Открытие детского городка «Сказка» на проспекте Героев-североморцев стало большим событием в жизни тысяч юных мурманчан и их родителей. За короткий срок место, бывшее прибежищем бомжей и маргиналов, а по совместительству площадкой для проведения пьяных гульбищ с шашлыками, превратилось в благоустроенный комплекс семейного отдыха с современной «начинкой», продуманной до мелочей. Уже полтора месяца зона отдыха бьет все рекорды посещаемости, а соцсети ежедневно пополняются новыми снимками, сделанными там. Но даже на фоне всеобщего восторга находятся те, кому преображение «Сказки» пришлось не по душе.
Козни политического неудачника
Начнем с того, что судьба «Сказки» изначально складывалась непросто. Сначала городские власти с боем, через суды, отвоевывали территорию городка у безответственных арендаторов, которым она опрометчиво была передана много лет назад. Затем вместе с жителями соседних домов решали, как именно нужно ее реконструировать. И когда проект, отвечающий всем пожеланиям мурманчан, был готов, работа наконец закипела. Но горожане рано радовались. Уже через несколько месяцев стройплощадку заморозили по инициативе регионального минстроя. Тогда чиновники засомневались: как оценивать работы на проспекте Героев-североморцев – как благоустройство или как капитальное строительство? Конкретно их интересовал небольшой хозяйственный блок неподалеку от входа в городок. Из-за этого стройка встала более чем на полгода. В итоге суд подтвердил, что никакого капитального строительства на объекте нет, а благоустройство можно возобновлять.
Но на этом злоключения «Сказки» не закончились. Весной депутат городского Совета (сейчас уже бывший) и по совместительству ушлый риэлтор Василий Вологдин пожаловался в региональное Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) на учреждение «Мурманские городские парки и скверы», которое отвечало за строительство «Сказки». Очевидно, сделано это было для того, чтобы сорвать сроки открытия детского городка и тем самым напакостить городским властям, а заодно и всем мурманским детям. И если вражда политического неудачника и просто не слишком порядочного человека («Вечерний Мурманск» не раз рассказывал о том, что Вологдин фигурировал в нескольких некрасивых историях, которые разыгрались на мурманском рынке недвижимости) с городскими властями объяснима, то чем ему насолили детсадовцы и школьники, осталось непонятно. Однако замысел Вологдина провалился, и многострадальную «Сказку» открыли даже раньше, чем планировалось.
К этому моменту приемная «Парков и скверов» уже была завалена запросами от антимонопольной службы, которые касались и проектирования, и бюджетного финансирования, и выполнения работ по реконструкции детского городка. Ответы на эти запросы были представлены сразу. А в начале ноября дошло до рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, которое якобы допустили «Мурманские городские парки и скверы». И тут началось самое интересное.
Богатая палитра интонаций
На первое заседание по поводу «Сказки» чиновники антимонопольного ведомства журналистов попросту не пустили, нарушив сразу два федеральных закона – «О защите конкуренции» и «О средствах массовой информации». Это стало поводом для обращения «Вечернего Мурманска» в прокуратуру. Тем не менее в распоряжение редакции попала аудиозапись первого заседания по делу «Сказки», и, судя по ней, в разговоре с представителями «Парков и скверов» чиновники федерального ведомства особо не трудились выбирать тон. Складывается впечатление, что живут они в атмосфере полной вседозволенности. Нарушить закон, отгородившись от прессы? Легко! За закрытыми дверями нахамить ответчику? Не вопрос! Впрочем, обращение в прокуратуру возымело должный эффект. На второе заседание журналисты вошли беспрепятственно, а сами чиновники вели себя куда более сдержанно, чем прежде. Под прицелом видеокамер вопросы антимонопольной службы к «Паркам и скверам» звучали уважительно и спокойно.
Региональное отделение УФАС по-прежнему интересовало, почему выросла цена контракта на реконструкцию детского городка после подписания договора с подрядчиком. Почему вместо 20-процентного аванса после выполнения части работ ему выплатили 30 процентов? Чем объясняются изменения, внесенные в утвержденный проект детского городка? И даже как оценивали качество и соответствие сказочных персонажей требованиям, обозначенным в проекте?
Директор муниципального учреждения Александр Накай пояснил, что, когда подрядчик выполнил часть работ стоимостью 20 процентов, решили увеличить размер аванса – надо было закупить фигуры для городка. К тому же, когда начались работы по реконструкции «Сказки», выяснилось, что на том месте, где планировалось обустроить автостоянку, скала. Подготавливать породу, выравнивать ее было бы слишком дорого. Потому пришлось внести изменения в первоначальный проект.
