Она одинаково хорошо управляет лошадью и мотоциклом, а еще водит грузовик и даже трактор! Про обычные легковые машины и говорить не стоит.
Екатерину Сидоренко знает, пожалуй, каждый мурманский байкер. Многие наши мотоциклисты учились именно у нее. И каждый год за заветными правами категории «А» идут все новые и новые любители двухколесных «железных коней».
Как Екатерину угораздило стать инструктором по вождению такого количества транспортных средств? Кто быстрее находит общий язык с мотоциклом – мужчины или женщины? Какие недопонимания возникают на площадке с брутальными байкерами? Обо всем этом – в нашем материале.
Пригодились навыки верховой езды
В девятилетнем возрасте Катя начала заниматься верховой ездой. А в 15 лет девушка уже была настолько опытным наездником, что начала учить новичков. К слову, первая официальная работа северянки как раз была связана с конным спортом на одной из заполярных турбаз. Потом Екатерина уехала на несколько лет в Санкт-Петербург, однако волей судьбы в 2010 году вернулась в Мурманск.
– После Питера мне здесь было очень скучно, – вспоминает наша собеседница. – Я пошла учиться водить легковую машину. И несколько раз мы заезжали на площадку, где в том числе занимались мотоциклисты. Решила: «А почему бы и нет?». Пойду заодно еще и на мотике отучусь ездить.
Это далось Екатерине легко, как говорится, села и поехала. Пригодились многие навыки верховой езды, например, правильные переносы собственного веса. Да и потенциальных падений мурманчанка не боялась – из седла мотоцикла лететь на землю гораздо ниже, чем из седла лошади. Зато в плане управления теперь нужно было рассчитывать только на себя. Конь, увидевший препятствие, либо преодолеет его, либо остановится, а вот байк… Нажмешь на газ, вовремя не вырулишь – так и в стену бетонную поедет.
Екатерина Сидоренко отучилась, сдала экзамен и сразу с площадки уехала на мотофестиваль в Мурманске, который проводился под Кольским мостом. Правда, пока только в качестве пассажира. За руль собственного байка девушка села весной следующего года.
Оставалась за старшую
– На следующий день после открытия мотосезона я купила себе мотоцикл, – говорит Екатерина. – Он мне служит до сих пор. Это эндуро «Yamaha Serow».
По старой доброй памяти мурманчанка заезжала на площадку, которая уже давно стала местом встреч наших байкеров. Здесь всегда можно было найти с кем поболтать, прокатиться по городу, обсудить последние заполярные мотоновости, да и руководство автомотошколы никогда не препятствовало тому, чтобы недавние выпускники тренировались в оттачивании маневров на площадке.
Иногда во время практических занятий Екатерина стала оставаться за старшую.
– Например, инструктору куда-то нужно отлучиться ненадолго, меня просят последить за учениками, – продолжает наша героиня. – Сначала это были те, кто уже ездит не первое занятие. Постепенно мне стали доверять и новичков. Трогаться-останавливаться может – и нормально. И вот так вот в течение лета меня оставляли на замены основного инструктора, а со следующей весны я уже и сама стала работать инструктором.
Больше тысячи байкеров
Екатерина Сидоренко преподает вождение уже десять лет. И если изначально она была мотоинструктором, то теперь учит водить не только байки, но также легковые и грузовые автомобили, квадроциклы, снегоходы и тракторы. Просто на тракторе она постоянно чистила площадку, да так отлично освоила эту технику, что стала еще и учить трактористов. В планах у Кати сдать экзамен на категорию «D» (автобусы).
Но сегодня мы говорим именно о мотоциклистах. В Мурманске байк-сезон короткий, как и сезон обучения на категорию «А». Обычно первые группы набирают в сентябре, а практические занятия начинаются в мае, на конец сентября – начало октября приходятся последние экзамены. Позже становится слишком холодно, да и в снегопад особо не покатаешься. «Город» мотоциклисты не сдают, только теорию и упражнения на площадке.
Бывали сезоны, когда Екатерина оказывалась единственным мотоинструктором на всю нашу область. Например, в 2016 году. Тогда поменялись требования относительно площадок, долго длилась волокита с документами. Большинство автошкол сделали уклон в сторону категории «В». И было просто негде получить мотоциклетные права. Почти. Школа, где работала и до сих пор работает наша собеседница, все-таки набрала группу. В итоге вышло так, что первые мотоциклисты сдавали экзамен лишь в августе. Их было больше 85 человек!
В обычные годы у Кати за сезон выпускается примерно 120 человек, правда, не все доходят до экзамена. Кто-то уезжает, кто-то просто решает, что это ему не надо. Если же говорить именно о тех, кто в конце концов получил заветные корочки байкера, то таких на счету мурманчанки больше тысячи.
…и уехала в забор
Кто приходит учиться ездить на мотоцикле? Да все подряд! Любого пола и возраста. Конечно, есть заметный численный перевес в сторону мужчин – где-то один к десяти, а также около 95 процентов тех, кто хочет сесть в седло мотоцикла и уже водит легковой автомобиль. Женщины пенсионного возраста появляются редко, хотя и такое случается.
