Экспонатами этой необычной выставки играли дети разных времен и стран. А потому она словно бы пронизана искренней светлой энергетикой и позитивными флюидами. Выставка частной коллекции антикварных и винтажных кукол и игрушек петербурженки Марины Беляковой объехала десятки российских городов и весей. А недавно открылась в Мурманском областном художественном музее под названием «Моя любимая игрушка».
Сама хозяйка коллекции говорит, что от ее экспонатов эффект как от хорошего симфонического концерта: «Ты выходишь с выставки окрыленный, и тебе хочется всех любить и дарить добро».
Подвиг Сони
Ну вот, например, игрушечный негритенок, выпущенный фирмой «Арман Марсель» в 1905 году. Эту куклу русский солдат в мае 45-го подобрал на развалинах Берлина и в вещмешке принес своей дочке. Или вот еще одна кукла – Соня, одна из старых в коллекции петербурженки, выпущенная также фирмой «Арман Марсель». Соня была привезена в Россию в 1905 году, ею играли дети из дворянской семьи. А во время ленинградской блокады хозяева обменяли ее на пайку хлеба – так куколка спасла детскую жизнь.
А вот кукла Галка, брюнетка в платье и капоре, которой стукнуло 120 лет! С Галки, собственно, и началась эта уникальная игрушечная коллекция!
Выставка «Моя любимая игрушка», насчитывающая около полутора сотен экспонатов, знакомит мурманчан с историей кукольной промышленности в России и за рубежом. Рассказывает, как и когда производились определенные виды кукол, какие материалы и технологии при этом применялись, какими игрушками играли дети различных сословий и стран. Антикварные и винтажные куклы, игрушки, кукольная мебель и посуда промышленного и кустарного производства, созданные в разные периоды во Франции, Германии, США, Швеции, Японии и СССР.
В музейном зале можно не только ознакомиться с игрушками разных эпох и народов в соответствующих нарядах и интерьерах, но и узнать их историю. Каждый экспонат уникален – со своей особой историей и судьбой.
К примеру, фарфоровый чайный набор российского производства, которому исполнилось уже более ста лет, выполнен полностью по «взрослой» технологии «Товариществом Кузнецова». А столовый сервиз от фабрики «Гарднер» XIX века демонстрирует сервировку стола, принятую в состоятельных домах позапрошлого столетия.
Истории игрушек
«Этой уникальной коллекции около 40 лет, петербурженка Марина Белякова около десяти лет назад выкупила ее у одного из российских коллекционеров, – рассказывает старший научный сотрудник Мурманского областного художественного музея Ольга Кузьминых, – с тех пор количество кукол и игрушек, которые Марина Сергеевна покупает на аукционах или принимает в дар, увеличилось в разы. И в музейных залах экспонаты из коллекции Марины Беляковой рассказывают, как наши, человеческие, истории вплетаются в историю игрушек».
Ну вот, например, ирония судьбы куклы Октябрины, которая много лет жила в семье Анатолия Луначарского, первого советского наркома просвещения. По его распоряжению в двадцатых годах закрывали российские фабрики игрушек как пережиток буржуазного прошлого. Но супруга Анатолия Васильевича сумела припрятать любимую детьми куколку, и оказавшаяся на нелегальном положении Октябрина, втайне радовала ребятишек советского наркома, пока они не выросли.
Послы французских кутюрье
Есть кукла Люся из семьи известнейшего русского драматурга и режиссера, одного из основателей Московского Художественного театра Владимира Немировича-Данченко. А есть кукла Пандора, в XVII–XVIII веках предназначавшаяся для демонстрации моделей одежды. Считается, что эти «модные» куклы впервые появились во Франции. Их наряды, тщательно воспроизводившие фасоны и детали одежды, долгое время с успехом заменяли глянцевые журналы мод. Такие куколки были нередкими гостями и в России, одна из них, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце. На петербургской Пандоре одето платье ордена Святой Екатерины Великомученицы. Предполагается, что автором этого наряда была придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты.
Разумеется, представленная на мурманской выставке Пандора одета более скромно. Но тем не менее также рассказывает об эпохе, когда французские дома мод посылали «модных» кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию, Россию. Причем модная французская торговля не прекращалась даже во время войны. Есть легенда, что во время военных действий за испанское наследство министры Англии и Франции вняли требованиям дам и предоставили специальный «зеленый коридор» для провоза кукол-манекенщиц. Историки с удивлением отмечают, что даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в полной безопасности! И во время баталий очаровательные создания напоминали о радостях и красоте жизни.
Шоколадная Леночка
Еще одна из героинь мурманской экспозиции – Шоколадная Леночка. Молодая врач-невропатолог, откомандированная в Ленинград после снятия блокады, выменяла куколку на барахолке на накопленные кусочки шоколада, которые тогда полагались медикам. Чтобы украсить пупса, врач купила там же кусочек ткани и сшила из него кукольное платьице. А вернувшись после командировки домой, подарила эту чудесную Шоколадную Леночку дочке.
Вообще, коллекция Марины Беляковой объединяет целые поколения людей разных стран. Устроители выставки «Моя любимая игрушка» отмечают, что она открыта прежде всего для семейного посещения. Бабушки, дедушки, мамы и папы узнают здесь кукол и игрушки из своего детства, непременно вспомнят трогательные истории о них. И расскажут об этом своим детям.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото Максима КОТОВА.
_______________________________
Родинка на губе или рядом с ней может очень многое сказать о ее владельце. Если вам интересно, то больше информации вы сможете получить на сайте https://taynoeznanie.com/primety/rodinok-na-gube-ili-ryadom-s-nej. Выбирайте правильный жизненный путь на основе этих данных.
Реклама.