ОТЛИЧНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ХОРОШАЯ КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ
Перевозить мешки с деньгами доверят не каждому
Для большинства россиян работа инкассатора ассоциируется прежде всего с такими понятиями, как ответственность, надежность и нервозность. И, по мнению многих, она не требует больших талантов и серьезного образования.
Примерно так оно и было лет 10-15 назад. В нулевые годы довелось мне общаться с представителями этой профессии. Жесткие инструкции и нежелание их нарушать заставляли людей давать чисто формальные ответы. И когда спустя много лет я вновь оказался в стенах «Росинкаса», тоже ожидал услышать нечто подобное. А далее произошло то, что называется кризисом ожидания. Это когда ты видел человека еще ребенком, а повстречав через много лет, удивился, как он вырос.
Наследник Госбанка
Но сначала немного истории. В России до 1917 года специальных служб для перевозки ценностей не существовало. Охрану госсредств при транспортировке выполняли воинские команды, государственная почта, фельдъегерская служба. Безопасность денежных средств частных лиц при перевозке была их личным делом. После Октябрьской революции инкассацию поручили органам ЧК-ОГПУ-НКВД и службе фельдъегерской связи СССР.
Революционным в деле перевозки ценностей можно назвать 1939 год. Сначала 17 июня Постановлением Совнаркома СССР фельдъегерская связь НКВД была разделена на три самостоятельные службы: фельдъегерская связь НКВД СССР, специальная связь Наркомата связи СССР и служба инкассации Госбанка СССР. А уже 1 августа 1939 года Госбанк издал приказ о создании новой службы. Именно поэтому в России дата 1 августа и стала профессиональным праздником – Днем инкассатора.
Сегодня прямым наследником службы инкассации Госбанка СССР является Российское объединение инкассации Центрального банка Российской Федерации «Росинкас». Создали ее еще в 1988 году и сразу же перевели на хозрасчет. Для советского периода это было редкостью. Но «Росинкас» не единственная организация, кто имеет право перевозить ценности: свою службу инкассации может организовать любой банк.
Новые времена – новые вызовы
В советские времена работа инкассаторов ограничивалась перевозкой денег и других ценностей. В наше время ситуация поменялась. Многие сейчас пользуются пластиковыми картами, так что наличности стало меньше, соответственно и услуги инкассаторов в традиционной для них сфере тоже стали менее востребованными. Это заставило руководство «Росинкаса» искать новые источники дохода. Например, осваивать рынок охранных услуг.
– Для нас это направление пока не самое приоритетное, – рассказывает заместитель начальника Мурманского управления инкассации – филиала Российского объединения инкассации «Росинкас» Анатолий Шамсутдинов. – Рынок здесь сложился уже давно, многим его потребителям гораздо выгоднее работать с ЧОПами. Там цены ниже, поскольку в таких организациях иногда практикуются зарплаты в конвертах. У нас же все по закону: трудовая книжка, отпуск 52 дня и так далее. Поэтому на сегодняшний день главными нашими клиентами являются банки и крупные сети розничной торговли.
Другим направление работы «Росинкаса» в сильно изменившихся финансовых реалиях России стало обслуживание банкоматов.
– Наши сотрудники получают в банках денежные средства и затем пополняют ими банкоматы, – говорит Анатолий Александрович. – В будущем мы думаем взять на себя и полное техническое обслуживание банкоматов, включая ремонт.
Кстати, сама работа с наличностью сегодня тоже изменилась. Если раньше сдача средств инкассаторам, скажем, крупным магазином представляла собой долгую и нудную процедуру, связанную с пересчетом банкнот, то сегодня эта операция автоматизирована настолько, что свела работу инкассаторов к минимуму. В течение дня в торговых предприятиях аккумулируются крупные суммы наличности, которые сразу же загружаются в особый аппарат. И он уже сам не только пересчитывает деньги, но и посредством Интернета зачисляет суммы на банковский счет. Инкассаторам остается только забрать денежный груз и доставить его в банк.
Очереди нет
Стать инкассатором непросто. Во все времена кандидат должен был обладать отличным здоровьем, находиться в хорошей физической форме, не иметь проблем с правоохранительными органами. Сегодня к этому списку добавляется еще и хорошая кредитная история. Именно это последнее условие зачастую ставит крест на желании многих людей работать инкассатором.