– Самая пожилая женщина у меня была года три-четыре назад, 1958 года рождения, – вспоминает Екатерина. – Она пришла учиться вместе с дочкой, которая сдавала на категории «А» и «В». Сама же пенсионерка – только на мотоцикл. Да, с такими людьми есть некоторые сложности – с возрастом инстинкты самосохранения начинают работать все круче. Я просто не могла уговорить эту женщину переключиться на вторую передачу. Она думала, что как только переключится, мотоцикл просто улетит. Но потом все получилось, хотя первую сдачу экзамена все же завалила.
Необычная ученица допустила очень распространенную ошибку – послушала советов других. В то время, сейчас уже такого нет, одним из упражнений на площадке была «Колейная доска», когда водитель должен проехать небольшой отрезок по узкой – 25 сантиметров в ширину – линии и не съехать с нее. Обычно это упражнение проходили на легком газу. Пенсионерка же была очень осторожна и вообще не открывала газ, выполняя все маневры на холостых оборотах. Спокойно, ровно, красиво. Но на экзамене она насмотрелась на парней, которые подначивали: мол, газуй, так проще будет. Она и крутанула ручку. А после упражнения был резкий поворот налево. Дама как ехала, так и ушла в забор, с непривычки не успев ни затормозить, ни повернуть.
Пришла сдавать второй раз. Это был последний экзамен в сезоне.
– Стоят у меня человек 20–25 брутальных мужиков, пара-тройка девчонок и вот эта женщина, – говорит Екатерина Сидоренко. – Садится и показательно ровно проезжает идеально всю площадку. Кстати, она – одна из немногих, кто смог мне адекватно объяснить, зачем ей нужны мотоциклетные права. Женщина всю жизнь ездила на велосипеде, и по пять месяцев в году она проводит в деревне. Оттуда до ближайшей «цивилизации» добираться три километра, а до райцентра – 13. Для велосипеда, говорит, я уже старовата. И ей нужна была категория, чтобы водить мопед.
Необучаемых нет, есть волнующиеся
Узнав, что их будет учить девушка-инструктор, пришедшие в автомотошколу мурманчане порой удивляются, но скорее даже радуются. Но как-то раз одного из Катиных подопечных подобный расклад совершенно не устроил.
– У меня был ученик. Родом из лихих девяностых, – вспоминает наша героиня. – Я подходила к нему, делала замечания, а он на все находил отговорки. Все мои комментарии воспринимались в штыки, реакция была даже агрессивной. Понимаете, есть добрый и злой полицейский, а есть добрый и злой инструктор. Вот я добрый. В итоге пришлось попросить коллегу «пообщаться» с этим учеником, изобразить злого инструктора. Тот сразу все понял.
А я так не могу. Учеников, которые понимают исключительно грубость, отдаю другим инструкторам.
В целом Катя без проблем научит водить мотоцикл и девушку, и парня. Правда, девушки, говорит инструктор, более аккуратные и боятся немного больше:
– К концу практических занятий, как правило, результат один и тот же, но на первых порах мальчики чаще всего сели и поехали, а девчонки нет. Они сначала «выкатывают» свой страх. Но бывает и наоборот, в том числе и с машинами. Это раньше было так, что если приходит парень учиться, то он уже наверняка где-то по гаражам с папой на «копейке» гонял и в принципе умеет водить. А сейчас все чаще вижу ребят, которые на машинах только в компьютерных играх ездили.
– Есть такие люди, которым не дано водить мотоцикл? – интересуюсь у собеседницы.
– Необучаемых нет. Была девушка, которая идеально выполняла упражнения на площадке, что называется, не подкопаешься. В итоге она сдавала экзамены четыре раза, не доходя даже до третьего упражнения. Очень волновалась. Другую вгоняли в ступор просто мысли о том, что сейчас приедет инспектор ГИБДД. От вида человека в форме она бледнела, ее начинало трясти… Да и мужчины переживают. Это очень видно в момент предъявления паспорта – руки трясутся, ну и когда во время прохождения упражнений ноги на подножках ходят ходуном. Но если человек хочет научиться – он научится. По крайней мере, выполнит тот минимум, чтобы сдать на права.
А дальше что? Естественно, в город выезжать страшно. На помощь новоиспеченным байкерам приходят более опытные водители.
– Когда человек получил права, он может просто приехать к нам на площадку на своем мотоцикле, покататься, привыкнуть к нему, – говорит Катя. – А потом с ним несколько человек едут в город на мотоциклах. Берут «в коробку», чтобы хоть как-то прикрыть от автомобилей. Так он и тренируется.
За сезон Екатерина изрядно устает от работы, так как даже в выходные допоздна ведет практические занятия для мотоциклистов. Зато, говорит она, с друзьями видится гораздо чаще других. Они целыми компаниями приезжают прямо на Катино рабочее место. Правда, такой оживленной площадка станет только в мае.
Екатерина БОГДАНОВА.
Фото из архива Екатерины Сидоренко.