Хладнокровный зоопарк
В одной квартире соседствуют ящерицы, пауки и скорпионы
Каких только питомцев не заводят люди. Рядом с ними сегодня живут белки, лисы, декоративные свиньи, совы, уличные голуби и так далее. А Мария Ирикина из поселка Сафоново ухаживает за несколькими десятками рептилий, змей и членистоногих.
Сегодня в ее семье живут эублефары, реснитчатые бананоеды, маисовый полоз, королевские калифорнийские змеи, бородатые агамы, земляные гекконы, василиск, огненные саламандры, скорпион, пауки и другие необычные представители фауны. Все они вполне миролюбивы и не представляют опасности для человека.
Ответственный подход
– Еще недавно я и предположить не могла, что у меня в доме появится какая-нибудь диковинная живность, – рассказывает Мария. – Но четыре года назад мне отдали улитку ахатину. Опыта содержания таких питомцев не было, потому стала внимательно
изучать в Интернете информацию на эту тему. И однажды на форумах заводчиков увидела фотографию ящерицы эублефара. Оказалось, что в природе они живут в скалистых, почти лишенных растительности местностях, в Иране, Ираке, Афганистане, а в неволе довольно легко привыкают к рукам. В какой-то момент очень захотелось завести такого маленького друга. Нашла в Москве заводчика, и вскоре мне привезли первого самца эублефара. Спустя несколько месяцев увидела объявление о продаже трех взрослых особей в Мурманске. Всех самок я и забрала. Ведь самцы эублефары, как и большинство рептилий, очень любвеобильны – при условии совместного содержания разнополых особей им нужен гарем.
Домом для ящериц стал пластиковый контейнер с просверленными отверстиями для циркуляции воздуха. Емкость с глухими стенками и дном, открытая сверху, как аквариум для рыбок, им не подходит. Также необходим термоковрик, на который ставят террариум или контейнер, – самостоятельно вырабатывать тепло рептилии не могут.
А чтобы обеспечить своим насекомоядным питомцам сбалансированный рацион, Марии пришлось заняться разведением сверчков и тараканов. Но от последних она быстро отказалась: слишком неприятны ей были эти усачи.
– Взрослого эублефара можно кормить один раз в неделю, предлагая по 5–7 насекомых, периодически надо давать кальций, так что расходы на содержание не слишком велики, – замечает Мария.
Дракон в миниатюре
Вскоре у ящериц появился сосед – реснитчатый бананоед. Это геккон, который напоминает миниатюрного дракона с выразительным взглядом. Его главная отличительная особенность – шипастые чешуйки вокруг глаз, похожие на ресницы, такие же чешуйки есть и на голове, они образуют так называемую корону, или гребень.
– Среди моих знакомых – заводчиков рептилий очень мало тех, кто смог остановиться на покупке одного питомца. Как правило, их держат парами, группами или, увлекшись экзотикой, приобретают представителей других видов. Вот и я не смогла устоять перед своеобразным очарованием этих животных, – признается Мария.
В отличие от эублефаров у взрослых бананоедов не менее половины рациона составляют фрукты, которые заводчики загодя запасают летом и осенью, замораживая лакомства в порционных формочках, также подходят фруктовые детские пюре заводского изготовления.
Со временем необычных питомцев у семьи Ирикиных выросло. Для большого стеллажа с оборудованными секциями, который стал многоквартирным домом для пары десятков рептилий, а также для контейнеров и террариумов пришлось даже выделить отдельную комнату. Причем к обустройству места для каждого из питомцев владельцы подходят с максимальной ответственностью: одним нужен нижний обогрев, другим – лампа, установленная сверху. Кто-то нуждается в постоянном источнике тепла, а кто-то, наоборот, лучше себя чувствует в прохладе. Например, контейнер с огненными саламандрами сейчас стоит на подоконнике, а летом возле него придется ставить хладоэлементы, температуру воздуха выше +20 градусов саламандры не переносят.
Для хамелеонов пришлось установить особую поилку, в которой вода непрерывно циркулирует. Эти животные не способны приучиться пить из миски, им нужна движущаяся вода, падающие капли они с легкостью ловят языком.
– Я очень люблю своих питомцев, хотя некоторых почти не вижу, – говорит Мария. – К примеру, редкий случай, когда удается полюбоваться парой крокодиловых сцинков. Это ночные животные, которые весь день проводят в своих укрытиях или зарываются в субстрат. Заметив приближение человека, они всегда прячутся. Но я все равно рада, что они у меня есть.
Клички своим животным Мария не дает, но отмечает, что у каждого из них свой характер и темперамент. А от пристального взгляда бородатых агам и василисков по коже порой бегут мурашки.
Змееныш-дезертир
В августе прошлого года в зоопарке Марии случился первый побег. Хозяйка случайно неплотно закрыла на защелки крышку контейнера, в котором жил малыш королевской калифорнийской змеи, и через некоторое время обнаружила, что питомец пропал.
Несколько дней семья Ирикиных искала беглеца, но тщетно.
– В комнате, где живут животные, в старых плинтусах есть щели, заметны даже норки, некогда прогрызенные мышами, потому у меня сразу появилось подозрение, что змееныш уполз из квартиры. А значит, шансов выжить у него не было, – продолжает Мария. – К тому моменту он хоть и питался новорожденными мышатами, но со взрослыми грызунами, обитающими в подвале, точно бы не справился, его длина тогда была всего около 30 сантиметров, а толщина – с мизинец.
Но пару недель назад змея нашлась. Спустя семь месяцев! Выползла в квартире соседей Марии. Информацию о неожиданном госте они опубликовали в одной из социальных сетей. Увидев своего питомца, девушка очень обрадовалась, сообщила свой адрес, и через пару часов ей его вернули. Причем вопреки ожиданиям хозяйки от недостатка питания змей явно не страдал. Он выглядел раздобревшим, за семь месяцев автономной жизни даже опередил в развитии своих собратьев, с которыми вылупился одновременно.
Приходилось Марии ловить и кормовых тараканов.
– Было это в самом начале моего увлечения рептилиями. В один из дней я собралась покормить эублефара, поставила банку с тараканами рядом с контейнером, взяла одно насекомое пинцетом, но не удержала, – вспоминает северянка. – Это увидела маленькая дочка и решила помочь. Она хотела подать мне емкость, где сидели тараканы, но случайно опрокинула ее. Так что вместо одного нам пришлось ловить на полу четырех усачей.
Кстати, все трое детей Марии Ирикиной спокойно относятся к маминому увлечению, смирился с этим и супруг, даже собака и два кота не проявляют особого интереса к рептилиям, змеям и прочим экзотам.
Питомцы-долгожители
Сейчас Мария Ирикина – одна из самых подкованных жителей Мурманской области в вопросе содержания рептилий. Она занимается разведением эублефаров и бананоедов, которых с удовольствием покупают мурманчане, интерес к экзотическим питомцам с каждым годом только растет. Консультировать новых владельцев, давать советы по уходу и кормлению хладнокровных малышей ей приходится почти каждый день. А еще Мария надеется, что вскоре в ее домашнем зоопарке будет пополнение у пары маисовых полозов и крокодиловых сцинков. Последние, к слову, в отличие от практически всех рептилий заботятся о своих кладках и вылупившемся потомстве.
А Марии Ирикиной еще долгие годы предстоит ухаживать за своими удивительными питомцами, ведь живут они по полтора – два десятка лет, а то и больше.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото из архива семьи ИРИКИНЫХ.