– Сотрудника надо долго и тщательно готовить, – говорит Анатолий Шамсутдинов. – Всем кандидатам мы подробно рассказываем о работе, о трудностях и сложностях. Затем начинается период обучения. Человек должен знать законодательство, уметь обращаться с оружием и многое другое. Поэтому мы не заинтересованы, чтобы сотрудник от нас уходил. Но некоторые все-таки не выдерживают. Кому-то не подходит график работы, кому-то – нагрузки, кому-то – зарплата.
Если десять лет назад в управлении «Росинкаса» был конкурс из желающих получить работу, то сегодня имеются вакансии. Не много, но есть. Это при том, что условия работы изменились в лучшую сторону. В СССР инкассаторы пользовались обычными автомобилями, в России машины стали бронированными, но удобств в них все-таки было минимум, и выдержать в железной коробке восемь часов было действительно непросто. Сегодня мурманский «Росинкас» закупает машины с кондиционерами и прочими бытовыми удобствами, которые раньше считались излишествами.
– Мы можем сегодня позволить себе купить иностранную машину, оборудованную по последнему слову техники, – поясняет Анатолий Александрович. – Единственный ее минус – запчасти дорогие. Поэтому отдаем предпочтение отечественным производителям.
Ограбление по-русски
Когда в одном месте оказывается много денег, находятся охотники их присвоить. Неслучайно профессия инкассатора считается одной из самых опасных. Преступники действуют по-разному: от откровенного нахрапа и предательства до использования высоких технологий. В Мурманске нападений на инкассаторов не зафиксировано. Но в целом по России ситуация не столь благополучная. Вот несколько примеров.
В 2009 году в Перми машину Западно-Уральского Сбербанка ограбили на 250 миллионов рублей. Пособник грабителей был среди своих. Инкассатор Александр Шурман, угрожая коллегам оружием, заставил их заехать в лес, запер водителя вместе с сопровождающими в броневике и забрал наличность. Деньги преступник погрузил в машину жену и тестя, которые ожидали его на месте встречи. После этого Шурман несколько дней скрывался, но был отслежен по сигналу с мобильного телефона. Он был приговорен к восьми годам колонии, а его сообщники получили условные сроки и были вынуждены выплатить недостающую часть украденной суммы. Из похищенных денег они успели потратить 1 миллион 145 тысяч рублей.
В 2010 году в Москве была ограблена машина компании «Инкахран». Приехавшие сотрудники полиции обнаружили тела двух инкассаторов и водителя. Пропало более 130 миллионов рублей. Улик не было, и следствие зашло было в тупик, однако один из инкассаторов «Инкахрана» внезапно купил себе квартиру. Полиция заинтересовалась приобретением и вскоре выяснила, что деньги взяты из награбленного. Кроме незадачливого преступника в деле участвовал его коллега, двое безработных друзей и сотрудник полиции. Дверь в машину сообщникам открыл один из охранников, которого позже застрелили во время дележа добычи. Всех виновных задержали. По итогам судебного процесса кто-то отделался штрафом, кто-то лишился свободы на длительный срок.
Необычайно дерзкое преступление было совершено в 2013 году в Санкт-Петербурге. В инкассаторском КамАЗе банка «Открытие» прямо на кольцевой дороге отказала электроника, а потом заглох двигатель. Когда машина остановилась, к ней подъехал микроавтобус с надписью «Банк «Открытие». Пять человек в масках и с автоматами закрыли бронещитами лобовое стекло, перетянули двери в кабину с сотрудниками банка такелажным ремнем, поставили на крышу автомобиля «глушилку» для электроники, а потом отжали гидроборт и вынесли в общей сложности 139 миллионов рублей. Грабители справились за пять минут, после чего скрылись с места преступления. Перевозимая сумма была застрахована, но банк пытался отсудить пропавшие миллионы у дежурных инкассаторов. Безуспешно. Преступники и их улов так и не были найдены.
– Когда происходит подобное ЧП, то оно досконально разбирается инкассаторами всей страны, разрабатываются комплексные меры по недопущению повторения чего-либо подобного впредь, – говорит Анатолий Шамсутдинов. – Но в первую очередь мы уделяем внимание вопросам безопасности людей. Перевозимые ценности застрахованы, и всегда можно найти вариант, как их компенсировать. А вот жизнь человеку вернуть невозможно.
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Фото автора и из открытых Интернет-источников.