В Мурманской области объявлен трехдневный траур по погибшим в авиакатастрофе, которая случилась 5 мая в московском аэропорту «Шереметьево».
Трагедия унесла жизни 41 человека. Среди них 10 – мурманчане. Из 78 человек, среди которых пять членов экипажа, выжить удалось лишь 37.
Глава муниципального образования город Мурманск Тамара Прямикова и глава администрации города Мурманска Андрей Сысоев выражают глубокие соболезнования родным и близким погибших в результате трагедии с самолетом «Sukhoi Superjet 100» в «Шереметьеве».
Всем пострадавшим в авиакатастрофе – искренние пожелания скорейшего выздоровления.
Депутат Государственной Думы РФ Алексей Веллер принес соболезнования родным и близким погибших в результате трагедии с самолетом в аэропорту «Шереметьево». В воскресенье, 5 мая, лайнер «Sukhoi Superjet 100», выполнявший рейс SU1492 Москва – Мурманск, совершил вынужденную посадку в «Шереметьеве» и загорелся. В результате произошедшего погиб 41 человек, 5 человек госпитализированы.
«Страшная, бессмысленная трагедия. Безумно жалко людей, абсолютно безвинных и не по своей воле попавших в эту страшную ситуацию, – сказал Алексей Веллер. – Мне самому часто именно этим рейсом приходится летать из Москвы в Мурманск, и даже страшно представить, что происходило на борту. Выражаю искренние соболезнования. Сейчас важно всем держаться, быть вместе. Только это способно немного облегчить боль».
Хронология трагедии
Самолет «Superjet-100» вылетел из Москвы в Мурманск 5 мая в 18.02. В 18.11 экипаж сообщил авиадиспетчерам о проблемах со связью и запросил экстренную посадку. По одной из версий, после того как лайнер поднялся в небо, в него ударила молния. Из-за этого, возможно, и возникли неполадки со связью.
Экипаж «Superjet» был вынужден приземлиться, не сбросив топливо. В 18.30 самолет совершил посадку. В результате жесткого приземления на взлетно-посадочную полосу, по предварительным данным, у самолета подломилась стойка шасси. Обломки отлетели и попали в топливный бак, что и вызвало возгорание.
Момент приземления самолета можно хорошо рассмотреть на видео, которое записали очевидцы. Самолет несколько раз подскакивает на посадочной полосе, после чего садится, и только в этот момент его хвост воспламеняется. Огонь быстро распространяется по хвостовой части лайнера.
Пассажиры покидали борт воздушного судна по аварийным трапам. Бортпроводники оказывали пассажирам помощь. Сообщается, что один из членов экипажа погиб, пытаясь помочь людям выбраться. Это бортпроводник Максим Моисеев, который пытался открыть дверь в хвосте самолета – там, откуда начал распространяться пожар. У него не получилось, он начал помогать людям покинуть горящий самолет.
По данным «Аэрофлота», эвакуация была проведена всего за 55 секунд при нормативе 90 секунд. Позднее стало известно, что в этой жуткой катастрофе выжили лишь 37 человек. Сразу после трагедии госпитализированы 9 человек, в том числе трое – в тяжелом состоянии, двое – в состоянии средней тяжести. У большинства пострадавших отравление продуктами горения и травмы, у двоих – ожоги. Еще 14 человек обратились за помощью из-за реакции на стресс.
На место ЧП оперативно прибыли спасатели. Буквально за минуты разгоревшееся пламя уничтожило хвостовую часть самолета. В официальном сообщении МЧС говорится, что огонь на борту самолета Москва – Мурманск был потушен через 18 минут после того, как на пункт поступил вызов.
Президент России Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев и врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис выразили соболезнования в связи с гибелью людей в «Шереметьеве».
Словами летчика
Вот что рассказал в соцсетях о произошедшем командир «Superjet» Денис Евдокимов: «Взлет был в 18.02. Из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи. И переход самолета в минимальный режим – режим прямого управления. И не через компьютер, как обычно, а напрямую. Аварийный режим управления. Удалось восстановить связь через аварийную частоту на радиостанции. И она была кратковременная и прерывистая. После включения режима самого передатчика несколько слов получалось сказать, потом она пропадала. И нужно было снова подключать. Диспетчеры нам оказали помощь. Они нам задавали курс для вывода на полосу. Скорость была небольшая для посадки, обычная. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости. После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию. И сначала второй пилот вышел из кабины, потом я.
