Месяц назад жизнь в Коле заметно усложнилась, когда по старой железнодорожной ветке, проходящей через центр города, стали курсировать грузовые поезда, следующие в Мурманск и из Мурманска. Уложенные вдоль проспекта Миронова бесстыковые пути, которые окрестили бархатными рельсами, и малошумные тепловозы несущественно снизили шум от составов, проносящихся под окнами колян. Одни терпят молча, закрывая окна на ночь даже в жаркие дни, другие возмущаются в соцсетях, третьи пишут жалобы в РЖД. Но, похоже, смириться с шумом, дымом, пылью и прочими неудобствами придется всем.
На месте бывшего перехода – забор
Эта история началась 1 июня, когда из-за бурного паводка на реке Коле обрушился железнодорожный мост на единственном пути из Мурманска в центральную часть страны. Из-за аварии встали все товарные составы с углем и удобрениями, обеспечивающие работой порт, а пассажиры до сих пор вынуждены делать пересадку на временном вокзале в Выходном на автобусы до Мурманска. К счастью для мурманских предприятий и к несчастью для колян, быстро нашелся объезд аварийного участка. Им стала ветка длиной 5,7 километра от блокпоста 1433-й километр чуть севернее станции Выходной до блокпоста 9-й километр в девяти километрах севернее Мурмашей. Строительство этого участка началось несколько лет назад для развития Мурманского транспортного узла и было завершено стахановскими темпами нынешним летом благодаря прибывшим в Кольское Заполярье военным железнодорожного батальона.
Между Колой и Мурмашами путь проложили еще в 30-е годы, но если до сих пор железная дорога в Коле весьма условно отделяла улицу Миронова от остальной части города, то теперь эта граница стала осязаемой. Старые рельсы и шпалы заменили новыми, поставили ограду и модернизировали прилегающую железнодорожную инфраструктуру, которую, по мнению местных жителей, давно пора было вывести за черту города. Вместе с фотографом мы отправились в Колу, чтобы своими глазами увидеть, как новые реалии повлияли на жизнь колян.
Новое полотно на протяжении километра обнесли с обеих сторон метровым алюминиевым заборчиком и сделали всего два пешеходных перехода на расстоянии около 500 метров друг от друга. Основная пешеходная тропа, по которой жители проспекта Миронова ходили на работу и учебу, – ровно посередине между ними. Сейчас там, где она пересекает рельсы, стоит забор и знак, сообщающий, что до ближайшего перехода 250 метров. Около этого знака на земле множество следов, которые проходят как бы сквозь забор и свидетельствуют о том, что умный в гору не пойдет, но через забор перемахнет.
В отчете начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина необходимость таких ограничительных мер объясняется так: «Во избежание ситуаций, при которых горожане будут пересекать пути в неположенном месте, вдоль железной дороги Октябрьской дирекцией инфраструктуры были установлены ограждения длиной по 975 метров с обеих сторон железнодорожного пути». За соблюдением правил техники безопасности должны наблюдать сотрудники ЧОПа, которые дежурят возле ограждений. Правда, нам удалось обнаружить всего одного охранника забора. Он стоял у пешеходного перехода на главной площади, где и нарушать-то нечего.
Окна установили, но не всем
Начальство Октябрьской железной дороги утверждает, что бесстыковой железнодорожный путь минимизирует шум и вибрацию при прохождении поездов, которые теперь тянут или толкают особые – малошумящие и малодымящие – тепловозы. Для пущей надежности железнодорожники рассматривали возможность установки между железнодорожным полотном и домами высоких звукозащитных экранов. Но оказалось, что такие меры требуют много времени, и, наверное, к счастью, решили ограничиться установкой стеклопакетов в квартирах ближайших к путям домов. Иначе Кола была бы совершенно обезображена глухим забором высотой три-четыре метра.
Время шло, а в соцсетях появлялось все больше отнюдь не благодарных отзывов колян, возмущенных тем, что стеклопакеты им до сих пор не установили. На днях РЖД разослало всем СМИ Мурманской области пресс-релиз, сообщающий, что замена окон в Коле завершена. Всего было установлено 164 двухкамерных металлопластиковых окна в шести пятиэтажных и двух двухэтажных домах вблизи станции Кола. Местные жители тут же парировали: «Все, конечно, здорово, но у девятиэтажек на Миронова полно деревянных окон, которые, когда поезд проезжает, трясутся как осиновый лист».
Оказалось, что крайние дома на проспекте Миронова стоят там, где небольшой участок бесстыкового пути заканчивается, поэтому до них очень явственно доносится полновесный грохот груженых товарняков, хотя и на бесстыковом пути они создают ненамного меньше шума, чем на обычном.
