использовать практически годовую рассрочку на арендные платежи. Отдельного слова заслуживает решение Мурманской областной Думы о налоговых преференциях малому и среднему бизнесу. Понятно, что в условиях пандемии такая мера оправданна, но действие соответствующего областного закона распространяется аж на три года вперед. С моей точки зрения, это решение очень спорное в части сроков. Оно ставит город в непростое положение на годы.
В 2020 году бюджет Мурманска суммарно недополучит около миллиарда рублей. Это больше десяти процентов от всех собственных доходов города, которые были первоначально заложены в бюджет. Цифра очень серьезная, поэтому в конце года нужно было принять решение, на что потратить оставшиеся небольшие деньги. Разумеется, в первую очередь город выполняет свои социальные обязательства – это зарплаты бюджетникам и все необходимые компенсации. Это так называемые защищенные статьи расходов. К ним же относится поддержание жизнеспособности города, и в частности, наших учреждений образования. Также необходимо завершить все начатые проекты. На все это нужны деньги, и их перераспределение на первоочередные нужды естественно. Очень важным является то, что сегодня город живет нормальной жизнью, несмотря на обстоятельства. Сейчас приближается к заключительной фазе работа над бюджетом следующего года. Тот опыт, который мы приобрели в нынешнем году, будет учтен.
Зелень остается во дворе
– Депутаты не только внесли важные поправки в финансовые документы, но и уточнили порядок компенсационного озеленения Мурманска. Понятно, что вопрос этот не столь глобальный, но оттого не менее важный. Что изменилось? Как вообще работает система компенсационных посадок?
– По существующей нормативной базе любое дерево, которое вырублено в Мурманске, должно быть компенсировано. Как работает этот механизм? Предположим, условная компания, предприятие или организация, собирается что-то построить на участке, где растут деревья. Понятно, что не удастся сохранить эти насаждения в полном объеме и нужно принимать решение о вырубке. Компания обращается в городскую администрацию и информирует о своих намерениях. Далее специальная комиссия считает деревья на участке и оценивает их качество: одно дело, если там береза или рябина, и другое – сорная ива. На основании такого обследования устанавливается норма компенсационного озеленения, которое должна будет выполнить организация, и конкретное место посадки. Не всегда взамен срубленной зелени сажают именно деревья, иногда решение принимается в пользу газонов. Если вырубка произведена незаконно, то есть не была согласована, объем компенсационного озеленения в разы больше, чем если бы все было сделано легально. Самовольная вырубка не останется незамеченной, в том числе и потому, что мурманчане очень ценят зелень, проявляют бдительность и сразу же сигнализируют о подозрительных действиях.
Что касается мест компенсационного озеленения, то тут вопрос решается индивидуально. Например, если вырубленные деревья росли на сетях, то на том же месте посадить новые нельзя, потому что позже это создаст большие проблемы при ремонте коммуникаций – к ним придется пробираться сквозь разветвленную корневую систему. В случае аварии на теплотрассе, к которой подключен целый микрорайон, тратить на это время недопустимо, особенно зимой. То есть после ремонта труб мы по объективным причинам не можем посадить деревья туда, где они росли раньше. Это важно понимать и не устраивать разборки просто по незнанию. А такие прецеденты уже были. Например, когда на улице Софьи Перовской меняли теплотрассу, пришлось снести деревья над ней. Разумеется, на прежнее место их не вернули, и это стало причиной скандала.
Теперь об изменениях в порядке компенсационного озеленения. Они касаются только придомовых территорий. Новые деревья теперь должны быть посажены в тех же дворах, где были вырублены. Например, если жильцы приняли решение оборудовать у дома детскую площадку или парковку и для этого нужно очистить территорию от растительности, то деревья взамен срубленных должны появиться в этом же дворе. Если такой возможности нет, то их следует сажать на прилегающей территории, максимально близко.
Широким фронтом
– Полгода осталось до старта новой кампании по ремонту дорог. Понятно, что пока бюджет не сформирован окончательно, говорить о конкретных цифрах рано. Но все-таки заглянуть в будущее хочется уже сейчас. Уже есть представление о том, где развернутся ремонты?
– Весь объем дорожных работ, которые проводятся в Мурманске, условно можно поделить на три составляющие. Во-первых, это ремонты, которые выполняются по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и с весомым федеральным софинансированием. Кроме того, дороги в Мурманске – административном центре Мурманской области – ремонтируют также на деньги, выделяемые для осуществления функций столицы региона. Эта работа ведется и по другим направлениям благоустройства: например, приводятся в порядок лестницы и освещение. Здесь участвуют муниципальный и региональный бюджеты. Средства на текущий ремонт и содержание улично-дорожной сети выделяются из городской казны.
В последние годы основной объем дорожных ремонтов проводится по нацпроекту. Сделано уже многое, но это не значит, что в Мурманске закончились дороги, которые нужно приводить в порядок. Здесь мы работаем в тесном взаимодействии с жителями, которые сигнализируют о проблемных участках. Несколько раз в год специальные комиссии обследуют городскую дорожную сеть и оценивают состояние полотна: что нужно сделать как можно скорее, а что можно немного отложить. На основании этих данных составляется план ремонта на будущий год. Это делается заблаговременно, чтобы за зиму успеть провести конкурсные процедуры по выбору подрядчика. И такой план уже есть. Так, в следующем году в рамках нацпроекта запланировано отремонтировать 28 объектов во всех округах города. К их числу относятся, например, улицы Володарского, Коминтерна, Капитана Буркова, Виктора Миронова, Ивана Сивко, Ростинская, Сполохи, Фрунзе, Школьная в жилом районе Росляково, Северный и Автопарковый проезды, Терский переулок и другие.
