Обойти в турнире собственного учителя, выиграть партию у чемпиона мира по шахматам? Легко! 19-летнему мурманчанину Матвею Гальченко все по плечу! На международном фестивале «Полярный гамбит» в Мурманске он стал победителем в рапиде (это разновидность игры в шахматы, где каждому игроку на всю партию дается больше 10 минут, но меньше часа), а в блице (шахматы с еще более укороченным контролем времени, чем рапид, – от 1 до 10 минут на всю партию) взял «серебро». С 16 лет он – мастер ФИДЕ, и сейчас всего пара шагов отделяют его от звания международного мастера.
В шахматах – с четырех лет
Битвой королей Матвей увлекся примерно в четыре года. Его отец играет в шахматы всю жизнь и пристрастил к этому занятию своих сыновей.
– Брат старше меня на два года, – рассказывает Матвей. – Отец начал его учить шахматам, когда брату исполнилось шесть лет. Тогда он готовил его к турниру и все свои силы сфокусировал на нем. А я был еще совсем маленьким, никакой срочности в том, чтобы немедленно начать меня обучать, не было. Но мне очень-очень хотелось. И я ходил за отцом по пятам, просил и меня тоже начать учить. Пока папа отмахивался от меня, интерес подогревался. В итоге, когда наконец меня научили, я так влюбился в игру, что меня уже было от нее не оторвать.
Братьев отвели в ДЮСШ № 17 к первому их тренеру Владимиру Александровичу Шананину. Матвей в силу возраста поначалу не особо вникал в сложные комбинации, больше помогал фигуры расставлять, на компьютере играл. Но уже в семь лет он был готов настолько, что принял участие сначала в первенстве города, потом – области, затем выступил и на чемпионате России. Ему так понравилось участвовать в соревнованиях, что он решил приложить все усилия, чтобы каждый год попадать на турниры Северо-Запада и России.
Мастера ФИДЕ
Всерьез за шахматы Матвей взялся лет в восемь, когда начал заниматься у международного мастера Геннадия Александровича Киселева. Он никогда не пропускал тренировки, ходил на них с удовольствием. Вскоре занятия с тренером дополнились игрой в шахматы на компьютере – на каникулах и в выходные дни, не выходя из дома, он мог играть по десять часов кряду.
– Я был очень увлечен шахматами, мне нравилась атмосфера, в которой мы тренировались, ездили на турниры, – вспоминает Матвей. – Тогда мы сдружились с Кириллом Клюкиным из Апатитов. Мы с ним одного возраста, вместе очень хорошо выступали на турнирах Северо-Запада, он сейчас тоже мастер ФИДЕ, учится в московском вузе. Да и в целом у нас тогда собралась очень сильная команда из разных клубов и городов Мурманской области. Таким составом мы ездили на чемпионаты России, побывали в Париже, соревновались в Голландии, Чехии, Норвегии. И почти всегда занимали призовые места. А когда мы закончили школу, на смену нам пришли другие ребята. Но с нашим тренером, Геннадием Александровичем, я до сих пор поддерживаю теплые отношения. Мы с ним переписываемся. Если я выигрываю у кого-то сильного, хвастаюсь. Если не получилось вырвать победу, мы можем обсудить какие-то моменты игры, он пишет мне свои комментарии, иногда после этого на занятиях в школе разбирает мою партию со своими учениками.
Самая длинная партия
Сейчас Матвей все чаще играет онлайн. Это такая прогрессирующая сфера, где можно постоянно улучшаться за счет того, что играешь с сильными соперниками.
– Играть онлайн можно с кем угодно, даже с гроссмейстерами. Я недавно так с чемпионом мира играл, с Магнусом Карлсеном из Норвегии, – гордится мурманчанин. – Мы с ним встретились на турнире, и я даже выиграл у него одну партию. Но больше всего запоминаются партии, сыгранные вживую. Как-то одна из них длилась шесть с половиной часов. Я тогда только сыграл на турнире Северо-Запада, а на следующий день у меня было два перелета в Норвегию, где предстояла партия с гроссмейстером из Осло Йоханом Саломоном. Наша партия продолжалась 166 ходов и по московскому времени длилась до 2.30 ночи. В упорной борьбе мне удалось все-таки удержать ничью. Таких длинных партий у меня больше не было. Обычно раза в четыре меньше ходов бывает.
