С тех пор как древние египтяне догадались «запрячь» ветер и подняли над своими лодками паруса из папируса, прошло более пяти тысяч лет. Нынешние суда используют дизельные двигатели и энергию атома. И сегодняшний Мурманск является в первую очередь гаванью для больших современных кораблей. Но в нашем городе живут и такие люди, для которых выйти сегодня в море под парусом – не экзотика, не воспоминание о прочитанной в детстве книжке, а реальность. Те, кто легко отличит рангоут от такелажа, бриг от шхуны, а стаксель от грота. И безусловным лидером среди этих энтузиастов является Вячеслав Мальцев.
Лохань из-под шлака
Все началось с кораблика в луже. В детстве все пацаны пускают кораблики, но большинство на этом и заканчивают свою карьеру в парусном спорте. Однако наш герой Вячеслав Мальцев пошел дальше и уже в десять лет организовал судомодельную мастерскую.
– Просто как-то так пошло. Мы жили в Уральске, у нас были свой дом, двор, хозпомещение и инструменты, – рассказывает яхтсмен. – Вокруг меня собралась группа инициативных ребят. Первые модели делали по чертежам из журналов. Пускали их в луже. Рядом была река, но там если пустить модель, она уплывет, и больше ее не увидишь. А лужу обежал с другой стороны и вытащил свой кораблик. Потом мое увлечение приобрело более серьезные масштабы, и мы стали строить лодку в натуральную величину.
В двенадцать лет Слава удивлял взрослых доскональным знанием устройства парусных судов, а в четырнадцать построил первую настоящую лодку. Она была 3,5 метра в длину, с мачтой и парусом, который подросток сшил сам на швейной машинке из прочной простыни, выделенной родителями. Лодка была настолько хороша, что ее дважды воровали, но семья Мальцевых находила ее и возвращала.
– В то время я достаточно успешно занимался греблей, входил в сборную страны, и наши тренировки всегда проходили по соседству с парусной школой. Я греб и видел, как рядом занимаются яхтсмены. Причем нужно сказать, что мы относились друг к другу достаточно презрительно. Яхтсмены считали гребцов тупыми машинами, а я, увлекаясь старинными парусными кораблями, недолюбливал их за то, что они ходили не на больших судах, а на каких-то маленьких пластмассовых лоханях. Когда я все же решил попробовать себя в парусном спорте и пришел в яхт-клуб, на меня посмотрели с неприязнью и дали старую лодку, в которой хранился шлак: мол, на, ремонтируй, потом поговорим. Грубо говоря, меня послали. Ну ничего. Эту лодку я увез, и через месяц она была у меня как конфетка. Я все починил, отполировал ее до блеска. Ребята посмотрели на результаты моего труда и приняли меня, дали паруса, начались занятия.
Влезть в шкуру средневекового мореплавателя
Первый многодневный поход на парусной лодке состоялся по реке Урал. Вячеслав мечтал об этом еще со школы, тогда с друзьями из яхт-клуба они нашли старенькую лодку, долго ремонтировали ее, но не успели достроить.
– После девятого класса я уехал в Кронштадт, окончил мореходку, а затем переехал в Мурманск, – рассказывает Мальцев. – Но мечту свою не бросил. Во время отпуска вернулся на родину, нашел старую яхту, восстановил ее, объединился с единомышленниками и прошел с ними по Уралу до Каспия. Это почти тысяча километров по реке. Шли недели две, с ночевками, и это было что-то непередаваемое. Как сафари. В нас только что из луков не стреляли. Река полна осетровых, на воде тьма браконьеров. При этом места глухие, местное население живет в аулах, и наша яхточка для них была как космический корабль. И когда наконец из устья мы вышли в море, я понял, что любой план может быть осуществлен. Никто не верил, что мы дойдем. Все отговаривали от этой затеи. А мы справились!
