Осенью мурманская журналистка Юлия Иванова с другом побывала в Непале, обошла вокруг горы Аннапурны (8091 м) в поисках просветления, проделав весь путь без помощи туроператора и проводника. На лекции в научной библиотеке путешественница рассказала, как ей это удалось, и дала советы, как погрузиться в атмосферу того места, где проводишь отпуск, чтобы после отдыха в дальних краях осталось нечто большее, чем сотни фотографий.
Иди на запах
– Непал – это оголтелое средневековье, но с джипами и wi-fi – так вкратце Юлия описала страну, в которой провела три недели в октябре. – И чем выше поднимаешься в горы, тем природа становится все больше похожей на российскую: сначала – на горы Крыма, а потом – на Хибины. В Гималаях у троп тоже складывают туры – пирамидки из камней, но еще ставят белые буддистские ступы, украшенные яркими лоскутками.
У непальцев пешее паломничество в почете, поэтому к самостоятельным туристам они относятся с уважением. Большинство приезжих мечтает увидеть Аннапурну – десятый по высоте восьмитысячник мира и первый, на вершину которого поднялся человек. Маршрут вокруг Аннапурны – один из самых известных и популярных в мире наряду с Камино-де-Сантьяго в Португалии и Ликийской тропой в Турции. Его протяженность – от 140 до 220 километров. Начинается он в джунглях с величественными водопадами, а заканчивается острыми заснеженными хребтами. Идеальное время для путешествий – весна и осень. В октябре в Катманду, столице Непала, температура поднималась до +22 градусов, а на высоте выше 4000 метров по ночам опускалась до –11.
Примерно треть кругового маршрута, или даже больше, можно проехать по грунтовке на джипе или мотоцикле. Но походники летят в Непал не за тем, чтобы глотать дорожную пыль, и многие сворачивают на тропы, ведущие в обход.
– Некоторые из них промаркированы, но если разметки нет, то ориентироваться можно по запаху навоза, который будет преследовать вас в Непале почти все время, – успокаивает Юлия. – Если вокруг воняет, значит, где-то рядом пасется скот и живут люди – не потеряетесь. Мы также использовали программу для смартфона «Maps.me». Она работает без Интернета, и на ее картах прорисован весь путь вокруг Аннапурны. Организованные группы шли параллельно нам, но с проводником за 700 долларов.
Все остальное в Гималаях дешево. Койко-место на ночь в хостеле Катманду можно найти за 250 рублей, в горных приютах – за 400 рублей. Но отопления в них нет, а за кипяток, душ, Интернет и зарядку телефона могут попросить дополнительную плату.
– Для ночевок мы выбирали те хостелы и приюты, где нет французов и есть теплый душ, работающий все время, а не только вечером, когда вода нагрелась на солнце, – рассказала Юлия. – Французов мы избегали, потому что они самые шумные из европейцев. Кстати, китайских туристов в Непале почти не бывает.
Маршрут вокруг Аннапурны настолько цивилизован, что там можно не только переночевать с минимальным комфортом, но и купить товары первой необходимости: рис, макароны, мясо и даже «Сникерс» с кока-колой, которые пользуются спросом из-за высокой калорийности. А если заказывать горячую домашнюю еду у местных жителей, то будьте готовы к супу быстрого приготовления и чаю с молоком и солью.
– Благодаря поселкам на пути с гостевыми домами и магазинами нам не пришлось нести с собой палатку и много продуктов, но все равно после спуска с высоты 4600 метров на 3500 метров для ночевки у меня появились симптомы горной болезни: головная боль, тошнота, озноб. Приняла таблетки, отлежалась, и все прошло. А вообще, от недостатка кислорода можно поймать то еще ощущение просветленности!
Одна жена на двоих
Весь путь Юлия с другом несли свои рюкзаки сами, а тем, кто хотел наслаждаться видами Гималаев налегке, помогали носильщики. История их профессии в Непале имеет глубокие корни. До сих пор они пользуются дедовским способом переноски тяжестей: связывают два-три рюкзака, крепят к ним лямку и, взвалив поклажу на спину, накидывают лямку на лоб и поддерживают ношу снизу руками. Выглядят эти сверхлюди очень колоритно, но мурманчанка не фотографировала их, чтобы непальцы не чувствовали себя «обезьянками для туристов». Не раз Юлия вспоминала о носильщиках, когда на узкой тропке на крутом склоне горы приходилось уступать дорогу груженым ослам. В остальном дорога вокруг Аннапурны настолько проста и безопасна, что до начала перевала Торонг-Ла высотой 5415 метров доходят даже школьники и пенсионеры. Но штурмовать его они не рискуют.
