Быть воспитателем, педагогом, тренером означает не только учить других, но и самому находиться в постоянном поиске. Конкурсы педагогического мастерства – это поиск нового, интересного, неординарного.
Они меняют отношение к себе как профессионалу, позволяя встать на ступень выше.
В Мурманске профессиональные состязания педагогов проходят уже не один десяток лет.
Уровень их неизменно растет, а победителями становятся талантливые люди, посвятившие свою жизнь работе с детьми. Сегодня мы знакомим читателей «Вечерки» с победителями только что завершившихся в городе профессиональных конкурсов педагогов.
Обучать, играя
Наталья Вакульчук, воспитатель детского сада № 120, победитель конкурса «Ступеньки мастерства». Стаж работы 5 лет.
– Первые шаги в профессии я сделала в школе, пришла туда работать социальным педагогом, – говорит Наталья. – А вот моя сестра сразу после учебы устроилась в детский сад. Через год и я пришла туда. И поняла, что есть большая разница между работой в школе и детском саду. Меня сразу поставили на подготовительную группу, и мне, можно сказать, в этом повезло. Вынесла для себя очень много из такого опыта. А теперь первый год работаю с младшими детками, и здесь тоже для меня много нового.
В группе Натальи 25 малышей. Всех надо заинтересовать, увлечь, направить в нужное русло, чтобы дети не только хорошо проводили время в садике, но и развивались. Больше всего детворе нравится играть, поэтому знания им стараются давать через игру. Такой занимательный проект Наталья представила на одном из этапов профессионального конкурса.
– Есть игровое пособие «Радужные камушки», – рассказала нам Наталья Вакульчук. – Они яркие, разного размера, приятные на ощупь. Их можно использовать в разных областях – для развития речи, в изучении математики и многого другого. Задания придумывает воспитатель. Можно строить башенки, учить количественный и порядковый счет или развивать сенсорное восприятие – большой, маленький, разные формы.
Для своего проекта я взяла такое направление, как активизация речи, мы расширяли словарный запас. Здесь есть место воображению, фантазии. Камушки можно превращать в человечков, давать им имена, придумывать каждому свою историю и так далее. Таким образом, дети размышляют, фантазируют, строят предложения, связный рассказ.
Как отметила Наталья, готовиться к конкурсу ей помогал весь коллектив детского сада, в котором работает. Такая поддержка добавила ей уверенности в себе. Так что победа в конкурсе, можно сказать, стала общей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Сысоев, глава муниципального образования город Мурманск:
– Кажется, буквально вчера мы подводили итоги предыдущих конкурсов, хотя прошел целый год. За это время наши дети показали замечательные результаты, которые они подтверждают ежегодно. И все это благодаря талантливым педагогам. Наши молодые учителя настолько амбициозны, что хотят доказать всем, что они лучшие из лучших. Это важно.
Евгений Никора, глава администрации города Мурманска:
– Каждый из участников конкурсов – яркая звезда. Эти люди формируют будущее нашего города, региона и страны. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить учителей города-героя Мурманска за тот неоценимый вклад, который они привносят в будущее нашего города.
В большую политику – со школьной скамьи
Евгений Урсуляк, старший вожатый Мурманского академического лицея, победитель конкурса «Воспитать человека».
– Моя должность в лицее по своим обязанностям похожа на то, чем занимается педагог-организатор, – говорит Евгений. – Я организую работу нашего детского ученического объединения «Республика Трех Роз». Туда входят абсолютно все ученики и педагоги. Это одна из самых старых в Мурманске детских общественных организаций, на нее я и делал упор в конкурсном проекте.
«Республика Трех Роз» – это целое государство в рамках лицея. Есть президент, правительство, министерства, свой план, в котором не только школьные праздники, но и сотрудничество с городскими организациями, такими, например, как «Природа и молодежь», приюты для домашних животных. У каждого министерства есть куратор из числа взрослых, который всегда может помочь. Так, сам Евгений курирует правительство и министерство культуры. Но в основном дети ведут все дела и организуют мероприятия самостоятельно.
Раз в два года здесь проходят выборы президента Республики, всегда из числа учащихся. Предвыборная кампания длится 30 дней, причем по точно такой же модели, как во взрослом мире. Образуется избирательная комиссия, составляются протоколы, есть урна для бюллетеней и, конечно же, проходит предвыборная агитация с выступлением в средствах массовой информации. В Республике выходит ежемесячная газета, а также есть еженедельные радиотрансляции. Ребята ведут политические дебаты, а перед самыми выборами наступает день тишины.
Чтобы принять участие в выборах, каждый должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Дети, у которых в силу возраста еще нет паспорта, используют для этого ученический дневник. Там у каждого лицеиста вклеена фотография, стоит печать Республики. И вот по этому «документу» они могут голосовать.
– На конкурсе моей задачей было показать детям, как работают демократические выборы, – сказал Евгений Урсуляк. – На открытом уроке я представил эту нашу модель в миниатюре. Провел открытое занятие для десятиклассников, у нас были назначены кандидаты на пост лидера, помощники, избирком и сами избиратели. В общей сложности было три конкурсных задания. Это имидж-ролик, сделанный детьми про нас, педагогов, открытое занятие и представление опыта работы – воспитательный проект. Важно было установить контакт со школьниками, настроить в начале занятия на работу. Объяснить, что ребятам предстоит делать, какие занятия выполнять. Когда дети понимают, то хорошо откликаются.
