В воскресенье свой профессиональный праздник отметили медики. Редакция «Вечернего Мурманска» от всего сердца поздравляет всех медицинских работников – врачей и фельдшеров, медсестер и медбратьев, санитарок и водителей машин скорой помощи. Многие из нас считают вашу профессию одной из самых важных и нужных. И считали так всегда, без всякого коронавируса. Поздравляем!
Случайности не случайны
Приятно посещать больницу с легким сердцем. Не тогда, когда тебе требуется медицинская помощь, а когда ты хочешь рассказать о людях, которые всегда приходят нам на помощь, когда нашему здоровью угрожает недуг. Именно с легким сердцем шел я в Мурманский областной клинический многопрофильный центр, который для большинства мурманчан по-прежнему остается городской больницей. Мне предстояла встреча с мамой и дочерью, которые здесь работают.
Виктория Александровна Лось в этом году отмечает юбилей. 35 лет работает она медсестрой в отделении реанимации. А три года назад к маме присоединилась дочь. Александра Ивановна Лось работает врачом-кардиологом во второй кардиологии.
А начиналось все, когда, закончив восьмой класс мурманской школы № 5, Вика Лось решила за компанию с одноклассницами поступать в медицинское училище, которое находилось в Апатитах. Хотя поначалу планировала поступать совсем в другое учебное заведение и получить профессию весьма далекую от медицины. Поступила, стала фельдшером. Викторию распределили в Мурманскую городскую больницу, которой тогда руководил Юрий Андреевич Паюсов. Бойкая выпускница с красным дипломом чуть ли не потребовала у него, чтобы ее направили работать фельдшером на скорую помощь. Хотелось трудностей и романтики. Но мудрый Юрий Андреевич предложил Вике работу, может быть, и не слишком романтическую, но очень трудную, важную и нужную. Он сказал: «Поработаешь несколько лет, наберешься опыта, а потом мы тебя переведем на скорую». Так она стала медсестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии. И задержалась на 35 лет.
Спрашиваю: «А не скучно столько лет на одном месте?». Виктория Александровна отвечает, что ей очень нравится ее работа. Сейчас она работает в операционной сестрой-анестезиологом. Операции разные, разные ситуации, разные пациенты. Никакой рутины нет. Ведь реанимация – это своего рода больница в больнице, сюда поступают все тяжелые больные, которые потом переводятся из реанимации в самые разные отделения больницы. И романтики хватает!
Династия продолжится
Если у мамы, по ее словам, все получилось за компанию, то выбор дочери был совершенно осознанным. Александра, сколько себя помнит, всегда мечтала стать врачом. Мама смеется и говорит, что, когда Саша была еще совсем маленькой, она то и дело ставила уколы плюшевым зайчикам. Так что по окончании школы, кстати, той же, где училась мама, Александра стала студенткой Архангельского северного медицинского университета. Пошла, как оказалось, по проторенной дорожке.
Через шесть лет Александра получила диплом по специальности «Лечебное дело». Потом была ординатура в Мурманской городской больнице. Через год Александра получила сертификат врача-терапевта. А чтобы стать кардиологом, пришлось учиться еще.
Разговор наш все время перескакивает с одной темы на другую. Получается, что мы говорим сразу обо всем. О жизни, о работе, о некотором недопонимании во взаимоотношениях врачей поликлинических и больничных, о нехватке медицинских кадров, о судьбе, о семье. Так вот, говоря о семье, я вдруг выяснил, что сегодня встречаюсь только с половиной этой медицинской семьи. А может быть, даже и с меньшей ее частью. Старшая дочь Виктории Александровны Екатерина закончила Архангельский медицинский университет и работает в Мурманске врачом-психологом в областном Центре оказания специализированных видов медицинской помощи. А ее муж врач-психиатр – в больнице «Севрыба». Которая теперь уже и не «Севрыба», а часть Мурманского областного клинического многопрофильного центра. Более того, десятилетний внук Виктории Александровны недавно заявил, что обязательно станет врачом. И даже со специализацией уже определился – он будет хирургом. Налицо династия! Мама «случайно» стала медсестрой. А старшая дочь? Ответ Виктории Александровны и удивил, и порадовал: «А как вы думаете, кем должна была стать моя старшая дочь, если она даже родилась в День медицинского работника?».
Виктория Александровна говорит, что сбылась ее давняя мечта – она и живет, и работает на одной улице. На работу всегда ходит пешком. Александра подхватывает: «Я живу по мурманским меркам довольно далеко от работы, поэтому до больницы добираюсь на автомобиле». И добавляет: «Живу отдельно от мамы, но я не замужем». Следующий вопрос, довольно бестактный, слетает с моих губ, опережая мысль: «А почему?». Ответ следует философский и вместе с тем искренний: «Не зовут. Это ведь не только от меня зависит». Не ожидая такого поворота, прошу у Александры позволения написать об этом в очерке и получаю согласие.
Умение терпеть
Отдельный разговор, который позволил мне ближе узнать обеих женщин, получился у нас об Интернете. И Виктория Александровна, и Александра Ивановна в обсуждении медицинских вопросов в соцсетях стараются участия не принимать, но обе с болью говорят о том, сколько же некомпетентных, порой откровенно глупых, невежественных, вредных, но вместе с тем безапелляционных мнений о медицине и о работе медиков им приходится читать. Но в споры не ввязываются, понимая, что никакого толку от этого не будет.
Услышав, как мама и дочь об этом говорят, я понял, как близко к сердцу они принимают многочисленные проблемы нашей заполярной медицины. И еще понял, что им обеим не грозит профессиональное выгорание. Они всегда будут такими. Всегда будут чувствовать чужое горе, как свое. И никогда они не привыкнут к человеческому страданию. Ведь не секрет, что в реанимации пациенты умирают практически каждый день. А когда я спросил, что еще должен уметь медик кроме того, чтобы лечить людей, то обе назвали умение выслушать человека и понять его. А еще – умение терпеть. Теперь в медицинских вузах есть специальная дисциплина – «Врачебная этика».
Наверное, именно из-за такого отношения к делу они чувствуют отдачу, благодарность от своих пациентов. В реанимации и в кардиологии в основном лечатся люди немолодые. Некоторых из них за все время лечения никто не навещает. Зачастую это люди не слишком обеспеченные, болезнь почти ничей характер не улучшает, но обе мои героини говорят, что им бывает очень приятно, когда при выписке им дарят на память какую-нибудь безделушку, связанную своими руками прямо здесь, в палате, во время лечения. Это дорогого стоит. Гораздо дороже цветов и конфет.
Беседа наша закончилась. Виктория Александровна провожает меня к выходу по длинным больничным коридорам и вдруг говорит: «Вот я вам сказала, что поехала поступать в медучилище за компанию, а может, и у меня, как у дочерей, это судьба? Моя мама вспоминала, что когда она водила меня маленькую в детскую поликлинику, то мы видели там плачущих детей, которым либо сделали, либо собирались сделать уколы. А я расстраивалась и плакала только в том случае, если мне не укололи палец и не взяли анализ крови».
А вы говорите – случай. Нет. Это уже действительно судьба!
Андрей ПРИВАЛИХИН
privalihin@vmnews.ru
Фото Дмитрия САЯПИНА
_____________________________________________________________________________________
Как быстро продать автомобиль? В решении вопроса поможет Автовыкуп Мурманск. Не теряйте времени, узнайте подробнее о наших услугах прямо сейчас!
Реклама.