Каждый день издания и сайты Мурманской области публикуют сводки со стройки «Кольского БАМа», сообщая, сколько метров железнодорожного полотна уложено между станцией Выходной и блокпостом 9 км. Важность этого строительства понимают все. Из-за обрушения в районе Молочного железнодорожного моста встали товарные поезда с углем и удобрениями, обеспечивающие работой торговый порт, а пассажиры вынуждены пересаживаться на временном вокзале в Выходном на автобусы до Мурманска.
Несмотря на то, что о стройке знает, кажется, вся страна, многие мурманчане до сих пор не понимают, какой «резервный путь» и где именно строят прибывшие в Заполярье военные железнодорожного батальона. «Вечерний Мурманск» решил разобраться в этом вопросе и выяснил несколько интересных фактов из истории участка, на котором в авральном темпе ведутся работы.
Транспортный узел из 60-х
Фактически новая железнодорожная ветка длиной 5,7 километра начинается не от станции Выходной, а от блокпоста 1433 км в двух километрах севернее Выходного и ведет к блокпосту 9 км в девяти километрах севернее Мурмашей. Железнодорожные пути проходят по окраине поселка Молочный и вблизи границ мурманского городского кладбища. Строительство этой ветки началось еще несколько лет назад в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» и входило сначала в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», а потом – в одноименную программу, рассчитанную до 2020 года. Даже без экстренной помощи военных этот участок планировали завершить не позже 2021 года, поэтому не стоит думать, что по распоряжению губернатора почти шесть километров железной дороги построят с нуля за три недели ради нужд мурманчан и порта. Просто «Ямалтрансстрою», который работает на этом участке, несказанно повезло, и его долгострой будет сдан намного раньше срока. Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Самое интересное о перемычке между Выходным и Мурмашами удалось выяснить из энциклопедических статей по истории Октябрьской железной дороги. Оказывается, сейчас «дорогу жизни» укладывают почти на том же месте, где рельсы уже лежали 60 лет назад! Железнодорожная ветка Выходной – о. п. 9 км существовала с 60-х по 80-е годы прошлого века. Начать эту историю стоит с упоминания участка Кола – Мурмаши. Там один путь проложили еще в 30-е годы. Он вьется между Туломским шоссе и рекой Туломой. В 1946 году возникла необходимость продлить его на северо-запад области, чтобы соединить медно-никелевые рудники Печенгского района с комбинатом «Североникель» в Мончегорске. Тогда впервые предложили срезать угол между Мурмашами и Выходным, чтобы избежать толчеи локомотивов на загруженной станции Кола и смены направления движения.
Участок Выходной – о. п. 9 км был завершен к 1961 году, когда в эксплуатацию сдали основную линию Мурмаши – Никель. Но жизнь его была очень короткой. Оказалось, что смена локомотивов на станции в Выходном неудобна: проще гнать поезда в Колу и Мурманск. Поэтому к концу 80-х годов коротким путем прекратили ходить даже служебные поезда, дорогу законсервировали, а в стране начались лихие 90-е.
Сначала украдкой, а потом и с размахом местные жители начали пилить и растаскивать рельсы и шпалы. Наверняка в Кольском районе до сих пор живет немало тех, кто сдавал последние рельсы в металлолом, а из шпал строил дачу. Если бы не их старания, строители инфраструктуры Мурманского транспортного узла потратили бы гораздо меньше времени и денег. И после обрушения моста у Молочного властям региона не пришлось бы вводить режим ЧС. Старую смычку быстро привели бы в рабочее состояние силами местных железнодорожников и возобновили движение в обход места аварии.
Несмотря на то, что в начале 2000-х, кроме узкой просеки на размытой насыпи, ничего не напоминало о существовании шести километров железной дороги, проектировщики МТУ выбрали именно этот путь для транспортировки угля с западного на восточный берег Туломы. Почти вся новая ветка могла бы проходить по старому «руслу», если бы в нем не построили огромный цех по изготовлению пластиковых окон. Пришлось прокладывать часть дороги ближе к реке, срезать взрывами уклоны и крутые повороты. Пара километров обновленной версии участка Выходной – о. п. 9 км проходит очень близко к старой, но действующей «железке» между Колой и Мурмашами, только значительно выше. Их смычка будет в том месте, где перепад высот незначительный.