Сразу я на улицу не смотрел – есть пожарные, нет. Машина пожарных уже была. В воздухе у нас не было пожара. Пожар начался после посадки, я так понимаю, из-за приземления. Причина, наверное, в этом. Баки полные. Да, есть процедура у нас – оперативный сборник экипажа, возврат на аэродром вылета. И есть процедура – посадка с превышением посадочной массы. Две процедуры друг за другом, приняли решение о посадке. Первая – это там, где пишется сообщение об отказах, выполнена процедура. И для выполнения посадки – процедура посадки с превышением посадочной массы».
Расследование и версии
Практически сразу после трагедии органами Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России по факту аварийной посадки самолета было возбуждено уголовное дело. Статья – «Нарушение правил безо-пасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». По поручению председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина для оказания практической помощи при осмотре места происшествия в аэропорт «Шереметьево» были направлены следователи-криминалисты центрального аппарата СК России, которые имеют опыт расследований авиапроисшествий.
5 мая в 21.34 на официальном сайте ведомства появилось сообщение о том, что следователи приступили к допросам пострадавших, их родственников, очевидцев, сотрудников аэропорта и авиакомпании-перевозчика, а также иных лиц, ответственных за эксплуатацию воздушного судна. Кроме того, следователям предстоит изучить необходимую техническую документацию.
Утром 6 мая была опубликована информация о том, что Александр Бастрыкин поручил незамедлительно организовать проведение всех необходимых экспертных исследований, в том числе генетических, и в кратчайшие сроки окончить осмотр места происшествия, зафиксировав все доказательства, связанные с трагедией. По информации Следкома, при посадке произошло возгорание фюзеляжа воздушного судна.
Совместно с представителями Межгосударственного авиационного комитета изъяты речевой и параметрические бортовые самописцы, отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения.
Следствие рассматривает различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, которые проводили технический осмотр борта, неисправность воздушного судна, а также неблагоприятные метеоусловия. Теперь предстоит установить причины, которые повлекли такие тяжкие последствия.
Не было шансов
Администрация Мурманска обнародовала данные о погибших в «Шереметьеве» мурманчанах. На борту самолета «Superjet-100» находились 23 жителя города, 10 из них погибли. Одна жительница Мурманска госпитализирована в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
В правительстве региона назвали общее число погибших жителей Мурманской области. Это 26 человек, в том числе дети.
В самолете находился капитан сборной Мурманска по игре «Что? Где? Когда?» Михаил Савченко. Он успел эвакуироваться. Сразу после произошедшего он написал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте»: «Ребят, со мной все хорошо, жив и цел. Успел выскочить».
Сборная Мурманска принимала участие в турнире «Нехрустальная сова», который проходил в Ярославле со 2 по 4 мая. Домой Михаил Савченко полетел на том злополучном самолете, другие участники планировали улететь рейсом позже. Еще один мурманский знаток – Алексей Бакуменко вместе с семьей решил вернуться в Мурманск на поезде. В момент трагедии в аэропорту он уже был на пути домой. Также среди выживших оказался глава ЗАТО г. Североморск Владимир Евменьков.
Не обошла стороной трагедия правительство Мурманской области. Там подтвердили, что погибли две сотрудницы. Это начальник отдела по реализации государственной национальной политики министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области Алена Мартынова. Ранее она возглавляла комитет по делам молодежи города Мурманска. Погибла также консультант-юрист сектора законодательства по вопросам государственного устройства и социальной политики министерства юстиции Мурманской области Мария Кирсанова.
В числе погибших есть один гражданин США, а также жители других городов Мурманской области – в частности, старший помощник прокурора Печенгского района Елена Ратникова, начальник центральной медсанчасти № 120 города Снежногорска Евгений Новиков с дочерью Софией и заместитель начальника по экспертизе временной нетрудоспособности медсанчасти № 120 города Снежногорска Лариса Сивоконь.
