Огромный город мертвых. Так северяне уже давно называют городское кладбище в Мурмашах. Ежегодно там появляется несколько тысяч новых захоронений, так что с каждым годом площадь погоста увеличивается. В 2015 году по кладбищу пустили специальный автобус – пешком добираться до могил родных и близких в разных секторах физически трудно даже молодым и здоровым людям, не говоря уж о пожилых.
В последнее время в «Вечерку» все чаще обращаются читатели, слышавшие о том, что в окрестностях Мурманска может открыться крематорий, которые спрашивают: «Действительно ли у нас появится альтернатива привычному способу захоронения?».
25 процентов «за»
Как выяснили журналисты нашей газеты, возвести крематорий неподалеку от городского кладбища решил мурманский предприниматель Руслан Бортко. Уже семь лет он руководит компанией, которая занимается разработкой и производством оборудования для утилизации и обезвреживания биологических и медицинских отходов всех классов опасности, а также кремации.
– Идея строительства крематория в регионе не наше ноу-хау, – рассказывает Руслан Михайлович. – Так или иначе эта тема поднималась еще с 90-х годов, но по разным причинам крематорий в Кольском Заполярье так и не появился. Но все больше северян, размышляя о неминуемом окончании собственной жизни, просили родных не хоронить их в промерзшем северном грунте, а предать огню. Это нормальное желание людей. В Европе сегодня 95 процентов усопших кремируют. В Японии эта цифра и вовсе достигает 99 процентов.
Несколько лет назад Руслану Бортко удалось найти взаимопонимание с властями, началась работа по подготовке проектной документации, получению всевозможных разрешений, проведению экологического аудита, общественных слушаний. И вот в августе этого года на девятом километре автодороги Кола – Мурмаши началась стройка. К тому времени согласно социологическим и маркетинговым исследованиям, проведенным компанией мурманского предпринимателя, уже четверть северян, которые обращаются за похоронными услугами, хотели бы воспользоваться кремацией.
– Мне кажется, место для крематория выбрано удачно, от границы городского кладбища его будет отделять около трехсот метров, – продолжает Руслан Бортко. – За несколько месяцев строители возвели кремационный блок, реконструировали административное здание, установили ограждающие конструкции, ворота, окна, двери. Сейчас полным ходом идут работы по монтажу оборудования.
Точность и автоматика
Помещение кремационного блока разделено на три зоны. В первой обустроят камеру хранения тел до кремации – там смонтируют специальную стеллажную систему. В камере тела могут находиться до трех дней при температуре около 0 градусов.
– В кремации есть множество нюансов, проводить ее в любое время, бессистемно нельзя, – поясняет Руслан. – Нужно составлять план, придерживаться очередности. Это позволяет увеличить срок эксплуатации оборудования, ведь его ресурс определяется не количеством проведенных кремаций, а числом нагреваний и остываний. Очередность во многом определяется в зависимости от веса тела и других факторов – в печи предусмотрено несколько режимов, различающихся по времени и температуре. Тело человека, прошедшего при жизни курс химиотерапии, например, требует более продолжительного режима кремации. Но это, как говориться, профессиональные тонкости.
В соседнем помещении кремационного блока установят две печи, таковы особенности технологии, но одномоментно будет работать лишь одна. Кремационные печи будут оснащены загрузочными механизмами с электрогидравлическим приводом, на которых гроб перемещают в камеру печи. Когда дверца закроется, начнется собственно процесс кремации, который обычно занимает от 40 минут до полутора часов. Температура в камере печи составляет от 750 до 900 градусов.
После этого этапа автоматически открывается задняя дверь печи – через нее собираются кремированные останки, которые в основном состоят из фрагментов костей и пепла от гроба, все остальное при высоких температурах полностью сгорает.
– Многих волнует вопрос: не произойдет ли смешение останков нескольких тел при кремации? Отвечу: это даже технологически невозможно, – говорит Руслан Бортко. – Пока прах не соберут, дверь для следующей загрузки попросту не откроется. К тому же после сбора праха зольник автоматически очищается.
