Кого в Смольном называли «парфетками», а кого «мовешками»? Как вести себя в обществе, делать книксен, реверанс и общаться на «языке» веера?
В Мурманске открылась школа смолянок, призванная обучить современных девочек правилам светских приличий и изящных манер XVIII–XIX веков, во многом остающихся актуальными и в наше время.
Наследие императрицы
В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Такие институты благородных девиц спустя несколько десятилетий были созданы в разных городах Российской империи.
Спартанские условия содержания институток давно уже стали притчей во языцех. С пяти-шести лет девочки попадали в совершенно непривычную для них обстановку, где их изолировали от целого мира и принимались усердно воспитывать. С родными они виделись в так называемые «приемные дни», исключительно в присутствии классных дам. Девочек с раннего детства учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, хореографии, музыке и рукоделию. Девушкам постарше преподавали историю, географию и домашнее хозяйство. И все же главная наука, которую должна была постичь каждая благородная девица, заключалась в умении «держать себя» и вести светскую беседу.
Спустя почти 100 лет после последнего выпуска в Смольном соборе Санкт-Петербурга возродилось воспитательное общество, именуемое ныне «Школа смолянок». Практические занятия разработаны специально для современных девочек с целью ознакомления с историей и традициями Института благородных девиц, а также обучения дамскому этикету.
– Идея создать подобную школу у нас в городе возникла, когда я была в декрете, – рассказывает Анастасия Дзюба, руководитель школы смолянок в Мурманске. – Дочь подрастала, и я начала задумываться о том, что мне хотелось бы в нее вложить определенные правила поведения. И во время одной из поездок в Санкт-Петербург, совершенно случайно оказавшись в Смольном соборе, я узнала, что там уже пять лет работает школа смолянок. Я связалась с основателем этой организации. Она рассказала, что одно время проводила для маленьких девочек экскурсии в соборе. Родителям и детям так нравились эти встречи, что в итоге она открыла собственную мини-школу. Теперь она ведет еще и пажеские курсы для мальчиков, даже балы. Мне оказались так близки эти идеи, я поняла, что это знак, и решила попробовать организовать такое же учреждение у нас, в столице Кольского Заполярья.
Мадам и мадемуазель
На сегодняшний день Мурманск – это единственный город, где есть представительство петербургской школы смолянок. В следующем году такие же филиалы планируется открыть в Екатеринбурге и, возможно, даже в Париже. А пока опыт дистанционного кураторства обкатывается на нашей арктической столице.
В Мурманске основные занятия проходят в областной научной библиотеке, но планируются выездные мероприятия в музеях. Всего набрано две группы: кофейная – для девочек 4–6 лет и голубая, в которой занимаются юные мурманчанки 7–12 лет.
– Почему кофейная? – переспрашивает меня Анастасия. – В свое время, когда Екатерина Вторая образовала это учебное заведение, девочки обучались по возрастным группам и в зависимости от принадлежности к одной из них носили одежду определенного цвета. Как правило, это были старомодные платья скромного фасона, в которых воспитанницы обязаны были всегда выглядеть аккуратно. Самая младшая группа носила кофейные платья, постарше – голубые и так далее. У нас тоже есть своя школьная форма – это шляпки соответствующего цвета и воротнички. И на удивление, наши воспитанницы с удовольствием ходят в форме, в ней они даже ощущают себя по-другому. Мы же занимаемся осанкой, походкой, называем друг друга мадам и мадемуазель, девочки на глазах перевоплощаются и начинают подыгрывать мне.
Язык мушек и вееров
Курс обучения рассчитан на год. По итогам первого полугодия девочкам выдается сертификат об обучении. А к концу года по окончании курса школы девочки получают шифр, сделанный по эскизам, созданным Екатериной II.