Одними ответами антимонопольное ведомство осталось удовлетворено, в других еще будет разбираться, пытаясь найти нарушения законодательства в документах, представленных ответчиками. Рассмотрение дела продолжится в декабре. И на этот раз вместе с «Парками и скверами» отчитываться придется подрядчику – компании «ГрандТехСтрой».
А между тем недавно «Вечерний Мурманск» опубликовал открытые благодарственные письма в адрес «Мурманских городских парков и скверов» и лично Александра Накая, под которыми подписались руководители общественных организаций, в которые входят свыше 20 тысяч человек. Среди них не только обычные горожане, но и видные мурманские общественники, от пристального и требовательного взгляда которых ничто не ускользнет. Все эти люди одобряют красоту, которая появилась в городе силами «Парков и скверов», и выступают за то, чтобы учреждению перестали вставлять палки в колеса. Но чиновникам федерального ведомства, видимо, сподручнее заниматься этим, чем разбираться с проблемами, из-за которых реально ухудшается жизнь северян. Например, контролировать рост цен на бензин и продукты питания.
ФАС топит рыбаков?
Не уступают региональным антимонопольщикам и их федеральные коллеги. Перспектива возврата к квотным аукционам, которые под видом увеличения конкуренции продвигают ФАС и Росрыболовство, наделала немало шума. Аукционы уже действовали в России и довели рыбную отрасль практически до полного развала. Сейчас ситуация может повториться. Рыбаки боятся банкротства, срыва инвестиционных программ. Буквально на ушах от этой новости стоит все рыбацкое сообщество нашего и других приморских регионов. И все сходятся во мнении: введение аукционов угробит рыбную отрасль.
Квоты небольших компаний отойдут столичным холдингам. Соответственно, наш регион рискует лишиться весомой части налогов. К слову, сейчас вклад рыбаков в бюджет Мурманской области – 6,6 миллиарда рублей. И это уже не говоря о том, что одни местные рыболовецкие компании начнут закрываться, из-за чего их сотрудники-мурманчане потеряют рабочие места, а другие будут вынуждены уходить на подряд к победителям аукционов. К слову, в рыбацком сообществе бытует предположение о том, что нововведение «заточено» под конкретную рыбопромысловую компанию, имеющую связи в чиновничьих кругах. А если так, то нынешняя инициатива антимонопольной службы прямо противоречит тому, ради чего эта служба и создавалась. Угроза монополизации рыбной отрасли налицо!
Мурманские рыбаки согласны и на повышение ставки налога на биоресурсы и готовы участвовать в социальном партнерстве (например, в складчину построить бассейн в Первомайском округе Мурманска), но батрачить за копейки на зажиточные столичные компании, которые в итоге приберут к рукам все квоты, не хотят. Ясно одно: передел сложившегося рынка загубит рыбную отрасль. Понятно, что новые хозяева рынка будут способны потратить десятки миллиардов рублей на приобретение квот. Но потом эти деньги надо будет «отбивать». А быстрее всего это можно сделать, продав улов за рубежом. Не исключено, что последствия возврата к квотным аукционам станут катастрофическими не только для самих рыбаков, но и для всего населения страны. Рыба еще больше подорожает, а то и попросту пропадет с наших прилавков. Но волнует ли это чиновников? Например, согласно открытым источникам, годовой доход руководителя Мурманского регионального УФАС Светланы Чечениной в 2017 году превысил два миллиона рублей – 182 тысячи рублей в месяц. У других руководителей региональных антимонопольщиков заработки сопоставимы. И так ли они озабочены тем, чтобы заниматься такими мелкими и малозначимыми проблемами, как цены на бензин, продукты и лекарства? Ведь есть задачи поважнее – детский городок и рыбные квоты.
К слову, на сторону рыбаков встала и губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Она поддержала исторический принцип при распределении квот на морские биоресурсы и сказала, что аукционы могут привести к монополизации рынка. Кроме того, Ковтун сообщила, что позиция правительства Мурманской области изложена в письме, которое уже направлено в адрес Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Вот бы так же губернатор защитила от нападок и детский городок «Сказка».
Анастасия КРАСНОВА. vmnews@vmnews.ru
Фото из архива редакции
и открытых Интернет-источников.