Если бы в Мурманске проводился конкурс на самый недоступный памятник, то этот мемориал, несомненно, занял бы первое место. Ведь находится он на острове в Кольском заливе. Однако добраться до него можно не только по воде. В этом я убедился на собственном опыте, совершив мини-экспедицию.
Через залив в «болотниках»
После того как поселок Росляково присоединили к Мурманску, наш город прирос не только новым районом, жителями и судоремонтным заводом, но и живописными сопками с видом на залив. Если вы никогда не выходили из Мурманска в море, то, прогуливаясь по вершинам росляковских холмов, можно открыть для себя много нового. Например, увидеть, как возводят на западном берегу новый перегрузочный терминал и Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Или как заводят в росляковский плавучий док единственный российский авианосец.
Но больше всего меня заинтересовали два маленьких острова, расположенных между Росляково и Сафоново. Во время отлива до меньшего из них можно дойти по камням, которые обнажаются, когда вода отступает, а второй отделен от материка полосой воды шириной порядка 30–50 метров. И самое главное – на острове есть самолет! С верхней точки одной из сопок можно разглядеть за деревьями пропеллер и часть крыла. Сначала я подумал, что это остов подбитого самолета, который лежит на острове со времен Великой Отечественной войны, но, увеличив на компьютере фотографию, сделанную на прогулке, понял, что это памятник. Уж слишком ровно стоит этот самолет. Желание хоть немного почувствовать себя первооткрывателем перебороло страх окунуться в холодные воды залива, и я стал готовиться к разведывательной операции.
Главным было узнать точное время и продолжительность максимального отлива. Приблизительно его можно определить по старинке, наблюдая за фазами луны и глубиной отливов в Росляково. Но сейчас в Интернете есть сайты и программы, которые составляют график приливов–отливов с точностью до минуты по времени и с точностью до полуметра по глубине. Нужно было только сопоставить эти данные со своим расписанием так, чтобы время сильного отлива пришлось на светлое время суток в выходной день.
Дождавшись удачного стечения всех обстоятельств, я положил в рюкзак фотоаппарат, бутылку с водой, «болотники» – резиновые сапоги выше колена и отправился в путь. Мне предстояло перемахнуть через мыс Серафим и пройти по дну одноименной бухты, чтобы выйти к островам Малый Грязный и Большой Грязный. Их названия я нашел на карте. Чтобы дойти от центра Росляково до края материка, потребовался не час, как я рассчитывал, а полтора. Все из-за того, что по дороге я не мог пройти мимо грибов и ягод.
Оказавшись лицом к лицу с островами, я понял, что не опоздал, а пришел немного раньше времени, поэтому путь к Большому Грязному все еще был отрезан водой. Изначально я был готов идти к нему по дну залива по пояс в воде, если придется, но теперь понимал, что через час, в пик отлива, вода отступит настолько, что пройти на остров можно будет посуху. Тропа к Малому Грязному уже была открыта, но, взобравшись на его скалы, я не обнаружил ничего интересного. Хотя сам факт нахождения на необитаемом острове вдохновлял на новые открытия.
И вот наконец из-под воды между материком и Большим Грязным показались первые камни. Луна жадно тянула воду к себе где-то на противоположной стороне планеты, и через 10 минут я уже шел к заветному острову по широкому участку суши, который только что был дном залива. Под ногами чавкала грязь, хрустели ракушки и взрывались плоды морской капусты. За спиной осталась бухта Серафим, а справа обнажила свое дно губа Грязная, отделяющая меня от Сафоново. Этот поселок городского типа относится к ЗАТО Североморск, поэтому я пристально вглядывался в даль, прижимая к груди служебный пропуск в ЗАТО в кармане куртки. На всякий случай.