Далее останки помещают в барабан кремулятора, где происходит их измельчение до размеров крупнозернистого песка – примерно 2–3- миллиметровых гранул. Затем последует обработка праха, отделение лишних элементов – гвоздей гроба, металлических протезов с помощью специального магнитного уловителя.
Измельченный прах, объем которого может достигать 3 литров, автоматически пересыпается в пластиковую емкость, ее впоследствии, по желанию родственников, помещают в специальную урну.
В прямом эфире
Кремационный блок c холодильной камерой должны начать работу уже в феврале 2020 года. А летом планируется открыть и административную часть крематория. В числе прочего там будет оборудован и небольшой зал прощаний площадью примерно 60 квадратных метров. Оформить его планируют в сдержанном скандинавском стиле, без позолоченных настенных светильников и мраморных колонн. По мнению создателя первого мурманского крематория, минималистичный дизайн не оказывает слишком угнетающего воздействия на эмоциональное состояние родственников.
Также впоследствии будет доступна услуга онлайн-трансляции – в зале прощаний можно будет увидеть процесс загрузки тела в кремационную печь. Родственники смогут сами забирать прах или поручить это специальному курьеру.
Цена вопроса
– Стоимость услуги кремации составит около 20 тысяч рублей, это примерно на 30 процентов дороже, чем в соседнем Архангельске, – продолжает Руслан Бортко. – Причина – отсутствие в Кольском Заполярье магистрального газа. Наш крематорий будет работать на дизельном топливе.
При этом в 20 тысяч обойдется хранение тела, сама кремация, обработка праха и урна под него. Гроб и погребальную атрибутику северянам нужно будет приобретать отдельно – на современном рынке представлено множество ритуальных товаров разных ценовых категорий. Также дополнительных расходов потребуют услуги по транспортировке тела. По самым скромным подсчетам, все это обойдется в дополнительные 5–6 тысяч рублей.
Для сравнения: в среднем на традиционные похороны мурманчане тратят примерно 35 тысяч рублей. Хотя похоронить человека можно даже за 8 тысяч 325 рублей, которые сейчас положены в качестве пособия на погребение. Но, естественно, в этом случае вся ритуальная атрибутика будет самой простой, без изысков.
А вот за предоставление услуги кремации в Москве и Санкт-Петербурге северянам до сих пор приходится отдавать кругленькую сумму. Транспортировка тела и доставка праха обратно с помощью мурманских ритуальных агентств стоит сейчас 60–65 тысяч рублей.
С уважением к живым
– После получения праха родственники могут получить место на кладбище и захоронить урну, могут подзахоронить ее на могиле ранее ушедших родственников, закон этого не запрещает, могут увезти в другие регионы и предать земле там, – перечисляет Руслан Бортко. – Возможно, в муниципалитетах нашей области появятся и колумбарные стены – сооружения с нишами для захоронения урн с прахом умерших. Но решение этого вопроса – прерогатива властей. Рядом с крематорием мы возводить колумбарий точно не будем, не этично это по отношению к тем, кто придет почтить память усопших.
С таким же уважением к живым обещают организовать всю работу крематория. Оборудование, собранное по немецким технологиям, отвечающее самым жестким экологическим требованиям, позволит избежать появления дыма и специфического запаха.
– Даже если вы будете стоять рядом со зданием, где в настоящий момент происходит кремация, то услышите только звук работающего оборудования, не больше, – поясняет Руслан. – Кроме того, автоматика кремационной печи будет вести постоянный контроль выбросов в атмосферу. У этого оборудования их не больше, чем у работающего автомобиля.
Одним словом, скоро у северян может появиться реальная и весьма достойная альтернатива привычному способу захоронения ушедших из жизни родных и близких.
Кремационный блок c холодильной камерой должны начать работу уже в феврале 2020 года. А летом планируется открыть и административную часть крематория. В числе прочего там будет оборудован и небольшой зал прощаний площадью примерно 60 квадратных метров. Оформить его планируют в сдержанном скандинавском стиле.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.