– Полностью воссоздать дух той эпохи у нас не получится, да мы и не ставим перед собой такой задачи, – продолжает моя собеседница. – Тогда жизнь в учебном заведении подчинялась строгому режиму. Подъемы были ранними – около 6 часов утра, порции еды – маленькими, ведь благородным девицам нельзя переедать. Случалось, что девочки от недоедания падали в обморок. У нас такого нет, дети живут у себя дома, и мы встречаемся лишь раз в неделю по воскресеньям. Однако некоторых моментов мы все же придерживаемся – стараемся соблюдать правила общения, учим красиво сидеть, стоять, ходить, не позволяем вести себя вольготно и баловаться, следим за дисциплиной. У нас есть приглашенные педагоги, которые дадут уроки французского языка, танцев и музыки. Например, мастер-класс по игре на арфе девочкам проведет музыкант из Санкт-Петербурга, когда приедет сюда с концертом.
Но большинство занятий Анастасия будет вести сама, для этого она специально прошла стажировку в Питере. Будет рассказывать девочкам про досуг и игры смолянок, старинные игрушки, попробует устроить представление в домашнем театре. Один из уроков посвятит вежливому общению и телефонному этикету. На другом – вместе будут изучать гигиену и косметику прошлых столетий, «язык» мушек и вееров. В дальнейшем расскажет воспитанницам, как оказывать первую медицинскую помощь, делать перевязки. Проведет занятия по домоводству, кулинарии, рукоделию. Посвятит девочек в тонкости языка жестов, научит, как вести себя на балу, отвечать на приглашение кавалера и протягивать ручку для поцелуя.
Одним из самых запоминающихся занятий обещает стать «Дамская мода XVIII–XIX веков», на котором расскажут, как одевались смолянки, что делали, чтобы талия была тоньше, а юбка пышнее. На уроке воспитанниц мурманской школы смолянок ждет примерка аксессуаров и элементов одежды той эпохи.
– Даже когда мы, взрослые, надеваем красивое платье, уже по-другому себя ощущаем. А девочки еще больше любят наряжаться – они такие фантазерки! Мы хотим их так преобразить, чтобы они ощутили на себе дух того времени, когда девочки были хорошо воспитаны, умели правильно разговаривать и преподносить себя в обществе, – поясняет Анастасия Дзюба. – Хочу, чтобы эта культура не угасала, и благородных, образованных людей становилось все больше в нашем городе. В дальнейшем, возможно, мы откроем пажеские курсы и будем проводить балы. Мне этого очень хочется, но не все сразу.
Разные судьбы
Институты благородных девиц воспитали тысячи девушек, судьбы которых складывались совершенно по-разному. Многие выпускницы, имеющие благородное происхождение, получали возможность служить при императорском дворе, становились фрейлинами. Были среди бывших институток и по-настоящему выдающиеся личности, например:
• первая русская женщина-дипломат и тайный агент Дарья (Доротея) Ливен;
• первая воздухоплавательница (рискнувшая подняться в воздух на воздушном шаре) Прасковья Гагарина;
• одна из первых женщин-офицеров русской армии София де Боде;
• доктор химии Вера Попова.
Большинству же девушек полученное воспитание помогало удачно выйти замуж: образованные и скромные, с безупречными манерами, бывшие институтки пользовались успехом на «брачном рынке». Семейная жизнь, однако, не мешала им реализовывать свои таланты: многие из них состоялись как писательницы, переводчицы и журналистки.
Словарик благородных девиц
Исходя из поведения все институтки делились на две когорты, которые на жаргоне воспитанниц назывались «парфетки» и «мовешки». «Парфетки» (от французского слова «совершенная») были прилежными, послушными и кроткими ученицами, вызывавшими восхищение преподавателей, а «мовешки» (от французского слова «дурная) – проказницами, попирающими царствовавшие в заведении порядки.
Александра ИВОЛГИНА. gazeta@vmnews.ru Фото из открытых Интернет-источников.
--
Вы элегантная и стильная? Тогда вам не обойтись без женских колготок. Где купить? На сайте belyo-online.ru представлены женские колготки. Огромный выбор моделей. Приемлемые цены. Возможность возврата и обмена.
Реклама.