Внимательность против инженерии
Что противопоставить виртуальным шулерам
Тревожные цифры
Сегодня пластиковая банковская карта стала настоящим пропуском в мир финансов. Но за удобства приходится платить. По данным прокуратуры Мурманской области, в 2019 году в нашей области число мошенничеств с платежными картами стало на треть больше. Практически каждый день мы встречаемся с новыми формами обмана людей.
Услуги кредитных учреждений давно стали виртуальными. Через онлайн-сервисы, доступные с мобильных устройств, например Сбербанк Онлайн, оплачиваются счета, переводятся деньги и можно даже оформить ипотечный кредит. И чтобы ваши средства не попали в руки мошенников, сейчас особенно актуально хранить тайну своих персональных данных.
Совсем свежий пример, первый в области. Позвонивший северянке незнакомец представился сотрудником банка и сообщил, что кто-то посторонний пытается снять деньги с ее счета. Ради спасения денег женщину убедили поставить на телефон программу удаленного управления смартфоном. А после с ее счета действительно исчезло почти 200 тысяч рублей. В полиции, куда обратилась потерпевшая, возбудили уголовное дело, но деньги вернуть будет очень непросто.
«Инженеры» с отмычкой
Сегодня любое виртуальное хищение денег совершается с использованием приемов социальной инженерии. О ней заговорили совсем недавно, имея в виду злонамеренное введение в заблуждение путем обмана или злоупотребление доверием. Мошенники пользуются неосведомленностью и наивностью людей. Им достаточно знать фамилию, имя, отчество и номер телефона физического лица. Все остальное необязательно. Методы социальной инженерии постоянно совершенствуются. Противостоять же им помогут знания основ безопасности банковских карт.
В ходу у мошенников немало схем дистанционного обмана. Вот наиболее распространенные. В печальных лидерах схема с СМС-сообщением «Мама, я попал в аварию, срочно переведи на этот номер деньги». Такое сообщение получал практически каждый. Его рассылает робот по списку телефонов. И не важно, что сообщение получают люди, не имеющие детей. Кто-то все равно поверит и переведет деньги. На этом и строится весь расчет схемы.
Или другая схема – перевод «по ошибке». Вы получаете сообщение с частного мобильного телефона. В нем говорится, что якобы такой-то человек (с указанием его ФИО) перевел на ваш номер некоторую сумму денег. На первый взгляд СМС похоже на сообщение банка. Через некоторое время с другого номера приходит сообщение, в котором человек, указанный в предыдущем СМС, просит вас вернуть деньги, переведенные якобы по ошибке, и указывает реквизиты карты. Вы поступаете честно и самостоятельно переводите деньги со своей карты на карту мошенников. Выход из такой ситуации один: если вы заподозрили в отношении себя СМС-мошенничество, сразу позвоните в контактный центр банка.
Часто применяется еще одна уловка. Позвонившие с номера, похожего на официальный, просят сообщить им данные, например код безопасности, указанный на обратной стороне вашей пластиковой карточки. Прервите разговор и срочно позвоните по официальному номеру банка, он есть на карточке, для уточнения: все ли в порядке с вашими счетом и картой.
И еще два правила помогут избавиться от назойливых собеседников. Во-первых, сотрудники банков никогда не станут выяснять конфиденциальные данные у своих клиентов по телефону. Возникнет необходимость – вас пригласят в офис. И второе. У банка есть все необходимые данные о своих клиентах.
На видном месте
Бдительность нельзя терять и возле банкоматов. Мошенники научились снабжать их своими считывающими устройствами. С их помощью становятся известны все данные чужих карт и открываются возможности кражи денег со счетов. Поэтому не пользуйтесь непроверенными банкоматами. Ищите их в защищенных местах, например в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах. Не пользуйтесь банкоматом в присутствии подозрительных лиц. Перед началом операции убедитесь, что на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств. Если что-то вызвало подозрения, не пользуйтесь этим банкоматом. А если банкомат не возвращает карту, позвоните в контактный центр банка по телефону, который указан на самом устройстве или на сайте банка.
По информации Сбербанка, в нашем регионе уже более 300 банкоматов и 190 информационно-платежных терминалов этой финансовой организации оснащены технологией бесконтактных платежей. Операции можно проводить, не вставляя карту в банкомат, или с помощью смартфона. Достаточно приложить карту или телефон с привязанной к нему картой к считывателю и ввести PIN-код. Все действия займут несколько секунд. После завершения операции соединение автоматически разрывается, что исключает возможность повторной транзакции. Удобно и безопасно.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.