Темные времена
Все началось 26 октября около полудня. Из строя вышло оборудование филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго». Без электричества остались 17 тысяч человек в Первомайском и Октябрьском округах города.
Авария на электросетях по цепочке повлекла за собой и другие проблемы. У областного предприятия «Мурманскводоканал» отключилось 5 насосных станций, из-за чего во многих домах Первомайского округа пропала и холодная, и горячая вода.
В тот же день в 18.25 без электричества остались 71 тысяча человек в Ленинском округе Мурманска, жилом районе Росляково и в Североморске. Из-за проблем с электроснабжением остановились насосы на четырех котельных, во многих домах пропала горячая вода и отопление. Пострадал и мурманский перевозчик АО «Электротранспорт». Предприятие не выполнило 69 рейсов. Пришлось экстренно корректировать движение 174 электромашин на линиях.
Как позже сообщили в «Кол-энерго», отключение произошло из-за мокрого снега и наледи на проводах. Последствий непогоды можно было бы избежать, если бы в компании заменили старые провода на современные, которые сами себя обогревают. Но на это у организации нет средств. Выходит, что блэкаут в Мурманске может повториться еще не раз.
Коллапс не интересен
В понедельник продолжились перебои с электричеством. Утреннее отключение оставило без света 269 домов и 13 социально значимых объектов в Октябрьском и Ленинском округах, включая жилой район Росляково. На дорогах встали троллейбусы основных маршрутов – «тройки», «четверки» и «шестерки», не работали светофоры, таксисты взвинтили цены. В школе № 56 сократили уроки, а в 36-й и вовсе отменили, учебный процесс там велся дистанционно. Вечером 77 домов в Росляково вновь остались без света.
Во время аварий больницы и поликлиники были переведены на питание от резервных источников, но в них на всякий случай там отключали высокоточное оборудование.
К слову, в понедельник на оперативном совещании в правительстве Мурманской области перебои с электричеством и вызванный этим коллапс решили не обсуждать. Видимо, областные чиновники в этой ситуации не видят ничего страшного. Подумаешь, зимой пропали отопление и горячая вода. А тем временем мурманчане покупали фонарики и свечи, а также подсчитывали убытки: деньги за сгоревшие холодильники, телевизоры и компьютеры им вряд ли возместят.
ЧП в доке
В ночь с понедельника на вторник на 82-м судоремонтном заводе в Росляково затонул плавучий док, где стоял авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». С середины сентября на корабле проходил плановый ремонт.
ЧП произошло при выходе крейсера из дока: один башенный кран упал в залив, второй с высоты 15 метров – на палубу авианосца. На месте работали все экстренные службы. Эвакуирован 71 человек.
В результате инцидента пропал механик смены, есть пострадавшие. Три человека с переохлаждением были доставлены в МСЧ «Севрыба». Двое из них уже отпущены домой, а третий пострадавший находится в больнице в удовлетворительном состоянии. Еще одного 51-летнего пострадавшего с переохлаждением и травмой брюшной полости госпитализировали в Мурманский областной клинический многопрофильный центр. Его состояние стабилизировалось, но оно остается тяжелым.
Сам авианосец отбуксировали к причалу 35-го судоремонтного завода. По словам главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, авианосец получил повреждение борта выше ватерлинии – рваное отверстие размером четыре на пять метров. Однако объем повреждений металлических конструкций специалисты оценили как несущественный. Ремонт корабля планируется завершить в срок – в 2021 году. К слову, он не был застрахован, так что помимо причины ЧП нужно выяснять кто заплатит за нанесенный единственному российскому авианесущему крейсеру ущерб.
Скачок напряжения или человеческий фактор?
По словам представителя Центра судоремонта «Звездочка» Евгения Гладышева, причиной происшествия стал скачок напряжения с берега, из-за чего встали насосы дока. Однако вице-губернатор Евгений Никора утверждает, что сети «Колэнерго» в момент ЧП работали корректно. Тем не менее эксперты склоняются к тому, что перебои с электроснабжением могли привести к неисправности оборудования дока. Но также многое зависело от действий коллектива в сложившейся ситуации.
Если док работал на электротяге, то, как на любом стратегическом объекте, там должен был быть альтернативный источник питания. Был ли он в доке, а если был, то почему не сработал, теперь предстоит выяснить следствию.
По факту ЧП возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека». Им занимается первый отдел по расследованию особо важных дел Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР.
«Всему есть предел»
ЧП породило много вопросов и вызвало бурное обсуждение в соцсетях. Многих волновали вопросы безопасности на режимных предприятиях и их недостаточное финансирование. Свои комментарии оставляли и бывшие работники предприятия.
Так, мурманчанин Владимир Линчук написал, что отработал в плавучем доке 10 лет и ушел оттуда 2 года назад. По его словам, еще перед его увольнением, док перевели на электротягу, при которой погружение и всплытие идет от берегового питания.
Еще один мурманчанин, Юрий Дашкевич, также представился бывшим сотрудником дока: «Человек, которого уже нет на этом свете, был первым человеком на этом доке. Так вот он еще десять лет назад предупреждал вышестоящее руководство о всех дырах этого сооружения. Но его не слышали и слышать не хотели. Итог закономерен – всему есть предел. Даже железу».
Как стало известно «Вечернему Мурманску», предыдущего начальника плавучего дока проводили на пенсию 31 мая нынешнего года. Он проработал в доке 25 лет и очень его любил, переживал за каждую деталь, каждую мелочь. Мужчина ушел из жизни в сентябре. Док затонул ровно через 40 дней после его смерти.
Антонина БЕРЕЖНОВА. vmnews@vmnews.ru Фото из открытых Интернет-источников.
Ледяное сердце оставило с гречкой
«Удачно неделя начинается», – с этой мыслью я проснулась в понедельник. В комнате было подозрительно темно. Диоды телевизора, электронная фоторамка, включенный в розетку ночник не работали. Уличный фонарь, из-за которого недавно пришлось купить плотные шторы, тоже. «Неужели опять электричество отключили?» – пронеслось в голове.
В окнах соседних домов виднелись очертания людей в тусклом свете карманных фонариков и хозяйственных свечей. Надежда на кофе, как и на завтрак с электроплиты, испарилась. И все бы ничего, но вот разбудить ребенка в сад в то утро оказалось почти подвигом. В общем, в группу прибежали с опозданием. Без заплетенных косичек. В колготках, надетых задом наперед.
А вечером ждал еще один неприятный сюрприз. Свет опять мигал. Недолго, пару-тройку секунд. Но, вероятно, это была последняя капля – терпение холодильника лопнуло, он как-то звонко загудел, а потом перестал работать, изредка издавая укоризненные щелчки.
– Компрессор помер, – заключил приехавший во вторник утром мастер. – Замена 8 тысяч будет стоить.
Деваться было некуда, жить без холодильника – катастрофа. Покупка нового пока не по карману. Значит, чиним. Мастер принялся за реанимацию «пациента». К полудню холодильник снова уютно заурчал. Только вот хранить в нем в ближайшее время придется лишь макароны с гречкой – уж слишком золотой оказалась замена его «ледяного сердца».
Светлана Самойлова,
г. Мурманск, Ленинский округ, улица Гончарова.