Сколько северян в этом году остались без отпусков в теплых краях, подсчитать невозможно. Из-за пандемии коронавируса было закрыто международное авиасообщение, да и на отечественных курортах туристический сезон открылся с большим опозданием. Понервничать из-за перспективы провести все лето в Мурманске пришлось и мне.
Круговая оборона
Запланированная на середину июня поездка в Сочи была под угрозой срыва практически вплоть до вылета. К счастью, карантин на Кубани отменили, и мы оказались в числе первых туристов, прибывших в Краснодарский край.
Напомним, до 21 июня в житнице России действовали строжайшие ограничения, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции. С конца марта и до начала календарного лета передвигаться по Черноморскому побережью можно было лишь по спецпропускам, автобусное сообщение между населенными пунктами края заморозили, электрички также ходили значительно реже, туристов, не имеющих собственности и прописки в регионе, ждала двухнедельная обсервация. В общем, Кубань держала круговую оборону.
Но когда количество выявленных случаев заражения коронавирусной инфекцией в крае пошло на спад, власти заявили о постепенном снятии введенных ограничений. Хотя, поговаривают, что определенное влияние на это решение имела и оценка колоссальных потерь для экономики региона – значительную часть дохода Краснодарского края составляют именно туристические деньги.
С 6 июня на Кубани санатории, имеющие медицинскую лицензию, стали принимать первых гостей из других уголков страны. В один из них отправилась и мурманчанка Анастасия Иванова вместе с полуторагодовалым сыном и мамой.
– Путевка в санаторий без лечения на 16 дней обошлась нам в 80 тысяч рублей, – рассказывает она. – За эти деньги предоставлялся комфортный номер, полноценное питание и обслуживание. Правда, еще пришлось потратиться на сдачу анализов – тесты на ковид обошлись в 4,5 тысячи рублей. За несколько дне до вылета мы получили медицинские заключения с отрицательными, к счастью, результатами. В них же было указано, что в последнее время контактов с инфекционными больными у нас не было. А вот справку об эпидобстановке в регионе нам выдавать отказались. Она-то и стала камнем преткновения по прилете. В аэропорту Сочи нам пришлось около часа разбираться с проверяющими, выпускать из здания аэровокзала нас не хотели. Пришлось звонить в санаторий, показывать распечатанные бланки забронированного номера, за который мы уже заплатили, и справки с «чистыми» результатами тестов. В общем, мороки было много. И все это с плачущим ребенком на руках. К счастью, после долгих переговоров, проблему удалось решить и нам наконец-то разрешили ехать отдыхать. А вот людей, прибывших в регион дикарями с такими же свежими справками об отсутствии коронавируса, все равно обязывали самоизолироваться в течение двух недель. В нашем санатории в масках никто не ходил, сотрудники лишь периодически напоминали о соблюдении социальной дистанции, так что в целом я могу отнести себя к тем счастливчикам, которым удалось в этом году провести полноценный отпуск на море.
В полет – с домашним пловом
А вот в мурманском аэропорту во второй половине июня на социальное дистанцирование внимания особо не обращали. Зато надевания масок и перчаток требовали от всех, в том числе и от маленьких детей. Без этих «трендовых» аксессуаров нас грозились даже не пустить на борт.
В самолете часть северян избавились от средств индивидуальной защиты, но были и те, кто все четыре часа полета провел в латексных перчатках и масках. Спустя три часа стюардессы прошлись по салону аэробуса и предложили пассажирам поменять маски – раздавали их бесплатно. А вот в меню авиакомпании, которая перевозила нас в Сочи, был лишь небольшой стакан воды, кормить пассажиров перестали, мотивируя это сокращением возможных рисков распространения коронавирусной инфекции. Хотя экономическая составляющая тут тоже есть – из-за значительного снижения количества перелетов во время пандемии авиаперевозчики понесли огромные убытки и теперь проводят различные мероприятия, направленные на снижение своих затрат.
