Как Мурманск патрулировали всего два экипажа ГАИ
Недавно сотрудники УГИБДД УМВД России по Мурманской области отметили 80-летие создания своей организации. «Вечерний Мурманск» уже поздравил инспекторов дорожного движения с этой знаменательной для них датой. Но мы решили не останавливаться на этом.
Галимжан Ташанов более двадцати лет патрулировал дороги Мурманска и области. И ему есть о чем рассказать. Мы специально акцентировали внимание на прошлом, чтобы современные водители и пешеходы сами смогли сравнить и сделать выводы – как было и как стало.
Мечта детства
– Почему я стал инспектором? Среди друзей отца были сотрудники милиции, и они часто бывали у нас в гостях, – вспоминает Галимжан Ташанов. – Мне очень нравилась их культура общения и то, с каким уважением они относились к моим родителям. А еще мне, мальчишке, их форма понравилась.
С годами желание стать инспектором ГАИ не ушло. Сразу после окончания школы, а это было в 1974 году, Галимжан пошел в местный отдел МВД к папиному товарищу, который был тогда заместителем начальника ОВД. Тот быстро выяснил, что в Саратовскую школу милиции по линии ГАИ перестали набирать выпускников школ, надо было отслужить в армии. Парню предложили пойти в другое учебное заведение и стать следователем.
– А я даже не знал, что это такое, – говорит Галимжан Генистович. – Мне сказали, что следователь сидит в кабинете и расследует дела. Нет, говорю, мне это не подходит. Я лучше в армию пойду. Призвали меня на Северный флот на три года. Мой флотский начальник знал о моем желании стать инспектором. И вот когда служба подходила к концу, он предложил поехать в ГАИ на встречу с его товарищем, там работавшим. Оказалось, что я им подхожу, и я дал согласие. Осталось только как-то рассказать об этом отцу и получить его согласие – он был сильно против этой идеи. После демобилизации я поехал домой, рассказал, что мне предложили служить в ГАИ города Мурманска. И что мой начальник разговаривал с руководством ГАИ. А для отца очень важно было то, что руководитель сам заинтересован во мне. Когда он услышал о хлопотах моего командира за меня, то сразу согласился. Вот так я окончательно связал жизнь с Мурманском. И с ГАИ.
Скрытый патруль
И началась для Галимжана служба. В это сложно сейчас поверить, но в то время – 1977–1980 годы – на весь Мурманск выходило на маршруты два-три патрульных экипажа. Первый патрулировал проспект Героев-североморцев, второй – проспект Ленина, а третий был, по сути, резервным. Он выезжал, если того требовала обстановка, в Первомайский район, закрывал стационарный пост ГАИ. Молодому сотруднику машину не дали, и Галимжан в течение пяти лет пешком контролировал дорожную обстановку.
– Были, правда, у нас мотоциклы, – вспоминает он. – Летом на них еще можно было ездить, а зимой куда? Холод, снег по пояс. Нам выдавали теплое обмундирование: сапоги на волчьем меху, дубленки, шапки. Вот в таком виде и ходили по Мурманску. Если ветер или сильный мороз, поднимешь воротник, шапку надвинешь поглубже и идешь – один нос торчит. А когда получил первую свою патрульную машину, ощущение было такое – не передать! Потом были и другие авто. Одно из них руководство решило использовать для скрытного патрулирования. С виду это был обычный автомобиль, а чтобы не запоминали номера, мне приходилось их постоянно менять. Из ГАИ выезжаешь с одним, а после сменил номер – и на маршрут. Примерно в это же время в ГАИ стали использовать первый прибор измерения скорости «Барьер». До этого работали с секундомером, а расстояние вычисляли по электрическим столбам, между которыми было 50 метров.
Дырявая репутация
Те водители, кому сегодня за пятьдесят, с ужасом вспоминают советскую систему санкций за нарушения. Каждому шоферу выдавался талон предупреждений, на котором инспектор ГАИ делал специальным компостером проколы – дырки, как их тогда называли. Две дырки в течение года за грубое нарушение (например, за превышение скорости) – и на третьем нарушении водитель направлялся на комиссию по разбору нарушений, где мог лишиться прав, или направлялся на проверку знаний правил дорожного движения. К таким водителям экзаменаторы относились очень пристрастно. Поэтому когда в конце 80-х ввели денежные штрафы, а дырки отменили, все вздохнули с облегчением.
– Часто моряки, пришедшие из рейсов, – вспоминает Галимжан Генистович, – посещая рестораны, выезжали из них в нетрезвом состоянии. Хорошо работала служба оповещения, назовем ее так. Кто-то звонил в дежурную часть или сообщал посту ППС, что хорошо «нагруженный» клиент собирается сесть за руль. Или уже сел. Те сообщали нам, и мы встречали такого гуляку. Бывало, даже успевали перехватить его у ресторана. Помню, один такой моряк на своем «Москвиче-412» удирал от нас по городу от ресторана «Встреч». И мы не могли его догнать на своих «Жигулях». Помогли коллеги, тормознувшие лихача, когда тот уже доехал до спуска на улице Кооперативной. Главных же нарушителей мы вообще в лицо знали. Их было не так уж много.