Единственный в России
Первая достопримечательность Большого Грязного, которая попалась мне на глаза, – это надпись «Кулибин 10.06.07», сделанная желтой краской на скале и подтверждающая, что до меня здесь уже бывали люди. Наверняка они тоже чувствовали себя отчасти первопроходцами, если решили оставить здесь память о себе. Следующей находкой стала «братская могила» камчатских крабов рядом с этой надписью. Под огромным тентом лежали несколько мешков, набитых крабовыми панцирями и клешнями. Их явно сюда доставили по воде и спрятали от греха подальше, ведь незаконная добыча камчатского краба – это преступление.
По пути к самолету я наткнулся на самого одинокого зайца Мурманской области. Как он попал на остров – загадка, но, судя по его размерам, живется ему здесь отлично. Компанию ушастому хозяину острова составляют многочисленные лемминги. Они перерыли там всю землю, сооружая свои норы и прокладывая тоннели.
Раздвинув очередные кусты, я, наконец, увидел полностью тот самый самолет. Погода стояла солнечная, поэтому зрелище было живописным, хотя памятник находится в ужасном состоянии. Но если бы здесь, на краю необитаемого острова, он был отполирован и свежевыкрашен, впечатление от находки было бы подпорчено.
На двухметровом бетонном постаменте на северной стороне острова Большой Грязный был установлен гидросамолет Бе-6. Сейчас этот дальний морской разведчик выглядит так, будто побывал в нескольких воздушных боях и ни разу не ремонтировался. В обшивке зияют многочисленные дыры, а местами она отвалилась целыми кусками. При наличии огромного желания и ловкости или приставной лестницы можно залезть внутрь самолета, но там нет ничего интересного. «Начинка» полностью отсутствует, как и двигатели, и орудие в пулеметном гнезде. А в левой мотогондоле чайки свили гнездо. И в таком удручающем виде пребывает единственный Бе-6 в России! Ближайший его боевой товарищ стоит в Киеве в музее под открытым небом и находится в отличной форме после реставрации.
Разобраться в истории нашего памятника было непросто. Сами посудите! На обеих сторонах постамента огромными цифрами написано «1936», а на «лбу» красным по белому: «50 лет ВЛКСМ». При этом самолет Бе-6 начали выпускать в 1949 году, а 50-летие ВЛКСМ отмечалось в 1968 году. Оказалось, что самолет в этом памятнике используется как декоративный элемент. Ни одна подпись не имеет к нему отношения.
Бе-6 был установлен на острове Большой Грязный в октябре 1968 года в честь 50-летия ВЛКСМ, а 1936 – это год создания ВВС Северного флота, куда первый опытный Бе-6 поступил в 1951 году. Местом его базирования стала бухта Грязная, на северном берегу которой и стоит Сафоново. Памятник расположен на южной ее стороне всего в километре от аэродрома для гидросамолетов, где с 1976 года работает музей ВВС Северного флота. Но преодолеть эти 100 метров можно только по воде.
Несмотря на то, что пройти на остров Большой Грязный можно беспрепятственно и жители Росляково, то есть ныне мурманчане, часто собирают грибы в том районе, он расположен на территории ЗАТО Североморск, поэтому нахождение там без соответствующего пропуска является правонарушением.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.
Гидросамолет Бе-6 выпускался с 1949-го до 1957 года в Таганроге. Всего было выпущено 19 серий общей численностью 123 экземпляра. Задачи, которые мог выполнять самолет – дальняя морская разведка, патрулирование побережий, бомбометание, несение и сброс торпед, сброс десанта, установка минных заграждений, перевозка грузов.
Размах крыльев Бе-6 составляет 33 метра, длина самолета – 23,5 метра, высота – 7,45 метра, максимальная скорость – 415 км/ч, экипаж – 8 человек (штурман, летчики, борттехник, оператор радиолокационной станции, радист, стрелок).
Вооружен самолет был 23-миллиметровыми пушками и мог взять 16 бомб по 100 кг или восемь по 250 кг. Будучи гидросамолетом, а не самолетом-амфибией, Бе-6 мог садиться только на воду.