Навряд ли еще где-нибудь найдется такой мурлыка, который во всех тонкостях понимает чувашский язык! Причем этот язык для него неродной. Красавец Пушок родился в заполярной столице и долгое время жил в семье россиян. Но русский язык забыл в одночасье, как только оказался в квартире мурманских чувашей Федоровых. Чета Федоровых приютила пушистого кота и сразу обратила внимание, что «хвост» откликается только на просьбы и команды на чувашском. В Книге рекордов, пожалуй, самого северного в мире пушистого «чуваша» фиксировать не стали, но перед друзьями и знакомыми из национального объединения «Чувашский край» Федоровы не без гордости демонстрируют уникальные способности своего питомца. И шутят, что в многонациональном Мурманске даже животные учатся понимать разные языки.
Круглосуточная песня
Сейчас-то Ирина Федорова свой Мурманск ни на какой другой город не променяет. А девять лет назад, прибыв на вокзальный перрон заполярной столицы, даже из вагона выходить не хотела! Признается, что собиралась сразу же ехать обратно в Чебоксары. Мурманск в апреле ей показался чужим, серым, холодным. Муж Александр насилу уговорил остаться! Он сам впервые попал в заполярные широты, когда служил срочную на Северном флоте, на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». После службы съездил домой на побывку в Чебоксары и понял, что в суровом Кольском Заполярье осталась его душа. Вернулся! И уже почти два десятка лет служит по контракту. С чувашской родней видится летом, в отпуске. Там же, в Чебоксарах, высмотрел на танцплощадке чудесную девушку. «Свой самый первый танец исполнили под песню «Какая ночка темная!» – вспоминают супруги. Теперь эта песня их самая любимая. И Мурманск им нравится еще и тем, что зимой и осенью здесь ее можно исполнять почти круглосуточно!
Ночь среди бела дня!
Чувашка Дина Агеева приехала в Мурманск с острова Шикотан. Говорит, после тамошних ветров и цунами Кольское Заполярье экстремальной погодой шокировать уже не могло. Но поначалу она здорово удивлялась полярной ночи. Даже маме домой в Чебоксары звонила, докладывала: «В Мурманске два часа дня, на дворе ночь!». Маме оставалось только охать: ночь среди бела дня, невиданно! Беспокоилась за дочку – ну мало ли что в темноте случиться может, пусть бы дома, пока темно, сидела. А Дина весело смеялась: усидишь тут дома, если ночь, считай, круглые сутки!
В Мурманск, как и на Шикотан, Дину Агееву занесло вслед за мужем. Познакомились в Чебоксарах, когда Дина училась на психолога в местном университете. Оказалось, четыре года жили на одной улице, а встретились, когда будущему жениху пришлось ехать на новое место службы – на Дальний Восток.
– На Шикотане впервые на практике узнала, что такое островная психология, – признается дипломированный психолог. – Там живет очень дружный, очень сплоченный народ. И, что удивительно, переехав с мужем в Мурманск, я столкнулась с теми же позитивными чертами психологического портрета у мурманчан. Они мне очень нравятся своей доброжелательностью, открытостью, чувством юмора. Да и мы все, чуваши, по много лет прожившие в этом суровом заполярном городе, уже сроднились с ним, считаем себя мурманчанами.
Первые мурманские чуваши
К слову, в большинстве мурманских чувашских семей мужья – военные. Сами чуваши говорят, это, потому что на их родине профессия военного является едва ли не самой почетной. По некоторым подсчетам, в мурманском регионе сегодня проживает около 4 тысяч чувашей. Чувашию и заполярных военных моряков Заполярья связывает давняя история взаимоотношений: на кораблях и подводных лодках в Мурманской области служат сотни ребят из Чувашии.
Сами чуваши, к слову, любят напоминать, что даже в самые первые годы после закладки Мурманска на территории последнего города Российской империи уже проживало восемь представителей чувашской национальности. А еще любят пошутить, что после этого чуваши буквально корнями вросли в Кольское Заполярье.
Как подтверждение этому – одно из активнейших и старейших среди мурманских культурных национальных автономий общество «Чувашский край», которое объединило диаспору Чувашской Республики. Его представители ездят с концертами и творческими встречами по городам, военным базам и боевым кораблям Мурманской области. Кроме того, участники общества – офицеры в отставке – взяли под свою опеку чувашских военнослужащих, проходящих службу на Северном флоте.
Девичье пиво
На праздники мурманские чуваши собираются вместе в Хибинском переулке, на собственной базе: поют песни, разучивают танцы,
обучают детей чувашскому языку. В нем, кстати, 37 букв. А еще они гордятся своими кулинарными традициями. Самое известное чувашское блюдо, которое непременно подают к столу в праздники, – мясной пирог хуплу. Если вы придете к чувашам в гости, то вас, скорее всего, угостят именно им. А к пирогу нальют пиво: даже на чувашском гербе присутствует веточка хмеля, символизирующая хозяйское гостеприимство. Так называемое девичье пиво наливают во время свадебного обряда невесте. Ну и, разумеется, оно непременно присутствует на праздничном столе. Однако пьют его чуваши в очень умеренном количестве – в национальном менталитете почитаются скромность и воздержанность.
Природная скромность
Если среди чувашских мужчин в Мурманске все больше военных, то среди женщин – педагогов. Многие из них днем воспитывают дошколят в городских детских садах, а по вечерам спешат на репетиции вокального ансамбля чувашской песни «Акатуй» – в переводе на русский «праздник после посевной». Руководители ансамбля уверяют, что чуваши, возможно, единственная национальность в мире, обладающая идеальным слухом. Ну ведь не зря же Чувашию называют страной тысячи песен! Но, как ни парадоксально, национальному творческому коллективу всего три года.
– В силу своей природной скромности чуваши в Мурманске долгое время стеснялись петь на сцене, – объясняет парадокс руководитель ансамбля Дина Агеева. – Но три года назад на фестивале национальных культур перебороли стеснение: гармонист Петр Клементьев вывел на сцену квартет – свою супругу и семейную чету друзей. Выступление настолько понравилось, что квартет засыпали предложениями и в Мурманске, и в области. «Вы чуваши? – спрашивали вокалистов. – И мы чуваши! Хотим с вами петь!».
Ансамбль в мгновении ока разросся до 25 исполнителей. Сейчас, их, правда, меньше. Но концертная деятельность фонтанирует по-прежнему: в библиотеках, домах культуры, в Доме дружбы и на других сценических площадках Мурманска и области у чувашей, бывает, проходит до шести выступлений за месяц.
Дина Агеева говорит, что накануне Дня народного единства им будет особенно приятно принять в свою большую чувашскую семью тех, кто по каким-то причинам оказался ей не охвачен. Позвонить в чувашское общество можно по телефону 8-921-734-88-54. И почувствовать, что уж где-где, а в Мурманске для представителя, пожалуй, любой национальности всегда найдется и теплое слово, и дружная семья.
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru
Фото из архива национального
культурного общества «Чувашский край».