Сегодня в Швеции выбирают не только депутатов национального парламента, но и депутатов в региональные и городские Советы. На местном уровне идут такие же жаркие споры, как и в Стокгольме. Накануне выборов журналист «Вечернего Мурманска» побывала в самом маленьком по количеству населения муниципалитете провинции Вестерботтен – Оселе.
Булочки и кофе для избирателей
В коммуне проживает всего 2800 человек. При этом по территории муниципалитет - один из самых крупных в регионе. Коллеги охарактеризовали коммуну как крайне проблемную. Однако жители этого города весьма политически активны. За последние годы тут появилось 4 новых партии, две из них уже исчезли. К слову, в Швеции стать кандидатом в депутаты может только представитель партии. Если существующие не устраивают, можно создать свою. Сделать это, как убеждают местные жители, несложно.
Накануне выборов в центре Оселе, как в других шведских муниципалитетах, раскинулась «предвыборная деревня» - избушки разных партий, в которых кандидаты агитируют местных жителей. Выглядит это как праздничная ярмарка: музыка, еда, смех.
- Не стесняйтесь, подходите, угощайтесь, - зазывает нас кандидат в местный горсовет от «Партии муниципалитета Оселе». – У нас тут блинчики с беконом. Такая еда была традиционным перекусом у местных лесорубов. И кофе берите.
В России бы это сочли за подкуп избирателей. В Швеции же такой подход – обычное дело. Во время таких перекусов бонусом местные жители получают разговоры с кандидатами и информацию о программе партий.
К слову, шведы платят налог за телевизор в доме. Деньги идут на финансирование общественного телевидения. Политическая реклама на нем запрещена. Донести свои идеалы до народа партии могут только через личные встречи кандидатов с избирателями, плакаты и агитационные листовки. Для многих шведов определяющим фактором становятся дебаты на центральном шведском телеканале. Для кандидата отказаться участвовать в дебатах сродни политическому самоубийству.
Молодая, да удалая
У одной из таких агитационных избушек стоит улыбающаяся девушка с розовыми волосами, кольцом в носу и длинными красными ногтями. С виду - настоящий панк. Как оказалось, это самый молодой председатель горсовета в Швеции – 29 летняя Линнеа Линдберг. Она родилась и выросла в этом маленьком городке, потом уехала в Стокгольм, где поняла, что большие города ей не по душе. Оттуда девушка вернулась домой и стала заниматься политикой. В итоге ее избрали в горсовет, председателем которого она стала в 25 лет.
По образованию Линнеа - санитарка, но это не мешает ей менять к лучшему самый маленький муниципалитет в провинции Вестерботтен. В коммуне много пенсионеров и детей, мало людей, работоспособного возраста. От этого страдает городской бюджет. Он формируется из налогов на доход, рабочих рук мало, при этом приходится платить много пенсий и пособий. Последнее время государство дополнительно финансирует такие маленькие города, но денег все равно не хватает.
Тем не менее город выглядит весьма ухоженным. Так и не скажешь, что его мэр сомневается будет ли он существовать через сто лет. Тем не менее Линнеа смотрит на вещи философски: решить многие вопросы ей и ее коллегам по горсовету не под силу, так они решаются на региональном и национальном уровне.
Но есть и положительные примеры. Например, некоторое время назад у города отобрали скорую помощь. До ближайшей станции нужно было ехать 2 часа. Тогда местные партии объединились и отделение скорой помощи вернули обратно. Также в городе есть почти 700 частных предприятий, но нет отделения налоговой службы. Такая «забытость» не устраивает горожан.
Местные власти пытаются сделать город удобным для жизни и привлекательным для туристов. Линее нравится ее работа и она надеется избраться вновь.
- Баллотироваться в областной Совет или национальный парламент я не планирую, – говорит мэр Оселе Линнеа Линдберг. – В маленьком городе результат работы виден практически сразу. Выборы покажут, устроила ли горожан моя работа за эти 4 года или нет.
Ждать Линнее осталось недолго. Предварительные результаты выборов будут известны уже сегодня ночью.
Без дня тишины
Как же проходит само голосование? Бывают ли нарушения закона? Ведется ли видеозапись на избирательном участке? Эти и другие вопросы интересовали российских журналистов, работающих на выборах в Швеции. Для того, чтобы увидеть все своими глазами, мы отправились на один из избирательных участков в городе Умео.
Также, как и в России, избирательные участки открывают в зданиях школ, библиотек, детских садов. С утра на избирательных участках очереди. Люди идут голосовать семьями.
В Швеции нет дня тишины. Агитация запрещена только на избирательном участке. Однако перед входом в участок агитировать можно. С утра на центральном шведском телеканале показывают новости с включениями с избирательных участков, идут юмористические шоу про политиков и демонстрируются любимые клипы кандидатов.