В Мурманск яхтсмен вернулся окрыленным. Здесь работал, ходил в море. В 1982 году начал посещать яхт-клуб Мурманского морского торгового порта, а спустя три года его возглавил и руководит им вот уже более тридцати лет. За это время побывал во многих походах, участвовал в одном из этапов кругосветного путешествия на яхте «Апостол Андрей», пройдя часть Индийского и Тихий океаны. Бывал в разных исторических экспедициях на ладьях XII и XVI веков.
– Парус очень многогранен. Можно гонять на современном аппарате с двигателем, развивающем скорость до 40 километров в час, оснащенном различным оборудованием и даже посреди океана пользоваться Интернетом, совершать звонки, отправлять родным видео – и все это под парусом. У меня, например, есть самостоятельной постройки тримаран, который выглядит крайне необычно. Очень быстроходный. Когда вез его по проселочной дороге, местные жители думали, что это самолет, – продолжает мой собеседник. – Либо можно плыть на старинном корабле, который перенесет тебя назад во времени и позволит почувствовать себя средневековым мореплавателем, который ориентировался по звездам. Так, сейчас идет кругосветная гонка, в которой участвует россиянин Игорь Зарецкий. Путешествие очень тяжелое и интересное. Участникам нельзя пользоваться современным оборудованием и заходить в порты, откуда вышли – туда и вернутся. Представьте, каково это 7–8 месяцев провести в одиночку на воде оторванным от мира. Несколько человек уже не выдержали и сошли с дистанции. В этой гонке связь разрешено использовать только в экстренном случае. Но и это редко помогает. Как-то мы с другом в Тихом океане в тайфун попали, ветер был 40 метров в секунду, волны поднимались на высоту до 15 метров. Хотели радиобуй бросить, чтобы сигнал бедствия подать. А потом поразмыслили: вертолет до нас не долетит, а самолет нам крыльями покачает, и пилот по рации сообщит, что из-за очень больших волн никто к нам на подмогу не подойдет. В океане ждать помощи бесполезно. Там как в космос выходишь. Мы знали заранее о приближающемся тайфуне, но у нас не хватало скорости от него уйти, и мы оказались как в мясорубке. Выбрались с трудом.
Хобби, достойное мужчины
Вячеслав Мальцев не раз попадал в тайфун. Только во время кругосветки пережил три из них, которые на берегу натворили много бед и унесли человеческие жизни. Но он не любит испытывать судьбу, старается планировать путешествия так, чтобы не попадать в шторм.
– Игра в русскую рулетку – не мой стиль, но море часто преподносит сюрпризы, – говорит яхтсмен. – Два года назад мне пришлось перегонять рыбацкий корабль 1954 года постройки. Его купили два шахтера, которые решили открыть свое дело и катать на траулере туристов. Опыта с судами у них не было, вот меня и попросили помочь. Мы шли из Питера, и на выходе из Белого моря попали в шторм. Шахтеры думали, что тут всему и конец, ушли в трюм. А я один остался на палубе. Судно старое, когда последний раз ремонтировалось, непонятно. Думаю, если двигатель сломается, нас ждет в лучшем случае дрейф. Я впервые ощутил, насколько плохо без парусов. Ведь на яхте в любой шторм, пока мачта стоит, руль рулит и лодка не течет, ты дойдешь куда угодно. А двигатель – вещь темная, никто не знает, когда он сломается и что дальше будет. Но траулер выдержал. После шторма было три дня хорошей погоды. Море, солнце, скалы, вокруг плавают киты – такая красота! Шахтеры после этого полностью поменяли свою жизнь и сказали, что больше под землю не полезут. Они теперь с удовольствием ремонтируют свое судно, ходят на нем в море. Говорят, что только сейчас почувствовали вкус настоящей жизни.
