Иногда идеи для творчества в прямом смысле слова лежат у нас под ногами. Сухие ветки, коряги, наросты на деревьях, древние пни… Человек с творческим мышлением видит в них невидимое и из всего лесного материала как из пазлов собирает свои необычные арт-объекты и панно.
От деда – к внуку
Федор Мухаметшин уже много лет занимается корнепластикой. Так называют направление декоративно-прикладного искусства, связанное с изготовлением скульптур из переплетенных корней, сучьев, веток, капов – различных наростов на деревьях. Заготовки для корнепластики можно обнаружить в засохшем дереве или кустарнике, в очищенных от земли или промытых корнях. А иногда прямо на обочине дороги, когда едешь в отпуск.
– Тяга к ремеслу мне передалась по наследству, – рассказывает Федор. – Мой дед в Татарстане имел свою столярную мастерскую – делал ложки, тарелки из дерева. Потом его раскулачили и расстреляли. У нас совсем не сохранилось его работ. Отец потом долго увлекался резьбой по капу. Мы вместе с ним ходили в лес, собирали лесной материал, подходящие деревяшки, из которых он вырезал сувениры, вазы, маски. У меня даже некоторые его заготовки остались, все руки не доходят довести их до ума.
Первые свои поделки заполярный мастер вспоминает с трудом. Говорит, создавал тогда все, что в голову приходило. Дома до сих пор хранится одна из его первых работ из капа – фигурка парящего в небе орла.
После школы Федор на некоторое время забросил свое хобби. А когда в университете отправился в поля с геологами, вновь вспомнил про давнее увлечение – из корней и коряг собирал причудливые лесные скульптуры, дарил их друзьям, украшал ими палатки, в которых они жили. Но по возвращении в город свободного времени на творчество не осталось, и любимое дело пришлось отодвинуть в сторону.
Призовой павлин
– Вернулся к любимому делу я в 2012 году, – поясняет мой собеседник. – Тогда на выставке познакомился с двумя чудесными художницами, которые рисуют на плоских дощечках топляка. Они подарили мне несколько коряг из своих запасов. Я принес все в мастерскую, разложил перед собой и начал вглядываться, пытаться рассмотреть в материале что-то необычное. В одной коряге увидел голову черепахи, доложил кусочки – получилось панно. Так я и начал создавать сюрреалистичные арты.
Мастеру очень нравилось сооружать лесные скульптуры. Изделия корнепластики наделены особой энергетикой. Они несут в дом тепло живого дерева, привносят особый уют. Поэтому в мастерской с каждым годом становилось все больше и больше работ, и даже размеры скульптурных картин увеличивались. Сейчас в его коллекции есть хамелеон, лось, пеликан, ящер, жираф, даже динозавр.
– У меня почти все работы необычные и большие. Вот древесный павлин высотой 180 сантиметров, сделанный из топляка. Это панно заняло второе место на международной заочной выставке прикладных искусств, – продолжает северянин. – Одна из недавних работ – «Путь дракона» – получилась в длину около трех метров, в высоту более 80 сантиметров. Она сделана в таком брутальном грубом стиле.
Большинство композиций заполярного арт-скульптора не подойдут для обычных квартир. Такими украшают, как правило, клубы, рестораны, коттеджи. Мурманчане чаще всего заказывают у него скульптуры для загородных домов. Одну из работ мастера однажды на ярмарке приобрел глава администрации Мурманска Евгений Никора. Он выбрал кому-то в подарок «Голову лошади».
Ключница – память о доме
Сейчас материал для своих работ автор собирает по всей стране. Куда бы ни поехал, отовсюду тащит домой интересные образцы. Когда отдыхал на Белом море, прихватил с собой местный топляк. Во время отпуска в деревне в Новгородской области при разборе старого сруба сберег пару элементов, а позже из них сделал ключницу в форме рыбы.
Все материалы художник тщательно очищает грубой щеткой, сдувает с них песок и пыль мощным воздушным потоком. Затем соединяет детали между собой. Многие зарубежные скульпторы используют при этом гвозди и саморезы, которые портят вид изделия, а наш земляк старается любым способом скрыть соединения. Готовые скульптуры сверху ничем не обрабатывает, лаком не покрывает. Старается сохранить эффект теплоты дерева.
– Люблю экспериментировать с разными образами и материалами. Недавно мне попалась в руки небольшая деревяшка, из которой хочу сделать колибри в полете. Там уже почти все готово, осталось найти недостающий кусочек крыла, – говорит Федор Мухаметшин. – А в перспективе у меня крупный проект с корягами, где-то метра на три. Не буду раскрывать всех секретов, скажу лишь, что для этой новой работы у меня есть пока только заготовка головы. Когда все будет готово, планирую открыть небольшую персональную выставку, и вас приглашу, и родных, обязательно – сыновей. Они у меня очень творческие, когда подрастут, надеюсь, продолжат семейную традицию.
Вдохни жизнь в дерево
Лесная скульптура – это результат кропотливой работы двух мастеров – Природы и Человека. В процессе создания скульптуры автор стремится максимально сохранить естественность древесной породы и текстурность рисунка на срезе.
В корнепластике используют корни, ветви, стволы деревьев, наросты, называемые капом, или сувели, появляющиеся на деревьях в процессе образования спящих почек или внешних механических повреждений. Капы необыкновенно красивы. В былые времена из них делались красивейшие шкатулки и табакерки, они применялись в отделке мебели.
В лесных скульптурах отжившие свой срок ветки, корни обретают новую жизнь. Они дарят людям неповторимую и уютную атмосферу, добавляют характер в интерьер и живописно дополняют теплой цветовой гаммой дизайн любого помещения.
Ценность этих изделий еще и в том, что они неповторимы в своем роде. Попробовать свои силы в корнепластике и украсить свой дом можете и вы. Отправляйтесь ближе к природе и ищите вдохновение. Начните с простых фигур. Включайте фантазию и пытайтесь увидеть необычное в обычном.
Надежда ТУРЛОВА
Фото из личного архива Федора Мухаметшина и открытых Интернет-источников