Пьяным бомбы по колено
Ленинский суд Мурманска осудил жителя города, обвиняемого в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве. По мнению суда, сделал он это из хулиганских побуждений.
Весной 2020 года мурманчанин, будучи пьяным, позвонил по телефонам экстренных служб и сообщил, что хочет взорвать многоквартирный дом в жилом районе Росляково. По тревоге туда срочно прибыли и правоохранители, и сотрудники экстренных служб. Информация о возможном взрыве не подтвердилась. Нетрезвый «минер» был задержан.
На суде он полностью признал свою вину и даже раскаялся в содеянном. Но это не помогло ему получить более мягкое наказание. Дело в том, что этот мурманчанин уже привлекался к уголовной ответственности по аналогичному обвинению. На этот раз суд ему назначил наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 7 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мало того, осужденному предстоит еще выплатить 23 тысячи рублей по гражданским искам правоохранительных органов и специальных служб.
Еще одного «минера со стажем» недавно осудили в Заозерске. Там местный житель решил поквитаться со своими обидчиками – следователями военного следственного отдела СК России по Печенгскому гарнизону. Они, по его мнению, несправедливо с ним обошлись, расследуя уголовное дело, связанное с совершенным им мошенничеством.
«Террориста», фельдшера военного госпиталя, вычислили быстро. Он входил в состав военно-врачебной комиссии и получил от трех военнослужащих деньги в сумме 22 тысяч рублей за оказание помощи в принятии нужного каждому из этой тройки решения о состоянии здоровья и годности к дальнейшей службе. И хотя фельдшер не мог принять такого решения единолично, деньги все же взял.
Об этом стало известно довольно быстро. К тому же факт передачи денег подтвердили все трое военнослужащих. Они раскаялись и дали изобличительные показания в отношении мошенника. Против него возбудили уголовное дело. Мировой судья принял во внимание, что на иждивении у обвиняемого находились трое малолетних детей, и решил ограничиться штрафом в размере 90 тысяч рублей. Надо сказать, что этого фельдшера за руку схватили уже не первый раз. Год назад точно за такие же действия он получил штраф в размере 50 тысяч рублей. И тогда мелкого взяточника от более сурового наказания тоже спасли малолетние дети.
И вот, приняв для смелости на грудь, мужчина позвонил следователям, которые вели его дело, и сообщил, что их здание заминировано. Специалисты быстро установили, что никакой бомбы нет и в помине. Фельдшера задержали сотрудники УФСБ России по Северному флоту. Глупая шутка закончилась судом по обвинению в мошенничестве и приговором – два года лишения свободы условно.
Звонок от «друга»
В потоке сообщений о происшествиях эпизоды, связанные с угрозами терактов, встретишь не каждый день. И тем не менее все они расследуются самым тщательным образом.
– Органы прокуратуры регулярно проверяют состояние законности в сфере профилактики экстремистских, террористических проявлений, – говорит старший помощник прокурора Мурманской области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму старший советник юстиции Елена Максимова. – В частности, в зоне нашего внимания находится статья 207 УК РФ, которая предусматривает ответственность о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. На мой взгляд, такие действия не только имеют большую общественную опасность, но их можно рассматривать как пропаганду террористической деятельности. И за данное преступление тоже предусмотрена ответственность. Она меньше, чем за терроризм, тем не менее лица, совершающие такие преступления, являются отчасти пособниками террористов, так как практически открыто пропагандируют противоправную деятельность и доставляют много хлопот правоохранительным органам и гражданам.
По официальным данным УМВД России по Мурманской области, за 2019 год в регионе было возбуждено 21 уголовное дело по статье 207 УК РФ. В 2020 году таких дел уже 32.
А что «минировали» в этом году? 24 января неизвестный с электронного адреса в Интернете сообщил о минировании Арбитражного суда Мурманской области. 26 мая неустановленное лицо направило заведомо ложное сообщение о минировании здания УМВД.
