Если вам по пути вдруг встретится много красивых женщин с ненакрашенными губами – это значит, мурманские молдаванки идут в гости к еврейскому национальному обществу на «Помадную вечеринку». Представительницы этих национальностей так сдружились в Мурманске, что зачастую проводят вместе своеобразные тематические встречи. А главной составляющей таких посиделок становится стол с национальными блюдами. Молдаванки никогда не ходят в гости с пустыми руками.
Новогодние пирожки
Кто о чем беспокоится, собираясь на постоянное место жительства в Мурманск, а Оксана Могилина первым делом позвонила в центр национальных культур. «У вас в Мурманске молдавская культурная автономия есть?» – поинтересовалась она. «Нет», – ответили ей. «Значит, будет!» – пообещала Оксана со свойственным ей оптимизмом. И, едва приехав на Кольскую землю и распаковав багаж, дала объявление во все местные СМИ: «Разыскиваю мурманских молдаван!».
А через два с небольшим месяца в мурманской семье национальных автономий прибыло – родился молдавский культурный центр «Флуераш». По-русски значит «Свирель». Рождение отпраздновали 1 марта 2012-го, в праздник Мэрцишор – своеобразный молдавский и румынский Новый год, символизирующий приход весны. В этот день, согласно национальной легенде, Весна прогоняет Зиму. И несмотря на то, что в заполярном Мурманске в отличие от жаркой Молдавии о весенней победе можно было только мечтать, праздник получился теплым: с новогодним настроем, новыми знакомствами и угощением плэчинте – пирожками с разными начинками.
– Я всех мурманских молдаван знала только заочно, они звонили мне по моим объявлением или через сарафанное радио обо мне узнавали, – вспоминает Оксана Викторовна. – Еще с розыском помогали в центре национальных культур. Рита Абдурахманова из дагестанского общества, например, встретила меня, говорит: «Нашла тебе молдаванку, в мебельном магазине работает, такая хорошая девушка! Дала ей твой телефон». В конечном итоге мне удалось разыскать и собрать вместе большинство активных мурманских молдаван. Так мы решили создать культурную автономию.
Родные души
По подсчетам национального молдавского общества сейчас в Мурманске около полтысячи молдаван, в области – около полутора тысяч. За шесть с лишним лет существования культурного центра «Флуераш» многие перезнакомились друг с другом и перезнакомили своих детей, родившихся в Мурманске, но не забывающих о корнях. Дети вместе с русским учат молдавский язык и с самого нежного возраста становятся участниками детского ансамбля «Ликурич», то есть «Светлячок», который также входит в культурную автономию.
В семье врачей Смоленских обе дочки – второклассница Катя и трехлетняя Кристина – родились в Мурманске. И несмотря на то, что первым языком, на котором они заговорили, был русский, о молдавском тоже не забыли. Сестрички дуэтом поют на нем национальные песни в «Ликуриче», общаются со сверстниками и родственниками, оставшимися в Молдавии.
За семейным столом Смоленских нет-нет да и вспомнят, как глава семейства Родион Григорьевич после окончания Кишиневского медицинского университета оказался за Полярным кругом. В ординатуре в Петербурге кто-то из коллег подсказал ему, что в Мурманске требуются врачи. И он сорвался.
– В 2004 году, когда Родион прибыл в Мурманск, ему сказали, что вакансий по его специализации «хирургия» нет, – вспоминает Татьяна Смоленская. – Зато требовались травматологи. А он уже влюбился в Мурманск, в Кольский край, переквалифицировался и до сих пор работает травматологом.
Через два года в Мурманск вслед за мужем приехала сама Татьяна, терапевт и кардиолог. С тех пор супруги трудятся в Кольской центральной районной больнице. Говорят, даже не ожидали, что именно здесь, на краю земли, встретят столько родных душ. Настолько прикипели к Заполярью, что позвали сюда своих молдавских друзей – семью Гуцу. Петр Сергеевич работает врачом общей практики в Междуречье, а Родика Георгиевна – педагогом в кольской школе. Признаются, что на Крайнем Севере нашли свое семейное счастье, уезжать не собираются!
– Частенько устраиваем национальные мурманские посиделки, – рассказывает Татьяна Смоленская. – Молдаване, евреи, азербайджанцы, украинцы, чуваши… Показываем концертные номера, угощаем друг друга национальными блюдами. Пожалуй, уже с закрытыми глазами можем отличить, кто именно готовил блюдо. Все здесь сроднились.
Свирель гастарбайтера
Когда душа поет, Оксана Могилина напевает тихо что-нибудь на молдавском. А то идет в «Флуераш» на репетицию очередного концерта. Вокальный дар у нее, не имеющей музыкального образования, открылся еще на Камчатке, где до Мурманска служил муж, при курьезных обстоятельствах. Подруга, работавшая в местном Доме культуры, уговорила выступить с песней «Роза из Молдовы» на празднике единения славян.
– Где-то на чердаке ДК разыскали украинскую юбку, кубанскую кофту, близкие по узору к молдавским, я украсила волосы красной розой, пришла на репетицию, и тут мы поняли, что здорово не хватает хотя бы небольшой подтанцовки, – вспоминает Оксана Викторовна. – А где эту подтанцовку взять на Камчатке? Да еще и молдавскую?! И тут случайно на рынке услышала молдавскую речь. Бросилась к этим людям, как к родным – знакомиться! Оказалось, что это целая бригада молдавских строителей. И вся бригада поет и танцует!