Путешествие на яхте – это хобби, достойное мужчины, считает яхтсмен. Причем оно позволяет не только получать удовольствие, но и зарабатывать на жизнь, если профессионально этим заниматься. Можно получать деньги, выигрывая гонки, катая туристов, перегоняя яхты. Хождение под парусом – это такая древняя деятельность человека. Почти все географические открытия сделаны по воде – можно сказать, весь мир открыт под парусами. А сегодня яхты стали еще многообразнее и интереснее, и управлять ими может научиться каждый желающий. Нужно только захотеть.
СКОЛЬКО СТОИТ?
На вторичном рынке сегодня можно купить яхту по цене начиная от 100 тысяч. Это будет лодка класса «микро» длиной 5,5 метра, на которой можно жить несколько дней, ночевать, а потом поставить на прицеп и увезти в гараж. К слову, именно на такой яхте пенсионер из Махачкалы Евгений
Гвоздев обошел вокруг света, так что возможности этих лодок достаточно велики.
– Мы рекомендуем не торопиться с покупкой яхты, – говорит чемпион. – Предлагаем сначала влиться в один экипаж, потом в другой, сходить в поход на разных яхтах, попутешествовать по рекам и морям, тогда будет понятно, какая именно лодка нужна. Вот недавно был случай, меня попросили купить простенькую яхту длиной 5 метров. Но прошло время, парень походил под парусом и для семьи купил яхту уже на 8 метров, с камбузом, туалетом и прочими удобствами. Тут нужно быть готовым к тому, что после покупки яхта должна где-то стоять, за нее нужно беспокоиться, ухаживать за ней, возить ее, на это будет уходить часть вашей жизни. Готовы ли вы к этому? А сможете ли терпеть холод, сырость, сильный ветер? Поэтому мы всем говорим – сначала приди, попробуй, поварись в этой каше. Понравилось? Мы всегда подскажем, как удешевить приобретение судна во много раз, проверим, чтобы не подсунули разваливающуюся рухлядь, пригоним из другого города либо посоветуем, где можно построить новенькую яхту под свои потребности прямо в Мурманске. Если человек хочет заняться парусным спортом, мы ему во всем поможем.
ПЕРВЫЕ В МИРЕ
Мурманский яхт-клуб держит достаточно хороший уровень на всех соревнованиях, а по зимнему парусному спорту северяне входят в сборную страны. Три члена клуба – Вячеслав Мальцев, Николай Николаев и Максим Игнатов – чемпионы мира. Причем последний из них еще и обладатель Кубка мира.
– На чемпионате мира, который прошел в этом году в Финляндии, наши спортсмены заняли высокие места. Я, например, стал победителем по зимнему виндсерфингу среди ветеранов и взял «бронзу» в общем зачете, – делится со мной Вячеслав Олегович. – На чемпионаты мира гоняю с 1991 года и почти всегда в тройке лидеров. Наша команда по «зиме» очень сильная.
ВСТРЕЧА С КИТОМ
Баренцево море богато животными. Во время путешествий яхтсмены часто встречают китов, косаток, тюленей.
– Киты могут прямо рядом с нами вынырнуть, будто хотят почесаться боком о яхту, – рассказывает Вячеслав Мальцев. – А еще они выпрыгивают из воды. Представьте, из глубин моря вылетает 9-метровая черная туша, как подводная лодка, – это впечатляет. На самом деле встреча с китом для яхтсмена может обернуться и проблемой. Яхты стали очень быстроходными. Если они идут с двигателем, кит их достаточно далеко слышит и может отплыть. Но когда яхта идет на большой скорости под парусами, то ее шум сливается с плеском волн, и кит продолжает безмятежно спать на воде. Яхта может врезаться в него, поранить, тогда испуганное животное начнет биться и может разбить лодку. Так что яхтсмен должен быть готов ко всему, иметь особое чутье и обладать многими знаниями в области ремонта, погоды, своего здоровья и психики, чтобы ему было по силам справиться с любой ситуацией.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из архива Вячеслава МАЛЬЦЕВА и открытых Интернет-источников.