Но лететь голодными многие пассажиры нашего рейса не собирались – одни взяли из дома на борт бутерброды, другие термосы с пловом, третьи контейнеры с котлетами и вареными яйцами. Как говорится, война войной, а обед по расписанию.
Бесконтрольный въезд
Выходили из самолета все путешественники в масках и перчатках. А потом тщетно искали глазами людей с бесконтактными термометрами, ведь, как заявлял губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, измерять температуру после отмены карантина будут всем приезжающим россиянам. Но людей с инфракрасными градусниками мы так и не заметили.
Спустя четверть часа все пассажиры получили багаж и беспрепятственно вышли в город. Бирки на чемоданах с посадочными талонами сотрудники аэровокзала тоже почему-то не сверяли – что схватил, то и уноси.
Сочи встретил нас своим фирменным, наполненным сотнями южных ароматов воздухом. Но впереди еще был путь до уютного поселка Лазаревское. На обычной электричке добраться до него можно за полтора часа, на «Ласточке» и того быстрее. К сожалению, эти скоростные поезда, уходящие прямо из аэропорта, не возобновили работу одновременно с открытием туристического сезона. Да и до сих пор они курсируют по измененным графикам и маршруту. Ехали на такси.
В обычном режиме
Первые дни в поселке было непривычно малолюдно, небольшие торговые павильоны, в которых обычно продавали свежие фрукты, овощи, одежду и товары повседневного спроса, были закрыты, кафе и столовые тоже. Но спустя неделю ситуация кардинально изменилась. В курортный поселок Лазаревское вместе с тысячами туристов почти вернулась обычная жизнь – заработали точки общепита, на пляжах появились все популярные развлекательные услуги, частично возобновилась работа аттракционов в городском парке. На берегу появились массажные столы. На набережной десятки аквариумов с рыбками гарра руфа, которые делали пилинг стоп любителям спа-процедур.
Одним словом, ни о какой социальной дистанции, масочном режиме и других профилактических мероприятиях говорить не приходилось. Хотя объявления об этом, словно оберег, висели на дверях каждого магазина, торгового павильона и даже ларька. И это казалось единственным напоминанием о коронавирусе, который уже проник во все сферы нашей жизни. Возможность забыть про маски, перчатки, санитайзеры, пожалуй, оказала на организм не менее благотворное воздействие, чем морской воздух.
Цены в поселке с наплывом отдыхающих также выросли, причем на некоторые товары в два раза – так жители Краснодарского края пытались восполнить упущенную выгоду из-за позднего открытия туристического сезона. Свежие фрукты, овощи и зелень в Лазаревском были порой дороже, чем в родном заполярном Мурманске. К примеру, килограмм местных яблок на рынке фермеры продавали за 100 рублей, картофель за 60, черешню за 250 рублей.
Но спустя месяц после отмены карантина над туристической отраслью Кубани вновь нависла угроза. В регионе начало расти количество выявленных случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Потому власти даже заявляли о возможном возврате к ограничениям.
Правда, по словам представителей краевого Роспотребнадзора, вирус в регионе сейчас бушует не из-за приезжих. На курортах ситуация стабильна. Большинство заразившихся – местные жители, причем немало вспышек внутри семей.
Так что новых карантинных мероприятий до конца лета, возможно, удастся избежать, и россияне еще смогут в этом году отдохнуть в Краснодарском крае. Конечно, по уровню сервиса, инфраструктуре отечественные курорты не дотягивают до заграничных, но когда выбора нет, кто упустит возможность получить свою порцию моря и солнца на российском юге.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото автора.
__________________________________________________________________________________
Выбираю солнцезащитные очки RayBan, вы не только подчеркивает свою индивидуальность, но, что не мало важно, защищаете глаза от поражения инфракрасным и ультрафиолетовым излучением. Приобрести оригинальные очкирайбен, можно воспользовавшись сайтом rayban1937.ru. Больше информации можно узнать у менеджеров. Реклама.