Давайте признаемся. Мы все в душе им, сегодняшним школьникам, завидуем. Потому что дата 1 сентября даже в самом холодном сердце неизменно отзывается теплыми школьными воспоминаниями. И когда-то казавшийся большим школьный двор для нас теперь – пятачок детства, маленький космодром, с которого взлетела к цели наша мечта. Давайте сегодня вместе с нами, журналистами «Вечерки», вспомним свои школьные годы.
Выстрел для подруги
Анжелика Ковалева, выпускающий редактор:
– Я научилась читать задолго до школы, к первому классу выучила весь букварь почти наизусть, чем здорово удивляла на уроках чтения свою учительницу. Училась все десять лет довольно легко, и, видимо, поэтому ярче всего запомнились не многочисленные пятерки, а немногие двойки.
Одну из них мне влепил наш строгий преподаватель начальной военной подготовки, как ее тогда называли кратко – НВП. На уроке, который проходил в тире школьного подвала, нас учили стрелять лежа из мелкокалиберной винтовки. Ну как будто бы мы, например, где-нибудь в поле бьем врага из окопа. Стрелок из меня, надо признаться, до сих пор не очень, но я отлично помню, как я тогда, лежа на матах школьного тира, старалась! У меня не было ни капли сомнений, что из десяти положенных учебной программой выстрелов хотя бы один достигнет цели. И каково же было мое удивление, когда после окончания стрельб выяснилось, что на моей мишени нет ни одного следа от пули. Зато на мишени моей подруги, которая стреляла рядом, их оказалось аж в два раза больше – двадцать! В общем, она могла бы получить звание лучшего стрелка мира.
Наверное, мне повезло. В моей жизни было сразу две школы. Школа № 22, где я училась до шестого класса. И школа № 33, которую, собственно, и заканчивала. О преподавателях этих школ и о своих одноклассниках я вспоминаю с неизменным теплом. А еще рядом с этими школами растут посаженные нами много лет назад деревья. И летом, когда набегает ветерок, их высокие кроны шепотом рассказывают друг другу наши маленькие школьные секреты.
Стихи на полях
Надежда Лебедева, обозреватель:
– Я училась в школе № 41 и всегда с теплом вспоминаю своих учителей и одноклассников, со многими из которых сохранились добрые отношения.
Особенно я благодарна нашему классному руководителю Валентине Андреевне Рассказовой. Она преподавала алгебру и геометрию. А у меня, абсолютного гуманитария, с числами и теоремами всегда было не очень. Каждая проверочная работа была стрессом, но избежать двоек всегда помогали мальчишки-одноклассники. У нас были бартерные отношения – ребята списывали у меня «домашку» по русскому языку, а взамен помогали с алгеброй.
Помню, накануне выпускного экзамена подошла к классной и, едва не расплакавшись, призналась, что вряд ли смогу сама что-то решить.
– Ну-ка не переживай, – успокоила Валентина Андреевна, – зачем тебе эти логарифмы? Ты ведь или журналистом станешь, или писателем. Вон все поля в тетрадках стихами исписала. Я читала, кстати, мне понравилось.
Слова любимого преподавателя оказались пророческими. В 2007 году я окончила журфак и с тех пор работаю по специальности.
Математический триумф
Виктор Хабаров, главный редактор:
– В школу поначалу меня брать не хотели, потому что я пришел в первый класс в шесть лет. И хоть семь мне должно было исполниться уже в конце сентября, строгая школьная комиссия поначалу не поддалась на уговоры моей мамы. Правила возрастных рамок тогда были очень жесткими. Однако я с успехом сумел пройти тестирование и получил школьную «визу» на год раньше, чем полагалось.
Первый класс я окончил в 22-й школе, а затем наша семья переехала с южных кварталов в центр на улицу Карла Либкнехта, и я пошел в расположенную рядом с домом школу № 8. До сих пор тепло вспоминаю своих преподавателей – классного руководителя Надежду Левенскую, учителя физики Таисию Могилянскую и Ирину Феоктистову. Ирина Александровна преподавала у нас математику. Часто давала контрольные с заковыристыми задачками. С ними связан мой школьный секрет, о котором моя любимая учительница не знает и по сей день.