Интересно, что голосовать за депутатов парламента могут только граждане страны. А вот для того, чтобы иметь право выбрать депутатов горсовета, гражданином быть не обязательно, но нужно несколько лет в городе и быть там официально зарегистрированным
В избирательные комиссии входят специально обученные люди. Они могут быть членами любой партии или ее сторонниками. Единственное ограничение – член комиссии не может быть кандидатом на выборах.
- Голосование начинается в 8.00 и заканчивается в 20.00. Но избирательный участок не закрывают после 8 вечера, - говорит председатель одного из избиркомов Умео Анна Бугаева. – На подсчет голосов может прийти любой желающий. Однако во время голосования на самом участке нельзя снимать видео. Это сделано для того, чтобы сохранить тайну голосования. По этой же причине запрещено фотографировать избирателей на участке.
Как же выкручиваются шведские СМИ в такой ситуации? Они попросту снимают… ноги людей. После того, как человек проголосовал, можно снять с ним интервью на улице, на выходе из избирательного участка. Но обычно никто не говорит, за кого он отдал свой голос. В Швеции это считается очень личным моментом.
Цветные выборы
У каждой партии свои бланки. Они трех цветов: белого (горсовет), синего (областной совет) и желтого (национальный парламент). Как показывает практика последних лет, на разных типах выборов шведы голосуют за разные партии.
Фактически кандидатов выдвигают партии, и избиратели отдают свои голоса конкретным партиям и конкретным кандидатам. Так как Швеция уже многие годы является флагманом в вопросах равноправия, все партии стараются соблюдать гендерный баланс в своих списках. Если будет перекос в сторону одного из полов, люди просто не будут голосовать за эту партию.
На участке избиратель берет бланки той партии, за которую будет голосовать, потом ему выдают 3 конверта для них, после чего он идет в кабинку голосовать. Проставить крестик нужно своей рукой и самому положить бланки в конверты, после чего запечатать. На конвертах есть маленькое отверстие, сквозь которое видно цвет бланка. Потом голосующий предъявляет удостоверение избирателя комиссии и отдает конверты. Члены избиркома проверяют, не положил ли человек случайно два бланка в один конверт, а потом бросают их в урну.
Урны не прозрачные, их цвет зависит от уровня выборов. Первому пришедшему на участок избирателю открывают все урны и показывают, что они пустые. Урны не опечатывают. Это могут сделать только в случае непредвиденной ситуации, например, пожара.
Голосуют почти все
Многие голосуют досрочно. На прошлых выборах в 2014 году таким правом воспользовались почти 40 процентов избирателей. В случае досрочного голосования, человек может менять свое мнение несколько раз. Учитывается лишь последний выбор.
Если гражданин проголосовал досрочно, три его конверта кладут в один большой конверт. На нем есть номер избирателя. Этот конверт хранят до официального дня голосования. Если избиратель решил проголосовать еще раз, то предыдущий конверт уничтожается. Как члены избиркома узнают, что человек уже голосовал? С утра в день выборов им присылают список тех, кто уже сделал свой выбор. Помимо прочего члены избиркома могут вскрыть только те конверты, которые они достали из урны.
- Средняя явка на выборах – 80 процентов, - говорит руководитель избирательной комиссии Вестерботтена Пер Люндстрем. - Бюллетени считают вручную. Ранее обсуждался вопрос электронного голосования, но решили, что это небезопасно. Бланки хранятся у нас в течение всего мандатного периода. И если кто-то не согласен с результатами голосования, можно их оспорить. Но такое бывает крайне редко.
Выборы и нарушения
В Швеции есть понятие испорченный бюллетень. Таким считается пустой бланк, где не проставлено крестиков за какого-то из кандидатов или бланк, в котором вместо одного крестика два и более. Или, например, если человек положил в конверт салфетку с названием партии, не зарегистрированной на выборах. А вот если партия или кандидат зарегистрированы, то голос на салфетке из конверта зачтут. В законе нет четкого определения, как должен выглядеть бланк для голосования.
Пер Люндстрем отрицает, что на шведских выборах бывают организованные карусели. Однако некоторые «умники» все же пытаются голосовать с копиями удостоверений. Но их сразу выявляют, а их голос аннулируют. Бывают и другие нарушения. Например, на прошлой неделе комиссия выявила поддельные согласия от лица якобы кандидатов на выборы. Избирком написал заявление в полицию. Бывает, что кто-то уничтожает или ворует бланки партий.
Сегодня после 20.00 начнется подсчет голосов. Уже около полуночи будут известны предварительные результаты выборов. Окончательно все голоса подсчитают в течение двух недель. Потом партиям, получившим места в парламентах различного уровня, придется договариваться, чтобы выбрать председателей. Этот процесс может занять до нескольких месяцев.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
Фото автора.