После трагедии в Интернет попали списки людей, летевших тем злополучным рейсом, с указанием мест, на которые были куплены билеты. При соотнесении этой информации с фамилиями выживших в авиакатастрофе можно сделать вывод, что гораздо больше возможностей спастись было у тех, кто сидел в передней части самолета. Вот только несколько примеров: Виктор Афанасьев, который числится в списке выживших, сидел на месте 2F, Юрий Аксенов – на месте 3C, Владимир Гончаров – на 2D. Спасшиеся Михаил Савченко и Владимир Евменьков сидели на шестом ряду. Погибшая Елена Ратникова – на 12-м ряду, Мария Кирсанова – на 13-м ряду, Евгений Новиков – на 14-м ряду, Алена Мартынова – на 16-м ряду. Всего в самолете 20 рядов. Впрочем, и на фотографиях потушенного воздушного судна отчетливо видно, что хвостовая часть пострадала сильнее всего.
Отмена концертов
В связи с трагедией и объявленным в Мурманске трехдневным трауром по погибшим в самолете мурманские учреждения культуры отменили некоторые запланированные ранее концерты. Так, областная филармония перенесла с 8 на 19 мая концерт, посвященный артистам – участникам фронтовых концертных бригад. А областной Дворец культуры и народного творчества имени С. М. Кирова отменил вечер отдыха для людей старшего поколения «Танцплощадка» (8 мая в 18.00) и праздничный концерт, посвященный Дню Победы (8 мая в 19.00). Мурманский драматический театр также отменит 8 мая спектакль «Профи» на малой сцене.
__________________________
После того как в Интернете появилась информация, что спасшиеся в катастрофе люди так или иначе виноваты в гибели остальных пассажиров, свое мнение по этому поводу высказал Михаил Савченко, капитан мурманской сборной по игре «Что? Где? Когда?»:
«Во-первых, огромное спасибо экипажу, который все сделал оперативно и четко. Если бы не они, жертв было бы гораздо больше. Стюардессам, которые держались как могли, зная, насколько все серьезно.
Во-вторых, спасибо наземным службам, пожарным, врачам – всем, кто помогал уже после приземления. Девушкам из МЧС, которые собирали контактную информацию для «горячей линии». Следователям, которые делали свою работу максимально быстро и корректно. Психологам, которые работали с людьми, пережившими огромный стресс.
В-третьих. Это, наверное, самое сложное и неоднозначное во всей этой ситуации. Я не знаю, что сказать про людей, которые выбегали с сумками. Бог им судья. Но очень хочу попросить не травить их, уверен, им и так очень тяжело сейчас. Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы. Не знаю, как работает психика в таких ситуациях, вопрос к экспертам. Возможно, многих просто переклинило, действовали на автомате. Не знаю.
Это огромное горе для всех, кто потерял родных и близких людей. Это огромное горе для мурманчан. Это огромное горе для меня и остальных, кто чудом выжил. Обнимаю вас всех и скорблю с вами».
После трагедии
В ночь с 5 на 6 мая мурманчане начали привозить в аэропорт цветы, свечи и игрушки в память о тех, кому не удалось спастись. Еще одним местом возложения цветов стал сквер в центре Мурманска. Горожане зажгли свечи, а также положили красные гвоздики у памятника Жертвам интервенции.
Там же расположились и мягкие игрушки в память о погибших детях.
Врио губернатора региона Андрей Чибис объявил, что семьям погибших будет выделена помощь в размере 1 миллиона рублей, пострадавшим – 500 тысяч рублей.
Руководством авиакомпании «Аэрофлот» принято решение бесплатно доставить в Москву родственников пострадавших пассажиров рейса SU1492 Москва – Мурманск.
Сразу после трагедии для родственников пассажиров самолета SSJ-100 открылось несколько «горячих линий»:
– в Мурманске – 39-99-99,
– в компании «Аэрофлот» – +7 (495) 663-63-94,
– в МЧС – +7 (800) 775-17-17,
– в аэропорту «Шереметьево» – +7 (495) 232-65-40.
В отделе ЗАГС администрации города Мурманска организовано дежурство. Справки родственникам погибших в авиакатастрофе будут выдавать специалисты по выдаче повторных документов 7, 8 мая с 9.00 до 17.00 (без обеда). Дополнительная информация по телефону 25-24-43.
Осторожно, мошенники!
В Интернете сообщают о подозрительных случаях сборов средств для помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе в «Шереметьеве». Северян призывают быть предельно внимательными и не поддаваться на провокации злоумышленников.
Екатерина БОГДАНОВА (bogdanova@vmnews.ru), Ольга АНТОНОВА (vmnews@vmnews.ru), Антонина БЕРЕЖНОВА (vmnews@vmnews.ru). Фото Константина БРАЙЦЕВА из открытых Интернет-источников.