Дело в том, что я после уроков очень любил заходить в книжный магазин у площади Пять Углов. И однажды высмотрел там методическое пособие для учителей математики, по которому Ирина Александровна составляла для нас контрольные. Нужно ли говорить, что я его тут же приобрел и решил дома все задачи! А перед контрольной раздавал решения и ответы своим друзьям, которые сразу выбились в отличники по математике! Моя мудрая учительница, правда, вскоре заподозрила что-то неладное и методичку сменила. Но о том математическом триумфе мы с моими друзьями детства вспоминаем и по сей день. И навряд ли когда-нибудь забудем.
Президентские планы
Нармина Гейбатова, обозреватель:
– Я училась в мурманской школе № 17, это нынешняя гимназия № 7. В четвертом классе мы писали сочинение о том, кем хотели бы стать в будущем. Помню, что планировала стать президентом страны и повысить бабушке пенсию.
В 10 лет я была уверена, что точно не стану учителем русского языка, потому что мне не нравился этот предмет, да и писать сочинения тоже не доставляло удовольствия. Но когда я училась в седьмом классе, в школе открыли пресс-центр, и мы с одноклассниками стали постоянными авторами стенных газет. Как говорится, самписат, самиздат, самчитат. Возможно, это определило мой выбор профессии.
В 11-м классе я пришла в редакцию «Вечерки» за рекомендацией для поступления в вуз. Тогда мне сказали, что журналистской жилки во мне нет и лучше бы мне выбрать другую профессию. Но я не послушалась и уже через год работала в газете. А потом даже преподавала несколько журналистских дисциплин в университете. Ну а после я поступила в магистратуру на… учителя русского языка.
О школьных годах у меня осталось много памятных снимков. На одном из них я на выпускном вечере с директором 17-й школы Василием Андриановым, который сейчас возглавляет мурманский городской комитет образования.
Вторая мама
Дарья Путинцева, корреспондент:
– В ранние школьные годы я была примерным ребенком – редко прогуливала уроки, выполняла домашние задания, старалась хорошо учиться. Но 10-й и 11-й классы в 31-й школе стали для моей мамы настоящим испытанием. Не раз меня с ней вызывали к директору за плохое поведение и одежду не по форме.
Еще помню, как в 10-м классе на одном из уроков у нас завязалась словесная перепалка с преподавателем алгебры и геометрии. Я в сердцах крикнула на весь класс: «Не нужна мне ваша математика, я и без нее поступлю в вуз!». Естественно, за такую выходку меня выгнали из кабинета и еще долго припоминали этот скандал. Мне было очень стыдно за свои слова. Смешно сказать, но за сочинения по литературе в 11-м классе я получала оценки три и четыре и даже не планировала связать свою жизнь с журналистикой. Но все получилось иначе, чему я очень рада.
С нежностью вспоминаю своего классного руководителя Евгению Николаевну Федорищеву, которая с 5-го по 9-й класс в 42-й школе стала для меня второй мамой. Она всегда была готова выслушать нас и помочь, устраивала для нас увлекательные уроки. Нашей маленькой традицией были походы в сопки на первое сентября, где мы всем классом жарили сосиски, пили вкусный чай и делились друг с другом впечатлениями о летнем отпуске. Сейчас Евгения Николаевна уже директор этого учебного заведения, мы до сих пор общаемся и поздравляем друг друга с праздниками.
Хочу пожелать в новом учебном году всем учителям терпения и взаимопонимания с учениками, а родителям и школьникам – хорошего настроения.
Анжелика КОВАЛЕВА, Нармина ГЕЙБАТОВА,
Надежда ЛЕБЕДЕВА, Дарья ПУТИНЦЕВА.
vmnews@vmnews.ru Фото из домашних архивов.