Как признался Евгений, он больше всего волновался в первый из четырех конкурсных дней, когда надо было рассказать четверостишие на сцене. Он просто забыл слова. Но это не помешало прийти к победе в состязании.
– Впереди много планов, задумок и идей, – говорит Евгений. – Уверен, что наша профессия становится все более привлекательной для молодых специалистов. Правда, в школах пока в основном женский коллектив. Но мужчины уже тоже идут в профессию. Ведут информатику, историю, я вот веду еще технологию. Было бы хорошо, чтобы было больше мужчин в наших школах, чтобы педагогическое общество было более гармонично устроено.
Подарок получил каждый
Все участники педагогических конкурсов получили памятные призы и подарки.
А финалистам и победителям вручили заслуженные денежные премии и ценные призы – разные, в зависимости от конкурса, например, графические планшеты и сертификаты.
ТЕМЕ
В традиционных конкурсах профессионального мастерства педагогов «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», «Ступеньки мастерства» и фестивале «Педагогические надежды» в Мурманске в этом году приняли участие в общей сложности 106 человек, среди которых классные руководители, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители и другие специалисты, посвятившие себя работе с детьми.
Конкурсные испытания состояли из множества заданий, график у участников был очень плотный. Он вместил спортивные мероприятия, мастер-классы и открытые уроки, на которых опытные и начинающие педагоги раскрывали свои оригинальный идеи и проекты.
ЧЕРЕЗ ТАНЦЫ – В МИР СПОРТА
Павел Новиков, тренер-преподаватель ДЮСШ № 14, победитель конкурса «Сердце отдаю детям».
– В ДЮСШ-14 работаю два года с хвостиком, – сообщил Павел Новиков. – Во время конкурса самым сложным и волнующим испытанием стал открытый урок. Заранее написал его конспект, расписал все по времени. А теперь думаю, что стоило бы дополнительно порепетировать. Мой конкурсный урок прошел хорошо, поставленные цели выполнены, но для себя отметил точки роста, где можно было бы еще поработать.
Воспитанники Павла – ребята в возрасте около 12 лет.
– Они не только танцуют у меня в командах, побеждают на областных соревнованиях, имеют взрослые разряды, – говорит Павел. – Мои воспитанники начинают еще и сами ставить себе номера. В частности, на конкурсе во время презентации они показали свою работу, причем сами подобрали музыку, поставили хореографию. И это очень здорово. Нынешнее поколение ребят не настолько увлечено компьютерными играми, как сейчас принято говорить. Они также интересуются спортом, творчеством. По-хорошему амбициозны, хотят выступать, показывать, что умеют. Я в 12 лет, как сейчас модно шутить, «бил палкой крапиву». А мои ребята в таком же возрасте делают то, что я начал где-то после 20 лет. Безусловно, они талантливее, чем я. Уверен, что у них очень большое будущее, даже если не все они пойдут работать тренерами. Они уже сейчас учатся что-то делать сами, брать за это ответственность, оценивать результат своего труда, воспринимать критику, спрашивать совета. Это позитивно, и для меня это большая гордость.
В общении с ребятами у тренера свой подход.
– Моя позиция принципиальная: я тренер, они мои воспитанники, – говорит Павел. – Мы общаемся в таком ключе и только так. Естественно, на занятиях я к ним прислушиваюсь, потому что часто они подают хорошие идеи. И мы даже берем их, когда ставим номера. Но никогда не переходим на ты. В этом плане я консерватор, считаю, что должно быть так. Дружить надо с друзьями, с коллегами следует работать, а воспитанников – взращивать.
На занятиях тренер может и поругать, но, как говорит Павел, за дело. Порой приходится это делать, нужен какой-то раздражитель, чтобы ребенок пришел в себя, собрался с мыслями и начал работать. Воспитанники не обижаются, знают, что если такое происходит – значит, повод был.
– Танцы – это хороший инструмент для привлечения детей в спорт, – уверен Павел Новиков. – Хип-хоп культура популярна, она сейчас везде. И ребята становятся более открытыми, общительными, они учатся быть командными игроками. Я в своей группе замечаю: приходит ребенок, и первые полгода мы порой не знаем, как звучит его голос, настолько он молчалив и застенчив. Кивает головой – и все. А когда мы выезжаем на соревнования, дети там испытывают очень много эмоций. И раз за разом ребенок раскрепощается, становится более открытым, уходят внутренние зажимы. Когда это вижу, понимаю, что программа работает, процесс пошел. Это всегда радует, ради такого стоит работать.
Юлия ЗАБЛОВСКАЯ.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.
_________________________________________________________________________________________
Решили уехать за границу? Перейдя по ссылке https://mymegatour.ru вы сможете найти и купить дешевые билеты онлайн. Не надо выходить из дома и посещать авиакассы, звонить в агентства и авиакомпании — осуществите поиск в MyMegaTour.
Реклама.