Ту супердлинную партию целиком Матвей не держит в голове. А вот те, что на сорок–шестьдесят ходов, нередко может вспомнить полностью – восстановить все ход за ходом.
– Не могу сказать, что специально тренирую память, – уверяет шахматист. – Безусловно, учу шахматные дебюты – это немного мозг напрягает. А в остальном все получается само собой. Шахматы развивают память, логику, мышление и, что еще очень важно, учат самостоятельности. За шахматной доской ты всегда один, и решение – только за тобой. Ребенок уже в 6–7 лет понимает, что ему никто не поможет, ответственность за любое решение полностью на нем.
Сейчас Матвей Гальченко учится в институте. В свободное время ходит в тренажерный зал, играет в настольный теннис. В школьные годы увлекался еще боксом, имел второй разряд, но пока с этим спортом завязал. Из детских хобби у него остались только шахматы.
– На сегодняшний день это уже не только увлечение, но и подработка. У меня много учеников по шахматам, не только из Мурманска и области, но и из других стран, я тренирую их по скайпу. Возможно, и свое будущее свяжу с тренерством. Подумываю об открытии шахматной школы, – мечтает Матвей, – но не знаю, насколько это реально. Пока главная для меня задача – получить звание международного мастера. Это должно случиться в ближайшие месяцы. Затем буду стремиться к званию гроссмейстера, но это путь более долгий – минимум на несколько лет. Нужно запастись упорством и терпением.
Александра ИВОЛГИНА. gazeta@vmnews.ru Фото из личного архива Матвея ГАЛЬЧЕНКО и открытых Интернет-источников.
Обошел учителя
На открытом международном турнире «Полярный гамбит», прошедшем весной в Мурманске, Матвей Гальченко обошел своего учителя. 53 шахматиста и 10 шахматисток сыграли в турнире по быстрым шахматам. До шестого тура впереди шел, уверенно побеждая соперников, международный мастер Геннадий Киселев, но, проиграв Роману Порошину, уступил лидерство своему ученику – мастеру ФИДЕ Матвею Гальченко, который в итоге стал победителем турнира, набрав 7,5 очка из 9. Геннадий Киселев финишировал на втором месте, уступив лишь пол-очка и обойдя по дополнительным показателям ставшего третьим Дмитрия Некипелова.
Во второй день турнира шахматисты сразились в блиц. Здесь первое место занял Александр Катаев, второе место с отставанием на пол-очка от лидера у Матвея Гальченко, третье – у Егора Кокарева.
Организаторы обещают приложить максимум усилий, чтобы «Полярный гамбит» стал ежегодным. В 2020 году турнир планируют провести 23 февраля.
Когда учиться шахматам?
Игра в шахматы всегда привлекала людей с острым и пытливым умом. Этот вид спорта благотворно действует на интеллектуальное развитие. Поэтому у родителей часто возникает вопрос: с какого возраста можно учить ребенка шахматной игре?
Педагоги уверены: любой случай индивидуален, и нужно оценивать потенциал малыша, обращать внимание на его генетику, особенности здоровья и другие факторы. Но если ребенок готов и вы решили вырастить из него маленького гения, то знакомить с шахматами можно уже с четырехлетнего возраста. Правда, серьезной, рациональной, обдуманной игры в таком возрасте ждать не придется. Малыш нуждается в особом подходе, и все занятия должны носить игровой характер.
– На самом деле с четырех лет лучше играть в шахматы в семье, если есть кому научить, – говорит Матвей Гальченко. – На мой взгляд, обучение лучше начинать лет с 6–7 и первое время не давить на ребенка. Пусть он в своем темпе выполняет норму, которую ему дают в шахматной школе, а вы тем временем понаблюдаете за результатами. Если совсем не идет, то, может, это не его, а если пошло – пусть дома побольше занимается, можно дополнительно уроки брать. Конечно, дети не всегда знают, что им нужно, но если совсем шахматы не нравятся, считаю, заставлять заниматься ими не нужно, пусть ребенок ищет себя в другом увлечении. Меня не заставляли, мне нравилось, вот и получился результат.
_____________________________________________________________________________________
Думаете, как провести досуг? Можно посмотреть кино или же поиграть. Вашему вниманию представлены онлайн игры с регистрацией. Более детально ознакомиться с каталогом можно на сайте 99games.ru.
Реклама.