Поэтапный контроль
– В продолжение разговора о нацпроекте. Масштабы, как всегда, впечатляют, с качеством особых проблем тоже нет, а что насчет сроков? Раньше они соблюдались, но в этом году что-то пошло не так. Как не допустить отставания в будущем?
– «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – это пятилетняя программа с очень серьезным федеральным финансированием, особыми требованиями к качеству и срокам исполнения работ. Кроме того, выполнением строительного контроля по национальному проекту занимается независимая компания, выбранная по конкурсу. Это требование федерального центра для всех участников программы. Организация-контролер следит не только за качеством асфальта и сроками ремонта, но и за технологической картой выполнения работ. При этом до сих пор существует представление, что город сам заказывает, выполняет, принимает и оплачивает эти работы. Ничего подобного. Есть федеральный закон о закупках, который определяет процедуру выбора подрядчиков. Согласно ему компания, которая решила поработать на муниципалитет, не имея при этом соответствующего опыта, ресурсов и квалификации, не сможет это сделать. Но, как показал опыт, даже те фирмы, которые отвечают всем требованиям, впоследствии иногда подводят.
В прошлом году мы полностью уложились в сроки, завершив все ремонты до сентября. Мурманск даже попал в топ городов Российской Федерации, наиболее успешно справившихся со своими задачами. К сожалению, в этом году успех не повторился. Подрядчики, выбранные по конкурсу, завершили ремонты с опозданием, растянув их аж до ноября. В связи с этим я дал поручение администрации Мурманска очень внимательно проработать и без того жесткие условия контракта. Считаю, нужно ввести этапность. Что это значит? Мы не будем ждать, когда подойдет срок сдачи работ, а установим контрольные точки. Например, определим даты выхода на площадку, производства подготовительных работ, устройства основания дороги и так далее. Как только будет появляться отставание по одному из промежуточных этапов, подрядчик начнет нести ответственность. Соответственно, нужно проработать вопрос эффективных штрафных санкций. Бывает, подрядчику проще понести некоторые потери, снизив при этом темп выполнения работ и тем самым облегчив себе задачу. Конечно, это никуда не годится. Поэтому муниципальный контроль за работой подрядчиков будет только ужесточаться.
Все профессии важны
– На этой неделе вы побывали в муниципальном центре профессиональной ориентации «ПрофСтарт», где подростки могут получить первое представление о востребованных специальностях, попробовать себя в них и даже получить свидетельства, с которыми сразу можно работать. Уверена, что не все будущие выпускники и их родители знают о существовании такой замечательной возможности. Расскажите о ней подробнее.
– Начать тут следует издалека. По сути, система образования при социализме, которую многие ругают, многократно доказывала свою эффективность. Мы первыми полетели в космос и создали атомный ледокольный флот. Таких прорывов не могло быть без четко выстроенной и качественной системы образования – начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. Все это было продумано очень хорошо – строго соблюдались пропорции между количеством рабочих и специалистов с высшим и средним инженерно-техническим образованием.
Понятно, что без любой из этих кадровых составляющих производство в принципе невозможно. Если в штате одни инженеры, которые будут принимать гениальные технические решения, но нет рабочих, которые будут их воплощать, то заводы и стройки функционировать не смогут. В последние десятилетия подготовка среднего персонала и рабочих была упущена. Высшее образование большинство получали по гуманитарным специальностям. Из-за этого практически на всех промышленных предприятиях сегодня существует дефицит инженерных кадров: механиков, энергетиков, строителей. О рабочих и говорить не приходится. При этом сказать, что прежняя система подготовки полностью уничтожена, будет неправильно, потому что у нас работает, к примеру, строительный колледж имени Н. Е. Момота. Для меня было большим открытием, что из десяти его выпускников-сварщиков, которых норвежцы тестировали для работы на нефтяных платформах в море, европейский отбор прошли шестеро. Это говорит об уровне подготовки. Другой вопрос – это количество таких специалистов, которые выпускают наши учебные заведения. Поэтому центр «ПрофСтарт» занимается очень важным делом, помогая нашим детям сориентироваться в рабочих специальностях. Сейчас по дополнительным образовательным программам там занимаются 633 подростка. Среди них – будущие повара, слесари, электромонтеры, парикмахеры, швеи. В прошлом учебном году 241 выпускник «ПрофСтарта» сдал экзамены и получил свидетельство установленного образца. Но вовсе не обязательно, что все они десятилетиями будут оставаться рабочими. Я знаю много людей, которые начинали свою карьеру с этого, а заканчивали руководителями крупнейших предприятий. Уже на месте, убедившись, что выбрал правильное направление, и получив первый опыт работы, можно окончить вуз и в дальнейшем руководить направлением, которое знаешь изнутри. Как правило, такой путь выбирают очень мотивированные люди, из которых получаются хорошие руководители.
«Центр «ПрофСтарт» занимается очень важным делом, помогая нашим детям сориентироваться в рабочих специальностях. Сейчас по дополнительным образовательным программам там занимаются 633 подростка. »
Елена ГРИБОВА.
Фото из архива редакции
и из открытых Интернет-источников.