Антон Ермакович, житель дома № 28 на проспекте Миронова, обратился по этому поводу с претензией к руководству Октябрьской железной дороги и получил неутешительный ответ: «Превышение фоновых значений уровня шума обусловлено тем, что между домами и железнодорожными путями располагается проезжая часть проспекта Миронова с высокой интенсивностью движения, в том числе и большегрузов. Таким образом, на акустическую обстановку помимо железнодорожного транспорта основное влияние оказывает движение автотранспорта». Это выяснила производственная экологическая лаборатория Северного направления Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги, замерив уровень фонового шума днем и ночью в районе домов № 22а, 24, 26 и 28 на проспекте Миронова. В сложившихся условиях реализацию шумозащитных мероприятий должны обеспечивать органы местного самоуправления.
– Звонил в администрацию города, там дали совет еще раз написать обращение в РЖД и заказывать независимую экспертизу, – рассказал Антон Ермакович. – Я решил заменить окна уже за свой счет, так как бодаться с госкорпорацией можно бесконечно, а нормально спать хочется уже сейчас.
Стоит учесть тот факт, что ночью машины по проспекту Миронова ездят крайне редко, а вот грузовые поезда ходят регулярно, по словам местных жителей. До обрушения моста здесь проходило по два-три небольших состава в сутки. А за первые три дня работы нового участка через Колу прошло 40 поездов, состоящих из 1708 грузовых вагонов, из которых 1338 были с углем. Мы с фотографом провели в Коле час, и за это время мимо нас прошло два товарняка. Специалисты РЖД сообщают о возможности прохождения через Колу 16 пар поездов в сутки. Причем пассажирский среди них всего один – поезд № 21/22 сообщением Санкт-Петербург – Мурманск. Остальные до сих пор производят посадку и высадку пассажиров в Выходном на перроне вокзального комплекса, который возвели в авральном режиме. Оттуда в Мурманск и в обратном направлении северян доставляют автобусы.
Две дороги сразу
Попав на проспект Миронова или хотя бы взглянув на карту, вы сразу поймете, что большая часть домов испытывает на себе влияние одновременно и авто– и железной дороги. От чего больше страдают жители, зависит от расположения их квартир.
– У меня окна выходят на проспект и на торец соседнего дома, – рассказала молодая колянка Юлия Лапшина, которая живет на проспекте Миронова, 7. – Из кухни и залы машин особо не слышно, хотя до дороги тут метров 20. А вот из-за шума поездов ночью с открытым окном невозможно спать. Даже если закрыть окна, пол трясется, люстра ходит ходуном.
От дома № 7 до железной дороги 50 метров. Прямо напротив дома находится Кольский транспортный колледж. Юлия уверена, что осенью все студенты будут лазить через забор, чтобы попасть на занятия, а не обходить пол-Колы.
– Ну ладно молодежь, а как теперь тревожным службам работать? – задается вопросом Юлия. – Скорая помощь на той стороне, а пожарная часть на этой. Между ними переезд, который теперь очень часто перекрывают.
Около дальнего пешеходного перехода через рельсы мы встретили соседа Антона Ермаковича из дома № 28. От него до железной дороги более 70 метров. А до двухполосной автострады – менее 50.
– То, что поставили светофоры и звуковые сигналы на переходах – это хорошо, – считает Зинур Вахитов, житель Колы с 1979 года. – А то, что закрыли тропу посередине – очень плохо. Ну а шум еще как жить мешает! Большинство товарняков вечером и под утро ходит. Локомотивы-то новые, а вагоны с разбитыми колесными парами стучат по бесшовным рельсам так же, как по обычным. А если ветер в нашу сторону, то еще и дым от тепловоза летит прямо в форточку. Автодорога под окнами нам так не мешает. Шум от нее бывает, только когда зимой трактор снег убирает. И вообще, я уверен, что, если бы этой линии не было, мост бы строили намного быстрее.
К разговору присоединилась жительница дома № 26.
– У нас тоже спать невозможно, хотя мы чуть дальше от «железки», – сетует Гелена Костылева. – За ночь минимум два-три поезда проходит, а раньше было максимум два-три в сутки. Семья у меня многодетная и денег на замену окон нет. А РЖД сказало, что нам не положено. Вот в общаге на Победы, 20 у меня живет ребенок, там недавно поменяли все окна.
Жильцы общежития, от которого до рельсов не более 20 метров, подтвердили, что две недели назад им поменяли все окна, кроме первого этажа, который занимает военкомат. При этом квартиры дальнего от железной дороги подъезда не страдали от шума, но вибрация теперь порой будит их жильцов по ночам.
Восстановить рухнувший мост через Колу планируют в октябре. Сейчас основные работы ведутся на левом берегу. Там готовят фундамент под новые опоры и собирают новую металлическую конструкцию длиной 110 метров. Она перекинется с одного берега на другой. Опор в русле реки не будет.
Демонтаж центральной русловой опоры до сих пор не начат, а подготовка свайного основания для новых береговых устоев уже заметна невооруженным глазом. На объекте работают более 150 человек и 28 единиц техники.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора и Игоря ЕРЕМЕНКО.