Кроме ослов на маршруте можно увидеть горных козлов и яков. На последних местные жители пашут. Из их молока готовят вонючий сыр, из мяса – вкуснейшие бифштексы, а из шерсти и кожи – одежду и обувь.
– Опасные звери и насекомые нам не попадались, а общаться с людьми было на редкость приятно, хотя английский язык они знают на примитивном уровне, – рассказала Юлия. – Но даже его хватило, чтобы узнать, что у непальских горцев матриархат. В деревнях два брата часто берут одну жену на двоих из тех соображений, что она справится с воспитанием детей и прочими женскими обязанностями по хозяйству, а двоим мужчинам будет проще содержать семью.
В каждой деревне есть буддистский монастырь, в который детей могут отдать бедные семьи. Девочки и мальчики живут раздельно. Их день расписан с пяти часов утра до девяти часов вечера. Они учатся, молятся, занимаются физкультурой и хозяйственными работами. Достигнув совершеннолетия, молодой непалец может остаться в монастыре или покинуть его, чтобы вести светский образ жизни. В некоторые монастыри принимают даже взрослых иностранцев, которые, как и непальцы, могут стать религиозными отшельниками и уйти жить в какую-нибудь пещеру для совершения трехгодичной медитации.
Если вы пока не готовы к таким подвигам, можете просто обойти вокруг храма по часовой стрелке, вращая мани, – цилиндры с написанными на них молитвами. По словам буддистов, во время движения мани передают божественные вибрации от вашего имени в космос.
– В Непале есть не только буддистские, но и индуистские храмы, – рассказывает Юлия. – Они могут быть похожи, но в буддистских всегда чисто и нет ничего лишнего. И если в индуизме есть главные боги – Брахман, Шива и Вишну, то Будда – это не бог, а символ того, каким должен стать человек, соблюдающий все религиозные правила.
Не «Камасутра», а духовные практики
Юлия оказалась экспертом в восточных религиях и объяснила значение некоторых изображений в храмах, которые поражают туристов. Оказалось, что большая часть эротических зарисовок – это не приложение к «Камасутре», а наглядная инструкция по «эксплуатации» духовных практик. Например, Будда, целующийся с девушкой, – это символ работы с двумя разными каналами энергии. А пять черепков на голове красного чудища – это пять чувств, которые необходимо отключить, а не количество убитых им людей. И высунутый язык монстра символизирует молчание, а не кровожадность. В Непале, как в Индии, все не то, чем кажется.
– Если вы увидите людей в ярких одеяниях, которые представляются как садху (аскеты, святые и странствующие йоги), не верьте им, – советует Юлия. – Настоящий садху обычно измазан пеплом, полуголый и с немытыми дредами. Мы встретили такого лишь однажды. Он шел ночью босиком по дороге и держал в руке нечто вроде трезубца бога Шивы. Такие люди никогда не попросят денег за фото. Они давно отказались от материальных ценностей.
Преодолев две трети маршрута и с трудом спустившись с перевала Торонг-Ла, Юлия с другом решили добраться до Катманду на джипе с опытным водителем. Сэкономленные два-три дня пути посвятили осмотру столицы Непала, которая разительно отличается от остальных столиц мира.
– Там вообще другая вселенная, где смешаны все религии, культуры и нации! – делится впечатлениями мурманчанка. – И это уникальное многообразие в последние пять лет притягивает очень много туристов, из-за которых все теряет свою самобытность и религиозность, ведь, например, никто не захочет молиться в храме, куда постоянно приходят толпы туристов, чтобы поглазеть на обезьян, которые обитают там в большом количестве. Дошло уже до того, что появились продавцы монет для бросания в фонтаны, а на стенах домов можно прочесть надписи: «Спасите наши культурные традиции!».
Не обходится и без легкого мошенничества. Самые наглые предприимчивые непальцы завязывают «дружеский» разговор с туристами, рассказывают им о местных достопримечательностях, показывают лучшие точки для съемки, а потом настойчиво требуют денег за «экскурсию». В горных деревнях такое невозможно представить. По словам Юлии, там общаться с людьми – одно удовольствие! Даже если это всего лишь обмен взглядами, улыбками и жестами. Старайтесь как можно меньше нарушать сложившуюся там гармонию человека и природы, ищите созвучность нового для вас мира с имеющимся опытом и попытайтесь на время стать частью непривычной действительности. Тогда полученные впечатления и переживания надолго останутся внутри вас, а не снаружи в виде фотографий и сувениров.
Павел СТЕПАНЕНКО. stepanenko@vmnews.ru Фото из архива Юлии Ивановой.