Первая розыскная собака появилась в Мурманской милиции давно – в 1938 году. С тех пор изменилось многое – от переименования милиции в полицию до внедрения новых методов дрессировки четвероногих стражей порядка. Одно неизменно – по-прежнему собака остается надежнейшим напарником для сотрудника правоохранительных органов, а в некоторых случаях она просто незаменима при раскрытии преступлений.
Немцы, бельгийцы и ротвейлеры
Полгода назад Центр кинологической службы УМВД России по Мурманской области, расположенный на улице Радищева, пополнился несколькими щенками, которым сейчас уже по 10 месяцев. Мы решили познакомиться с представителями подрастающего поколения служебных собак и вспомнить о работе их матерых пушистых коллег.
Наш собеседник – старший инспектор-кинолог ЦКС лейтенант полиции Максим Орлов. Он служит с 2009 года, и все это время работает с собаками.
– Когда я пришел в полицию, мне предложили такую должность. И я подумал: «А почему бы и нет?», – говорит Максим Петрович. – Узнавать что-то новое всегда интересно. Оказалось, что это дело мне действительно подходит и нравится.
В основном служить в полицию берут овчарок – по рабочим качествам, особенно касающимся розыска, это одна из самых умных собак. В последнее время часто «рекрутируют» бельгийских овчарок. Есть в ЦКС и ротвейлеры. Они работают с сотрудниками патрульно-постовой службы и в конвое.
Также собак дрессируют на поиск людей, обнаружение наркотических средств, взрывчатых веществ, поиск трупов, трупных останков и крови человека.
Молодые собаки, которых привезли в Мурманск в трехмесячном возрасте, сейчас находятся на воспитании. Их кормят, с ними гуляют, обучают базовым командам. Они привыкают к закрепленному за ними инспектору-кинологу, однако таких щенков еще не дрессируют именно для службы. Пока они приучаются к улице, к дорогам, к машинам, к людям. А вот через пару месяцев для лохматых малышей начнутся серьезные занятия.
Кому-то еда, кому-то игрушки
Сейчас у Максима Орлова три служебные собаки – две рабочие и одна из молодого поколения. Немецкой овчарке Ярлу три с половиной года.
– Он натренирован на следовую работу, – говорит наш собеседник. – С Ярлом мы ездим на преступления, которые происходят в городе и области. В основном это кражи, грабежи, разбои, телесные повреждения, угоны. Собака может показать, откуда человек пришел, куда потом ушел, грубо говоря, показать путь его следования. А там уже можно, например, начать искать человека по записям с камер видеонаблюдения.
Бывают случаи, что собака приводит стражей порядка прямо к преступнику. Так, в конце июля прошлого года Максим и Ярл отправились в поселок Ура-Губа, где произошло нападение на мужчину. Неизвестный ударил его ножом и скрылся. Служебный пес быстро взял след и повел за собой полицейских. Пройдя несколько улиц, четвероногий сотрудник дал понять, что следы ведут в один из подъездов. Здесь за работу взялись оперативники. Они задержали подозреваемого – не раз судимого местного жителя. Мужчина во всем сознался. История была проста: по пьянке произошел конфликт, и под руку попался нож. Оружие подозреваемый выкинул в кусты. Куда именно – помнил плохо. За дело вновь взялся Ярл. Он долго лазил по кустам и в итоге нашел орудие преступления.
– Дело в том, что из общей массы однородных запахов собака может выделить посторонний, – говорит инспектор-кинолог. – Так было и с ножом. Человек бы найти не смог.
Ярл лег и показал своим видом, что вещь найдена. За хорошо выполненную работу он получил любимую игрушку – мячик.
– Кто-то из собак предпочитает в качестве награды угощение, другие – игрушки. Ярл как раз такой. Поэтому у меня всегда с собой его мячик.
Вторая служебная собака Максима Орлова – бельгийская овчарка Электро Шани Джой, работающая по поиску и обнаружению взрывчатых веществ. Шани сейчас полтора года. Вот она активнее работает за еду. Обычно Шани обследует определенные помещения, и если не подает никакого знака, значит, все чисто.
Уже ищет по запаху
Третья подопечная – как раз из числа привезенных полгода назад щенков. Это 10-месячная немецкая овчарка Гильза.
– Она тоже, как и Ярл, будет готовиться по следовой работе, – говорит кинолог. – Но пока сложными тренировками нагружать ее нельзя.
Гильза понимает команды «сидеть», «лежать», причем они могут подаваться как голосом, так и жестами. Кроме того, Максим Орлов уже научил четвероногую напарницу находить вещь по запаху. Правда, пока она должна быть спрятана не очень далеко. Гильза – еще щенок, поэтому большие площади поиска собаке пока не под силу. Сейчас она может найти вещь на территории примерно 20 на 20 метров.
– Когда собака появляется у тебя щенком, с ней проще заниматься, – продолжает Максим Петрович. – У взрослой собаки сложился характер, ее тяжелее переучить под себя. А щенка можно воспитать так, как тебе нужно и удобно. Вся дрессировка собаки заключается в том, чтобы ей это было интересно, чтобы она сама с удовольствием выполняла работу. А вообще, собаки – как дети. К ним приходишь – они радуются. Поиграешь, успокоишь, потом начинаешь заниматься. Едят животные два раза в день – в 9 и 17 часов. Иногда можно собаку с утра не кормить, а дать еду после занятий, например, часов в 11, чтобы она лучше работала. Время занятий, обстановку необходимо постоянно менять, чтобы собака не привыкала к чему-то одному и была готова к разным обстоятельствам. В любой момент она должна быть готова работать.
Впрочем, до самой «пенсии» полицейские собаки воспринимают свою работу как игру, так что служба им всегда в радость.
КСТАТИ
Самым возрастным собакам мурманской полиции сейчас примерно по 6 лет. Официальная «пенсия» у собак наступает в 8 лет. Но если пес себя хорошо чувствует, то службу могут продлить и на год, и на два.
К СВЕДЕНИЮ
В 2019 году собаки из Центра кинологической службы помогли раскрыть 128 преступлений, в том числе 80 краж и 27 грабежей. Кроме того, они ежедневно работают на городских улицах в составе пеших полицейских патрулей.
Екатерина БОГДАНОВА. bogdanova@vmnews.ru
Фото Игоря Еременко и пресс-службы УМВД России по Мурманской области.