Оксана с мужем приехали к ним в гости – в строительные бараки у бетонного завода Петропавловска-Камчатского. Там провели импровизированный кастинг, выбрали с десяток прекрасных танцовщиков. Да еще и нашли подрабатывающего строителем директора молдавского Дома культуры, который написал блестящий сценарий праздничного выступления. Туда включили и номер молдавского гастарбайтера, который виртуозно играл на старой семейной реликвии – свирели. Свирель та была вдоль и поперек перемотана скотчем, но звучала волшебно. Хозяин рассказывал, что его инструмент успел побывать на стройках и Чехии, и Германии, и Камчатку освоил. И несмотря на то, что этот заковыристый строительный маршрут только добавлял витки скотча молдавскому флуерашу, голос родины, светлая музыка свирели, не прервалась ни разу.
Надо ли говорить, что праздничное выступление стихийно родившегося молдавского ансамбля прошло под восторженные крики «браво» и «бис»? А после концерта молдаване поняли, что уже не смогут просто так взять и расстаться, и создали свое национальное общество, в которое вместе с идейным организатором Оксаной Могилиной вошли 12 человек.
В общем, собираясь с мужем на его новое место службы в Мурманск, Оксана Викторовна ни секунды не сомневалась, что если уж она на Камчатке сумела создать из строителей-гастарбайтеров молдавскую культурную автономию, то в Мурманске ей это удастся и подавно!
Раскрытая тайна
Любовь Буздуган больше полувека живет в Мурманске, говорит, все у нее тут началось с любви. Приехала вслед за мужем, который решил остаться на Севере после службы в армии. В первое же лето прибыл погостить к родственникам под Кишинев, в районный городок Калараш. И отправился вечером на танцплощадку. Среди сотен красивых девушек высмотрел одну-единственную, стоявшую в дежурном дозоре от местного Дома культуры баянистку Любу. И увез в Заполярье!
Люба поначалу работала баянисткой в мурманском клубе «Портовик». Потом ее пригласили оформителем в центральный Дом офицеров. Затем рисовала дорожные знаки, стенды, лозунги в строительных организациях. И наконец, попала на судоверфь. У нее все цеховые художники учились, как правильно создавать актуальную наглядную агитацию. А она потихоньку от всех еще и рисовала мурманские пейзажи на списанных в утиль больших щитах. Тайна Любови Буздуган раскрылась внезапно. Руководство судоверфи решило красиво оформить заводскую столовую и пригласило Любовь Николаевну – посоветоваться. Тут она и вынула на свет свои потрясающие работы. Рассказывает, директор от неожиданности обалдел! А заводские цеха выстроились в очередь за ее полотнами. И это еще что! Каждая делегация, приезжавшая на деловые встречи к судоремонтникам в 90-х и «нулевых», непременно увозила на память мурманские пейзажи, поражающие своей утонченностью. А потом пошли выставки одна за другой и всеобщее признание таланта.
За свою мурманскую жизнь Любовь Николаевна написала четыре с половиной тысячи работ! Подавляющее большинство из них – о Мурманске. Она говорит, это знаковый город, к которому с первого взгляда и навсегда нежное, родное, теплое отношение, как к большому другу и родному брату. Клянется, что никуда не уедет из города, который стал ее душой.
А Эльвира Лупашку, также приехавшая в заполярный Мурманск вслед за мужем, считает, что что-то есть в нем молдавское, что притягивает и не отпускает. Несмотря на морозы, которых она поначалу так испугалась! Но к ним быстро привыкла. И в отпуске, в Молдавии, сильно скучает и по ним, и по северному сиянию, и по полярному дню, и по своему суровому, любимому городу на макушке планеты.
КАК ГОТОВИТЬ МАМАЛЫГУ
В семье мурманчан Лупашку считают, что невозможно составить представление о молдавской кухне, ни разу не попробовав очень вкусное национальное блюдо – мамалыгу. И вот его рецепт:
кукурузная мука – 500 г,
вода – 1,3 л,
соль – по вкусу,
сливочное масло – по вкусу.
Вскипятить воду в казане или кастрюле с толстым дном и добавить сливочное масло. Постепенно добавить просеянную муку. Довести до кипения, снизить огонь до среднего и, постоянно помешивая, дать загустеть.
Если вы готовите мамалыгу в первый раз, то лучше всего воспользоваться венчиком или даже миксером, включая его на минимальную скорость, так как кукурузная каша моментально заваривается и сбивается в комочки. Не пугайтесь этого – вымешивать мамалыгу необходимо в течение 20–30 минут, постоянно всыпая в нее муку. Это долгий процесс, но он очень важен для правильного приготовления блюда, поэтому запаситесь терпением и вперед! Кстати, в процессе вымешивания в мамалыгу можно добавить всевозможные ароматические специи и приправы – на ваш выбор.
Выключить огонь, накрыть крышкой, оставить на 5 минут, чтобы впиталась вода и каша стала очень густой, но не мешать ложкой.
Перевернуть содержимое казана на деревянную дощечку. Порезать на куски вощеной ниткой или мокрым ножом.
Ни в коем случае не используйте в приготовлении такой каши керамическую посуду, даже после готовки ее нужно выложить на деревянную доску. В любом другом случае каша покроется испариной, размякнет и уже мало будет напоминать молдавскую мамалыгу и по вкусу, и по виду.
Подавать молдавскую мамалыгу можно с любым блюдом. Обычно ее подают со шкварками, жареным лучком, брынзой, соусом.
Приятного аппетита!
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru ото Максима КОТОВА и из архива молдавского культурного центра «Флуераш».