Заваленные снегом дворы – в последнее время это одна из самых горячих тем в Мурманске. Чем грозит управляющим компаниям их нежелание выполнять свои обязанности? Насколько удается изменить ситуацию с автомобилями, мешающими работе уборочной технике? На эти и другие вопросы журналиста ГТРК «Мурман» Анастасии Русиновой в передаче «В эфире – Мурманск» ответил глава администрации областного центра Евгений Никора.
Прямые контакты
– Евгений Викторович, не могу не отметить такую особенность работы – вашей и городской администрации, – как открытость. Как удается работать в таком режиме?
– Сейчас по-другому работать не получается. Очень важно, чтобы контакты с жителями Мурманска были выстроены напрямую. Я активно использую социальные сети, и администрация города в целом работает так же. Могу привести пример. Пока мы готовились к этой передаче, мне в «Инстаграме» написала мурманчанка Валерия о ситуации на улице Полярные Зори. Она сообщила, что там во дворе убирали снег, но сделали это плохо, коляска с ребенком не может проехать. Я сразу дал поручение, чтобы туда направили технику, посмотрели и решили, нам самим убирать либо все-таки управляющая компания это сделает.
– Живой диалог не менее важен, чем через социальные сети. Вы же и встречи с мурманчанами проводите?
– Живой диалог, наверное, самое яркое впечатление от работы у любого главы администрации. Когда ты видишь глаза людей, слышишь, что они говорят, можешь понять, чем реально дышит город, что беспокоит и заботит мурманчан.
Вопросы, которые удивили
– Не так давно вы встречались с жителями Росляково. Каковы ваши впечатления?
– К слову, об открытости. Жители Росляково на встрече попросили, чтобы перед следующими подобными встречами вывешивали объявления на досках, которые устанавливают в подъездах управляющие компании. Мы договорились, что такие объявления обязательно будут, чтобы как можно больше жителей этого жилого района знали, когда и где состоится встреча.
Что касается тем, затронутых во время разговора в ДК «Судоремонтник», многие из них мне известны, например, качество воды. В Росляково, как и в Ленинском округе, открытая система горячего водоснабжения. Нужен целый комплекс масштабных и затратных технических мероприятий, чтобы уйти от открытой системы и повысить качество воды.
Еще одна тема. Мы наткнулись на неожиданные грабли. Дело в том, что правительству области удалось передать с 1 февраля в ведение «Упрдор «Кола» дорогу, которая идет от Мурманска до Североморска через Росляково. Здорово, что этот вопрос удалось решить. Но, как выяснилось, с 1 февраля «Упрдор «Кола» убирает дорогу, но не хочет чистить тротуар. Мы посмотрели карту и убедились, что тротуар имеет прямое отношение к дороге, он входит в границы этого объекта. Поэтому я отправил обращение к руководителю «Упрдор «Кола» в Петрозаводске. После встречи с жителями Росляково я сам приехал посмотреть на этот тротуар: действительно пройти невозможно, и снега много, и скользко. А учитывая конфигурацию Росляково, этот тротуар – жизненно важная для всех жителей этого района пешеходная артерия.
Был на встрече с росляковцами и ряд вопросов, которые меня удивили. Например, расписание работы пункта полиции. Я с участковым сразу после встречи переговорил. Мы достигли понимания, что и как нужно сделать, чтобы работа полиции была более удобной для жителей и эффективной.
Есть одно «но»
– Думаю, что самый горячий вопрос сейчас – уборка снега. Вы лично и представители городской администрации вместе с прокуратурой, Госжилинспекцией буквально каждый день бываете во дворах. Удается ситуацию с места сдвинуть?
