«Быстренько перебегу, никто не заметит», – думает пешеход, которому лень дойти до зебры. Но именно в этот момент может появиться водитель, совершенно не ожидающий увидеть человека посреди проезжей части. Пешеход нарушает правила? Да. То есть его можно сбивать? Нет.
Опасные места
Правила дорожного движения (ПДД) ставят автолюбителей в заведомо проигрышное положение перед пешеходом. А именно пункт 10.1, где говорится: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
То есть если шофер собьет человека, который идет на красный сигнал светофора, все равно придется отвечать. Исключением будут, пожалуй, случаи, когда автолюбитель просто не мог заметить нарушителя. Но это придется доказывать в суде.
В Мурманске можно выделить наиболее аварийные участки, где среди прочих ДТП нередки и наезды на пешеходов. В Ленинском округе это выезд в Североморск, перекресток улиц Лобова, Ушакова, Нахимова, проспект Героев-североморцев (в районе домов № 21–23), улица Челюскинцев (около домов № 30, 30а).
В Октябрьском округе особо опасные места – это район от дома № 30 на улице Рогозерской до пескобазы, район домов № 33–41 на улице Шмидта, пересечение проспектов Кольского, Ленина и Кирова, улица Старостина у домов № 12 и 13 и № 17–19, перекресток проспекта Ленина и улицы Полярные Зори, улица Коминтерна. Также проблемное место у филармонии. Несколько лет назад там убрали один из нерегулируемых пешеходных переходов, но люди по привычке продолжают идти через дорогу. К этому мы еще вернемся.
В Первомайском округе отмечаются район дома № 7 на улице Копытова, различные участки Кольского проспекта, в том числе улица Баумана, а также перекресток Кольского проспекта и улицы Героев Рыбачьего.
– Пешеходы-нарушители доставляют достаточно много неудобств водителям транспортных средств, когда переходят проезжую часть в неположенных местах, – говорит заместитель командира 1-го взвода ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Мурманску Владислав Чирков. – Либо же пешеходы переходят дорогу, не убедившись, что им уступают. Хотя ПДД обязывают граждан это делать. Бывает, что водитель замечает человека слишком поздно и времени остановить автомобиль уже не хватает. Пешеход не убедился в безопасности, водитель не успел затормозить – вот и авария.
Не слышат и не видят
Еще одна проблема, а точнее, сразу несколько – наушники, капюшоны и мобильные телефоны. Особенно этим грешит молодежь. Ничего не слышат, ничего не видят. Также многие родители совершенно не задумываются о безопасности своих чад, перевозя их на санках через дорогу. А вообще можно ли это делать? ПДД данный момент никак не регламентируют. Здесь должен включаться здравый смысл.
– Взрослые идут, тянут за собой санки, то есть дети оказываются сзади метра на полтора, – говорит Владислав Чирков. – Бывали случаи, когда ребенок падал и оставался лежать на проезжей части, а родители даже не замечали. И здравый смысл подсказывает, что самое безопасное – взять ребенка на руки либо за руку, перенести или перевести через дорогу, а потом снова посадить на санки или аргамак.
Еще одна категория проблемных пешеходов – вечно куда-то спешащие. Им обязательно надо успеть перебежать дорогу, чтобы выиграть одну-две минуты. Но порой погоня за таким выигрышем стоит жизни. Так, например, в январе прошлого года возле стелы на южном выезде из Мурманска погибла туристка из Китая, перебегавшая дорогу. В марте в районе 70-го дома на Кольском проспекте компания молодых людей решила пересечь проезжую часть не по зебре, хотя до перехода было рукой подать. Трое успели, а один попал под колеса авто и скончался.
Ай, старость – не радость!
Вместе с одним из сотрудников ГИБДД отправляемся к упомянутой филармонии, чтобы лично посмотреть, правда ли здесь часто нарушают правила при переходе дороги.
И вот к проезжей части приближаются первые пешеходы. Бодрым шагом они идут туда, где уже давно нет зебры. Но, заметив патрульный автомобиль соответствующей раскраски, горожане резко меняют свой маршрут и сворачивают к законному переходу. И так несколько раз. Неужели соблюдать правила людей заставляет не забота о своей жизни, а лишь страх перед человеком в форме? Молодые парочки, студенты, пожилые женщины… У потенциальных нарушителей нет четкого социального портрета, хотя, по словам стражей порядка, часто грешат таким поведением именно люди пенсионного возраста.
