Губернатор Андрей Чибис на своей странице в одной из социальных сетей написал: «Спустя семь лет в Териберку вернулся тот самый скелет кита из «Левиафана». Благодаря фильму Андрея Звягинцева о красоте Севера узнали сотни тысяч людей. И мы просто не могли дать пропасть такому уникальному экспонату. С помощью наших друзей из Москвы договорились с собственником и забрали скелет с промплощадки. Шесть реставраторов на протяжении четырех месяцев занимались его восстановлением и затем привезли домой – на побережье Баренцева моря».
Предполагается, что экспонат станет очередной точкой притяжения для туристов и местом для красивых селфи. Между тем восстановленный по косточкам объект на самом деле скелетом не является. В своей книге «Левиафан: разбор по косточкам» режиссер Звягинцев рассказывает о том, как ему в голову пришла мысль уложить на берег в селе Териберка останки библейского чудовища.
«В период подготовки фильма «Левиафан» мы решили создать этот скелет. Сначала у меня была идея, что он должен лежать на берегу неподалеку от дома – кит, выбросившийся на берег. Они же существа суицидальные, по загадочной и совершенно непостижимой причине сами выбрасываются на берег, где задыхаются и умирают (вы наверняка слышали об этом феномене). Я полагал, что там, на берегу, лежат узнаваемые и ужасающие китовые останки – брюхо, плавник, глаз иссохший, выеденная чайками, моллюсками и бродячими собаками плоть», – пишет Звягинцев.
По словам режиссера, во время подготовки фильма группа помощников нашла достаточное количество фотографий в Интернете с истлевающей тушей большого кита, но эффект был неприятный. Тогда решили плоть убрать и оставить только скелет, который бы лежал на отмели.
«Думаю, подобное встретить в природе нельзя, но мы решили сделать дерзкий жест, пойти на такое вот художественное допущение», – пишет Андрей Звягинцев.
В Зоологическом музее в Санкт-Петербурге фотохудожник Андрей Понкратов сфотографировал, отсканировал фактуру скелета кита во всех проекциях, полные его размеры, объемы, пропорции позвонков, ребер, черепа и воссоздал все это в детальном эскизе для команды бутафоров фильма «Левиафан».
Затем бутафоры создали скелет синего кита – около 20 метров длиной, полторы тонны весом. На каркас, сваренный из железной конструкции, нанизывали сначала фанеру, потом пенопластом приводили к соответствию с формой скелета и наконец наносили фактуру – оснащали специальным водонепроницаемым материалом, замешанным на гипсовой смеси. Очень недешевое вышло изделие, только его изготовление обошлось создателям фильма в 1 миллион 300 тысяч рублей. И это по ценам 2012 года. Доставка на берег Баренцева моря грузовой фурой из московской бутафорской мастерской тоже стоила немало. Тяжеленный железный каркас был расшит на четыре фрагмента, и уже на месте эти четыре части бутафоры сами сшивали вновь. Бригада из пяти человек вкапывала его в песок несколько дней.
«Все понимали, что скелет должен быть отрицательной плавучести, – вспоминает Звягинцев, – его утяжеляли арматурой, болтами, камнями. Казалось, что и собственный вес полторы тонны – достаточный. Но во время первого же прилива он всплыл! Пока не было воды (а работать можно было только в часы отлива), Дмитрий Баршевский со своей командой бутафоров копал траншеи, устанавливал в них якоря, каркас монтировали к ним. Снова прилив – и силой плавучести разгибало металлические прутья, и он снова всплывал! Побороть эти трудности кинематографисты смогли только спустя неделю. В фильме скелет появляется в кадре всего два раза».
После съемок скелет увезли с побережья. Говорят, что его выкупил некий бизнесмен, чтобы хранить у себя на даче. Сейчас скелет вернули в Териберку.
Подготовила Татьяна БОРИСОВА
Фото из открытых Интернет-источников