Ветка поперек горла
До восстановления движения по основному маршруту все поезда в Мурманск будут двигаться по описанной ветке, предназначенной для движения товарняков от строящегося угольного терминала «Лавна» около Мишуково в центральную часть России и обратно. От полустанка на девятом километре поезда медленно, но верно пойдут в Колу по старой одноколейке Мурмаши – Кола с живописными видами на Тулому. В месте примыкания нового участка к старому уже собран и уложен стрелочный врез.
Многим жителям Колы до дня открытия нового моста придется терпеть шум и вибрацию от проходящих мимо их домов составов. Железная дорога, по которой пойдут и пассажирские и товарные поезда, проложена через жилой массив вдоль проспекта Миронова и переулка Островского. Чтобы хоть немного облегчить страдания колян, «РЖД» на этом участке дороги обещает уложить чуть более километра бесшовных рельсов, а составы обеспечить малошумными локомотивами. Железнодорожная линия в Коле пересекает центральную площадь города, проходит мимо Центральной районной больницы, администрации Кольского района и рядом с крупным торговым центром. Глядя на эти рельсы, можно было бы подумать, что по Коле курсирует самый северный в мире трамвай, но увы… «Трамваи» будут длинными и затрудняющими автомобильное движение.
Из-за ремонтных работ, которые уже начались, на железнодорожном переезде в центре города движение автотранспорта ограничено до 18 июня. А с 23 июня там придется внедрять особую технологию пропуска поездов, чтобы сократить время, которое переезд будет закрыт для автомобилистов.
Круглосуточно на стройке участка Выходной – пост 9 км работает 190 единиц техники и порядка 600 человек. Они должны справиться с поставленной задачей к 23 июня. По состоянию на 15 июня отставания по графику работ не было, оставалось проложить всего один километр пути.
К ТЕМЕ
1 июня во время паводка, деформировавшего одну из опор, обрушился пролет моста через Колу в районе станции Выходной. 15 июня начался демонтаж мостового пролета с «санкт-петербургской» стороны. На следующей неделе планируется демонтаж противоположной части моста. Центральные элементы, находящиеся в воде, запретила перемещать прокуратура, пока не завершены следственные действия.
Сейчас на месте аварии специалисты АО «Ленгипротранс» разрабатывают план демонтажа оставшейся части моста, а также проектируют новый с учетом геодезических изысканий. Предполагается, что пролет нового моста будет перекинут от берега до берега, чтобы исключить воздействие воды на опоры. Точные сроки строительства станут известны, когда будут получены результаты исследования грунта и выбран тип фундамента.
13 июня на станции Выходной, которая стала конечной, началработать новый модульный вокзальный комплекс площадью 72 квадратных метра, рассчитанный на 36 посадочных мест. Он имеет служебные помещения для дежурного по вокзалу, пункт оказания первой медицинской помощи, оборудованные модульные туалеты.
В павильоне установлены очистители воздуха и сосуды с антисептиками. Ранее железнодорожники удлинили и заасфальтировали пассажирскую платформу и подходы к ней, установили ограждения. Пассажиров от станции Мурманск к станции Выходной и обратно подвозят на автобусах.
Свое название станция Выходной (бывший разъезд 78 км) получила в 1930-х годах, так как ее окрестности стали популярным местом отдыха для жителей Мурманска. Летом до Выходного ходил специальный поезд.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото из архива редакции.
--
Вам необходим автомобильный кран для производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ? Предпочитает надёжность и выносливость? Воспользуйтесь сайтом avtokran.ru, где представлен автокран "Ивановец". Большой выбор автомобильных кранов грузоподъемностью от 16 до 40 тонн.
Реклама.