19 июля был «заминирован» железнодорожный вокзал, а на следующий день сообщили о заложенной бомбе в редакции одной из газет. Таких сообщений в отношении органов власти и объектов инфраструктуры за первое полугодие 2020-го набралось одиннадцать. Всего же было 29 заведомо ложных сообщений об актах терроризма.
– Что чаще всего «минируют» в нашем регионе?
– Административные, хозяйственные объекты, здания судов, – отвечает на вопрос Елена Евгеньевна. – Почти у всех сообщений подоплека одна и та же – внести хаос в работу людей, реже пытаются повлиять на действия и решения органов госвласти.
Многие сообщения поступают через Интернет. Тогда гораздо сложнее установить отправителя. Часто «минируют» из-за рубежа – из Турции, с Украины. Но если грозят по телефону, то злоумышленника отыскать гораздо проще.
Встал под чужой флаг
Минувшим летом Второй западный окружной военный суд рассматривал дело некого Т., 24-летнего жителя Североморска. Северянину предъявили целый букет обвинений: публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, призывы к террористической деятельности, оправдание и пропаганда терроризма, участие в деятельности террористической организации, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Как же умудрился угодить под такие статьи обычный молодой северянин? По мнению Елены Евгеньевны, все дело в его чувстве собственной невостребованности и недооцененности обществом. Такая смесь в одной голове нередко приводит к непредсказуемым результатам.
Все началось с создания муляжа взрывного устройства. Парень хотел попугать людей угрозой взрыва. Для создания «бомбы» понадобились совсем простые вещи: пластиковая емкость, скотч с приклеенными гвоздями, клей и бумага, на которой злоумышленник написал свои угрозы. Ничего не просил взамен, просто сообщал о готовящемся террористическом акте. Утром отнес конструкцию и записки в подъезд соседнего дома, установил на видном месте. Жильцы подъезда увидели странное сооружение между этажами, прочитали записки и вызвали полицию. Оперативники приехали быстро, эвакуировали жильцов, проверили все закоулки, но взрывоопасных предметов не нашли.
Кроме потуг на признание собственной значимости Т. считал себя убежденным сторонником радикальных течений ислама. В фантазиях он себя видел в рядах одной из международных террористических организаций, запрещенных в России. И вот однажды бредовые фантазии воплотились в реальность. В Интернете он нашел друга по интересам. Тот, по его словам, как раз и был представителем организации, о которой мечтал Т. Без лишних разговоров северянин согласился вступить в ее ряды. Через несколько дней он получил от наставника из Интернета первое задание – совершить теракт. Мишенью ни много ни мало выбрали здание отдела полиции по Североморску. Через тайник Т. получил все необходимое для создания самодельного взрывного устройства. Затем он отправил наставнику свой первый отчет о проделанной работе. В нем были снимки отдела полиции, предполагаемое место закладки взрывного устройства, общие планы и пути подхода и отхода от заминированного объекта. Для устрашения жителей города Т. в одной из популярных социальных сетей рассказал о планируемом взрыве. А еще поведал землякам о гибели одного из лидеров запрещенной организации, пообещав, что его дело непременно будет продолжено.
К счастью, беды не случилось. Надежно сработали оперативники. Т. уже не первый месяц был у них под наблюдением. После появления в Сети предупреждения о теракте правоохранители пришли в квартиру к Т., там нашли гранату, электродетонатор, элементы питания и радиоуправляемую детскую игрушку, гвозди, болты, гайки. Позже эксперты определят, что в сборе все найденное может быть использовано для создания самодельного взрывного устройства.
На суде Т. признал свою вину, но отказался давать показания. Впрочем, доказательств и так хватило. Приговором суда обвиняемый лишен свободы на тринадцать с половиной лет. Первые три года он проведет в тюрьме, остальной срок – в колонии строгого режима.
Валерий ДМИТРИЕВ.
Фото из открытых Интернет-источников.