Вот, кстати, один из них. Мужчина лет за 60 как ни в чем не бывало ступает на проезжую часть, даже не замечая сотрудника ГИБДД.
– Здравствуйте! – обращается к нему полицейский и представляется. – Вы знаете, что здесь нет пешеходного перехода?
– Ай, старость не радость! – легонько бьет себя по лбу растерянный мужчина. – Первый раз со мной такое.
Виктору Ивановичу, так зовут нарушителя, приходится задержаться. Страж порядка связывается с коллегами, чтобы выяснить, попадал ли в поле зрения полиции остановленный гражданин. Оказывается, что нет. Поэтому штраф 500 рублей нерадивому пешеходу платить не придется. На первый раз выписали предупреждение. В следующий же накажут рублем.
Пока мы беседовали с Виктором Ивановичем, еще человек пять перешли дорогу в неположенном месте…
Одну пожилую женщину пришлось развернуть уже на середине проезжей части. По-моему, она так и не поняла, что случилось и почему нельзя идти.
Заметим, что автолюбители тоже нарушают ПДД на зебре. Водитель автомобиля «Форд Куга» решил, что пешеход может и подождать, и не уступил дорогу, за что был остановлен сотрудником ГИБДД.
– Да он далеко еще был! – пытается оправдаться 30-летний Антон. – Лучше тех, кто дорогу переходит, штрафуйте. Вон, смотрите, еще один перебежал! А вы меня останавливаете.
Водителю придется заплатить полторы тысячи рублей.
Не штрафом единым…
Что же поможет снизить количество аварий с пешеходами? Может, повысить «оплату»?
– Одним увеличением штрафов, думаю, ситуацию не поменять, – считает Владислав Чирков. – Нужна хорошая профилактическая работа, в том числе через средства массовой информации. А еще – техническое оснащение проезжей части. Нужно разводить потоки, чтобы водители и пешеходы как можно меньше пересекались. У нас в городе в последнее время вводится активно такая практика. На перекрестках выделяется отдельная фаза для пешеходов. Эта мера очень действенная. Как пример – пересечение улицы Книповича с проспектом Ленина. Там каждый год было не по одному наезду на пешеходов. Теперь этого нет. Также при возможности нужно убирать нерегулируемые переходы, заменяя их регулируемыми.
Будь заметен
Еще одна вещь, которая может спасти пешеходу жизнь, – это фликер, или световозвращающий элемент. Они бывают в виде брелоков, нарукавников, наклеек, элементов одежды, вставок на рюкзаках, сумках, ремнях… Дети их носят с удовольствием. Труднее уговорить использовать такую защиту взрослых. Между тем цифры красноречиво демонстрируют эффективность световозвращателей. При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25–50 метров. Если же на одежде человека есть фликер, то это расстояние увеличивается до 150–200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, увеличивается со 100 до 350 метров. Это дает водителю 15–25 секунд для принятия решения.
С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения РФ. Согласно им при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе такие элементы. А вне населенных пунктов пешеходы обязаны их носить.
338 ДТП произошло в областном центре в 2017 году, из них 125 – наезды на пешеходов, 5 человек погибли и еще 131 получил травмы. В 29 из 125 случаев пострадали дети до 16 лет.
КСТАТИ
Кстати, еще во время предыдущих рейдов некоторые мурманчане заявляли: мол, вон ведь знак пешеходного перехода, указывая на треугольник. Здесь действительно установлен знак, но иной. Треугольник с красной обводкой, внутри которого изображены два маленьких бегущих человечка. Знак называется «Осторожно, дети». Он предназначен для водителей и обозначает участок дороги вблизи детского учреждения, где возможно появление юных пешеходов. Поэтому шофер должен быть готов остановиться.
Знак пешеходного перехода, где можно переходить дорогу, представляет собой синий квадрат, внутри которого располагается белый треугольник и идущий по зебре человек. Теперь к знаку добавлена ярко-желтая окантовка.
Екатерина БОГДАНОВА.
bogdanova@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ
и Дмитрия САЯПИНА.