План по штрафам
Водители могли мстить за наказание. Так, например, один из мурманских инспекторов после увольнения устроился работать водителем в автотранспортное предприятие. И ему в отместку прокалывали колеса на машине. Приходит человек на работу и вместо того, чтобы идти в рейс, занимается колесом. Таких случаев было немного, но они были. Поскольку каждая из сторон считает в этой дорожной войне правой только себя, это противостояние будет вечным.
– Да, в советское время нас не очень любили, но а как иначе наводить порядок на дорогах? Каждый из нас понимал, что безаварийная обстановка на его участке – это его спокойная служба, – рассказывает Галимжан Ташанов. – Наша главная задача заключалась не в наказании, а в профилактике правонарушений. Я, например, мог нарушителю не делать дырку в талоне, а направить его на собеседование в ГАИ, где с ними занимался ответственный старший офицер. Он рассказывал о положении дел с аварийностью, демонстрировал фильмы о последствиях нарушений правил дорожного движения. Эти собеседования проходили по выходным, и многим это не нравилось. Ведь после рабочей недели хочется отдохнуть, а тут надо топать в ГАИ кино смотреть. Но в целом, хочу заметить, отношение водителей к инспекторам ДПС было уважительным. Мне за всю свою карьеру ни разу не пришлось применять оружие. Был лишь один случай из ряда вон, да и тот по нынешним временам может показаться безо-бидным.
Лезвием по венам
А дело было так. Остановил инспектор Ташанов грузовик. Водитель мало того что пьян оказался, так у него еще и документов с собой не было. Повезли его на экспертизу, а по пути заехали домой к нарушителю взять документы, которые, по его словам, он там забыл. Приехали, поднялись на четвертый этаж, и тут шофер заявляет, что это не его адрес, и дальше он отсюда никуда не пойдет. Ташанов не растерялся, позвонил в ближайшую дверь и попросил хозяев сообщить по телефону в милицию, чтобы прислали наряд для сопровождения задержанного. Сказано это было нарочито громко. Нарушитель услышал и сразу же согласился покинуть чужой подъезд. Но на этом дело не закончилось.
– Повезли мы его в больницу для проведения экспертизы, – вспоминает Галимжан Генистович. – А дежурного врача, который проводил освидетельствование на наличие алкоголя, на месте не оказалось. Медсестра стала звонить по телефону, и в этот момент мой подопечный взял со стола бритвенное лезвие (в те годы его использовали для заточки карандашей, и оно было обязательным атрибутом канцелярского набора. – Прим. ред.) и... хвать себя им по руке. И тут я понимаю, что это просто цирк. Хитрец вены не тронул, а резанул ниже – по ладони. «Эх, – говорю, – глубже надо было чиркануть». Понял тот, что и здесь ничего не вышло. Медсестра, конечно, испугалась, а тут и дежурный врач пришел. Потом мы нашего подопечного в отдел отвезли. В дальнейшем оказалось, что он угнал машину в Мончегорске.
Нужен всегда
Сегодня Галимжан Ташанов возглавляет совет ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области. Должность хлопотная. Вроде бы человек уже на пенсии, но при этом каждый день на работе. В прямом смысле. Позвонить коллегам, поинтересоваться здоровьем, делами, рассказать о его товарищах, передать приветы. А ему позвонить могут в любое время. Товарищи уважают его за хлопоты и заботу о них. А помимо этого в ведении Галимжана Генистовича музей ГИБДД Мурманской области имени Г. Л. Пасечного. Тут он в единственном лице и исследователь, и хранитель, и экскурсовод. Каждый сотрудник, пришедший служить в Госавтоинспекцию, должен знать историю своего подразделения.
– Когда я работал инспектором, мне даже в голову не приходило, что я когда-нибудь буду заниматься историей своей службы, – подвел он итог нашему разговору. – Сидеть в архиве, записывать воспоминания коллег, искать фотографии. И всем нынешним сотрудникам я говорю: ребята, не стесняйтесь, делайте фото о своей службе, благо сейчас имеется цифровая техника. Ведь это наша с вами история. А ее надо беречь. И знать.
Сын волжских степей, Галимжан всей душой полюбил наш северный край и умеет ценить его красоту. Грибы, рыбалка, иногда охота дают возможность отдохнуть душе и забыть на время о проблемах. И после такой природной терапии можно с новыми силами помогать тем, кому эта помощь необходима.
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Фото из архива Галимжана Ташанова.