– Пока все идет очень медленно. Если бы за дворы отвечал город, я бы на месте Совета депутатов выгнал бы такого главу администрации, как Никора, уже через неделю. Но за дворы город не отвечает, это зона ответственности управляющих компаний. Им мы, жители домов, деньги платим. Они должны оказывать нам услуги, чтобы подъезды были чистые, дворы были убраны от снега, который должен быть вывезен. Но этого не происходит. У нас сейчас значительная часть управляющих компаний не выполняет свои прямые обязанности. Поэтому по поручению губернатора Андрея Владимировича Чибиса я создал оперативный штаб. И мы переходим к чрезвычайным мерам, потому что ситуация чрезвычайная. Зачастую машины скорой помощи во дворе не могут проехать. А это угроза жизни и здоровью граждан. Теперь мы сами силами «Управления дорожного хозяйства» будем заходить во дворы, чистить их, вывозить снег. Мы, понятное дело, не собираемся очищать от снега дворовые автомобильные парковки, а вот расчистку проездов, чтобы в случае необходимости могли проехать скорые или пожарные машины, мы обеспечим – там, где управляющие компании не справляются.
Есть одно «но». Если управляющая компания не справилась и мы зашли во двор, будем считать, что эту УК можно выводить за скобки, разговор с ними закончен. Точка. Мы продолжим в рамках санкций за нарушение правил благоустройства штрафовать эти компании. Но, честно говоря, это без толку. Штрафы накладываем по миллиону, по два и три, но никто ничего не платит. За последние два дня я уже несколько раз обратился по конкретным адресам в Государственную жилищную инспекцию с просьбой инициировать отзыв лицензий у тех управляющих компаний, которые не работают и, похоже, не собираются этого делать. Но выбрать новую компанию, чтобы она наконец-то начала убирать снег, – это только наша, жителей домов, задача. Ни город, ни Государственная жилищная инспекция не смогут избрать новую УК. Еще раз подчеркну – ситуация чрезвычайная. Наказание управляющей компании – это не самоцель. Цель наша – убрать дворы. Если управляющие компании не справляются, мы сделаем все, чтобы на рынке жилищно-коммунальных услуг их не было. И здесь мы полностью можем опираться на поддержку правительства области, Госжилинспекции.
– Вы говорите УДХ придет во дворы и начнет их чистить. Но у них и своей прямой работы хватает.
– Не в каждый двор придет УДХ. Только туда, где ситуация действительно чрезвычайная. А работы у «Управления дорожного хозяйства» более чем достаточно с учетом количества выпавших осадков. В декабре и январе их было вдвое больше нормы. Поэтому УДХ и так работает 24 часа в сутки. Не могу пока поставить ни пятерку, ни даже четверку работе УДХ. Но могу уверенно сказать, что специалисты УДХ делают все, что могут.
Дворы без машин
– Автомобили часто оставляют в тех местах, где дорожники должны чистить проезжую часть. Удается с этой ситуацией справляться?
– Нет, не удается. Мы за прошлый год только бесхозных машин вывезли с улиц Мурманска 540. Если же говорим о машинах, которые временно стоят во дворах, они не просто мешают. Из-за них где-то просто не развернуться грейдеру, самосвалу, которые участвуют в уборке территории. Получается, что из-за одной машины УДХ не может проехать во двор. Или получается, что мы прочищаем снег, скидываем его на обочину, а вывезти оттуда не можем. Хотим, но не можем, потому что автомобили стоят так, что снег вывезти можно только с этими машинами вместе, что, прямо скажем, является нарушением закона.
Я не раз говорил, что Мурманск строился, исходя из другого количества личного автотранспорта. Это проблема, серьезный вызов для нас. Недаром, когда мы говорим о реализации проекта комплексной застройки Больничного городка совместно с правительством области, мы подразумеваем, что там планировка должна быть совсем другая, там дворы должны быть без машин. Это не только связано с удобствами для граждан и с тем, что люди не должны дышать выхлопными газами. Это связано еще и с уборкой снега в наших очень жестких климатических условиях. Наличие автомобилей – это серьезная проблема. Могу сказать прямо: пока автомобили во дворе, ни управляющая компания, даже самая хорошая, ни я как глава администрации, мы не сможем на пятерку убрать такой двор.
Евгения ВОЛКОВА.
gorod@vmnews.ru
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.