Учитель истории и обществознания Мурманского академического лицея Вячеслав Пославский занял первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России–2020». В этом году профессиональное состязание педагогов проходило в онлайн-формате. За победу боролись девять преподавателей, они провели методический семинар и мастер-класс, написали эссе, подготовили презентацию урока и разработали образовательный проект. Финалисты приняли участие в публичной лекции и дискуссии. Победитель теперь представит Мурманскую область на заключительном этапе конкурса в Волгоградской области и Москве. Мы встретились с ним на его рабочем месте – в кабинете истории академического лицея.
Учеников не бросаем
Формально Вячеслав Пантилимонович в отпуске, но приходит в лицей, чтобы дистанционно провести консультацию для учеников, которым уже совсем скоро предстоит сдавать единый государственный экзамен.
– Бросать своих учеников в такой нестандартной ситуации, как нынешняя, нельзя, – уверен Вячеслав Пославский. – Последние несколько месяцев готовить ребят к экзаменам в очном режиме практически не получалось. Они, конечно, переживают, волнуются за результаты. Их надо поддержать, помочь подготовиться. Учитель должен быть всегда готов к необычному, к такому, как переход на дистанционное обучение, например. Мы провели очень хорошую работу в лицее. У нас было буквально две недели между окончанием третьей четверти и началом четвертой. И за это вовремя полностью наладили систему дистанционной работы, обучили сотрудников, проработали все варианты. Фактически очную систему обучения перенесли в онлайн.
Мурманские школьники к такой форме обу-чения отнеслись по-разному. Те, кому и раньше было комфортнее заниматься дома, быстро влились в новую систему, а другим не хватало непосредственного взаимодействия с учителем. К тому же, как отмечают педагоги, «дистанционка» требует сознательного отношения и дисциплины от самих ребят. Надо вовремя встать, включить компьютер и не зависнуть в соцсетях, например, а явиться на виртуальный урок и заниматься.
– Могу сказать, что какие-то моменты оказались проще, чем мы думали, а какие-то сложнее, – продолжил Вячеслав Пославский. – Допустим, занятия в режиме онлайн позволяют быстрее и проще оценить базовые знания с помощью тестов, в которых автоматизированно выставляются баллы. А при общении в классе играет роль все: жесты, мимика, интонации учителя, сигналы, которые дети посылают на невербальном уровне. Есть вещи, которые дистанционно не реализовать. Но мы живем в мире, который динамично меняется. И в целом дистанционная система имеет право на существование. Только не в качестве основной, а как дополнительная, вспомогательная – например, на время морозов или если ребенок долго болеет, поехал на спортивные сборы и так далее. И каждая школа может иметь свою дистанционную площадку на такие случаи.
Не надо шаблонов
Как заметил когда-то английский писатель Джордж Оруэлл, каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. Мы частенько ругаем подрастающее поколение, может быть, просто оттого, что не всегда и не очень его понимаем. Задача учителя – выстроить диалог с учениками, понять их
– Дети сейчас больше настроены на самореализацию, – говорит Вячеслав Пославский. – Одни – в творчестве, другие – в плане интеллектуального развития, научных разработок и так далее, тогда они идут за высшим образованием. Кто-то старается реализовать себя в спорте, другие – через модное сейчас блогерство. То есть сейчас важно не само наличие диплома, а то, как человек себя реализовал, какого достиг успеха и какими путями. Сейчас оценка по предмету не слишком значима для детей. Да и сама отметка порой очень субъективна. Когда мы ставим пять, четыре, два, мы сравниваем ребенка с неким абсолютным значением: если соответствует, то пять, если нет, то три и два. Сегодня многие учителя пытаются уйти от этого шаблона. Надо сравнивать ребенка с ним самим: насколько он достиг каких-то результатов по сравнению с предыдущим учебным годом. У нас такой подход появился относительно недавно. А за рубежом он существует уже не один десяток лет.
На двойку надо постараться
Глядя на моего собеседника – открытого, с широкой улыбкой, – волей-неволей думаешь о дисциплине на уроке. Все-таки подростки – народ непростой, порой очень своенравный и с характером.
– Важно соблюдать некую золотую середину, – считает Вячеслав Пославский. – Знаю, что бывают ситуации, когда написал ребенок сочинение, высказал точку зрения, которая не совпадает с авторской, – все, два. Так нельзя, педагогу надо быть более гибким. А с другой стороны, нельзя вести себя как «свой парень», что бывает свойственно молодым учителям. Должна быть граница, все-таки педагог в любом случае старше и играет другую социальную роль. Я стремлюсь быть строгим в предметной, содержательной, части. Есть то, что дети должны знать и показать потом на контрольной и экзаменах. А вот в рамках творческого проекта, например, уже нет таких жестких рамок.
Текущие отметки двойки у учеников победителя педагогического конкурса бывают. Но за четверть и полугодие – большая редкость.
– История и обществознание, экономика и право – предметы, по которым, чтобы получить два, надо очень сильно постараться, – считает Вячеслав Пославский. – Когда я пришел работать в лицей, преподававшая тогда здесь историю и обществознание Людмила Тимофеевна Игнатенко, по сути, мой наставник, сказала: «Когда ты ставишь двойку, ты расписываешься в собственной некомпетентности».
Полкласса – будущие бизнесмены
Работа с детьми требует определенных качеств, прежде всего – терпения. И успех во многом зависит от того, зачем человек приходит в эту профессию и идет работать в школу.
– Я после практики решил для себя, что в школу надо идти, когда можешь научить детей чему-то значимому, хорошему, что им потом пригодится в жизни, – говорит Вячеслав Пославский. – Это и моральные качества, и взвешенное отношение к истории, умение взаимодействовать друг с другом. Поэтому и уроки свои я организую, исходя из этой позиции. Условно говоря, мне важно не вдолбить в головы ребят список дат, терминов и имен исторических личностей, а научить значимому, важному. Я не исхожу из того, что раз мне нравится история, то она должна нравиться всем. Так это не работает. В каждой теме надо найти интересное.
Например, в обществознании в разделе «Экономика» есть тема про инвестиции. Как можно ее подать? Прочитать текст учебника, лекцию. А можно сесть с ребятами и просчитать их инвестиционный план, собрать им инвестиционный портфель.
– Сейчас дети очень любят все, что связано с бизнесом, полкласса предпринимателей будущих сидит всегда, – улыбается Вячеслав Пославский. – На уроке достаем калькуляторы, открываем сайты разных компаний, смотрим котировки акций. Перед этим обсуждаем, какой портфель будем собирать – прогрессивного инвестора, уверенного инвестора и так далее. Задача учителя сегодня – показать, что любое знание, полученное в школе, пригодится в жизни. Вот мы видим рекламу про инвестиции. Я предлагаю: «Давайте сядем и посчитаем, сколько надо вложить, чтобы получить доход, насколько это выгодно, сколько заплатить брокеру, сколько отдать налогов, когда надо сбрасывать старые акции, какие покупать новые». Сидим на уроке считаем. Современные дети очень продвинуты, рациональны и информированы. То есть они знают, где и как добыть информацию. А вот как ее проанализировать и сделать соответствующие выводы – этому должен учить преподаватель.
Джаз на отдыхе
Конец учебного года – словно финишная прямая, которую ждут школьники, родители и, конечно, учителя.
– Усталость есть, конечно, как у всех, – говорит Вячеслав Пославский. – Но устаю больше не от работы с детьми, а от того, что надо еще много разных бумаг заполнять. Хорошо, что сейчас постепенно внедряется система электронного документооборота, разгрузят учителей. А с детьми всегда интересно работать. Для отдыха у меня есть хобби, играю в джазовом коллективе. Основной инструмент – гитара, иногда клавишные. Репетиции, выступления дают силы и вдохновение.
Юлия РОМАНОВА. gorod@vmnews.ru
Фото Дмитрия САЯПИНА.