В Мурманске продолжается большая летняя ремонтная кампания. В городе приводят в порядок учреждения образования, лестницы, дороги. О том,как удается совместить необходимость обновления городской инфраструктуры с улучшением экологической обстановки, в эфире ГТРК «Мурман» рассказал глава администрации Мурманска Андрей Сысоев в программе «Андрей Сысоев: сказано – сделано».
Глупые слухи
– Андрей Иванович, сейчас в городе не только ремонтируют автотрассы, но и занимаются, по сути, новым их строительством. Так, пылящая много лет грунтовая дорога на улице Саши Ковалева скоро уйдет в прошлое…
– Да, а вместо нее мурманчане получат более 7 тысяч квадратных метров новой дороги. Безусловно, эту грунтовку надо было реконструировать. Это будет глубокая реконструкция, на грани строительства. В свое время мы получили большое количество обращений граждан. Они жаловались на то, что дорога пылит, здесь нет ливневой канализации, освещения, тротуаров.
В Мурманске в последние годы плотно занимаются тем, чтобы подобрать новые технологии дорожных ремонтов и адаптировать их для наших очень тяжелых арктических условий. Что-то получается, что-то нет, но эта работа идет постоянно. Три года назад мы опробовали технологию холодной глубокой регенерации. С ее помощью сделали два выезда из города: на улице Шевченко и у мусоросжигательного завода. Потом очень внимательно контролировали, как работает эта технология. И видим, что сейчас, спустя три года, эти дороги почти в идеальном состоянии.
Появившиеся слухи о том, что в спальном районе Ленинского округа – там, где и будем восстанавливать дорогу, – якобы строят асфальтовый завод, иначе как глупостью назвать нельзя. Ничего похожего на такой завод там нет. Не будет никаких продуктов переработки нефти, пресловутого гудрона. Не будет и высокой температуры. А без нее нет и токсичных испарений, которые свойственны любому асфальтовому заводу.
А что есть? Есть миксер, причем высокоинтеллектуальный. Он будет в жестко установленной пропорции смешивать ингредиенты для основания дорожного покрытия на улице Саши Ковалева. Процесс этот сертифицирован. Наличие у подрядчика всех разрешительных документов было для нас основным при выборе того, кто будет выполнять работы. Единственное, что здесь может появиться, – это пыль. Но ее будет в десятки раз меньше, чем пыли от нынешней грунтовки. Поэтому хочу разочаровать псевдоборцов за экологию: все будет хорошо, новую дорогу мы построим.
Важнее всего безопасность
– В разгаре сейчас ремонты не только на крупных автомагистралях, но и на небольших, но очень важных социальных объектах. Какие в этом году планы в рамках программы «Дорога в школу»?
– В городе мы почти закончили три крупных объекта – ремонт Кольского проспекта, улицы Карла Маркса и улицы Свердлова. Здесь шли большие работы. Как можно сравнить ремонт целой улицы Карла Маркса и одного небольшого подъезда к детскому саду? Что из них важнее? Я уверен, что важно и то, и другое. Подъезд к детскому саду или школе – это в первую очередь безопасность наших детей.
«Дорога в школу» – проект многолетний. Мы уже фактически выходим на финишную прямую: 98 подъездов к социально значимым учреждениям уже сделали, а в целом у нас их немногим более сотни. Конечно, все их приведем в порядок. С другой стороны, те подъезды, которые были сделаны первыми, уже нуждаются в поддерживающем ремонте. Это нормально. Главное, городские власти хорошо понимают, что нужно делать.
Но ремонтируются не только подъезды к школам и детским садам. На прошлой неделе я был в детском саду № 95, где полностью реконструировали участок этого дошкольного учреждения. Там обновили весь асфальт дорожного покрытия, сделали ливневую канализацию, освещение. Этот детсад раньше подтапливался грунтовыми водами. Доходило до того, что весной и осенью дети не могли гулять на участке около детсада. Кстати, когда выполнялся проект реконструкции этого участка, обращалось внимание и на то, как в случае чрезвычайной ситуации там будет маневрировать спецтранспорт. Так что теперь детям в этом садике будет удобно гулять на улице в любое время года. И безопасность их пребывания в садике даже в случае какого-то ЧП будет обеспечена.
Незаметная, но важная работа
– Работы сегодня идут и в самих школах и детских садах…
– Такие работы, возможно, не всегда заметны человеку со стороны. Абсолютное большинство городских детсадов сейчас закрыты, но жизнь там кипит. Нужно приводить в порядок группы. Опять же обратимся к примеру детского сада, в котором недавно я побывал. Там идет, по сути, капитальный ремонт пищеблока. Отремонтирована прачечная. В прошлые годы здесь уже были заменены все окна. А сейчас обновляются группы. То есть выполняется работа вроде незаметная, но очень важная. Так же, как и в школах Мурманска. Это главное, что нам нужно сделать летом.
– В Мурманске работает еще одна большая программа, по которой ведется строительство спортивных площадок на территории школ. Как я понимаю, они доступны и жителям ближайших домов?
– Конечно. Сейчас, во время каникул, на этих площадках очень много детей. Да и взрослые приходят тоже. И, что важно, у каждой такой площадки есть хозяин – школа.
Мы в течение последних лет обращали много внимания на то, какими должны быть детские и спортивные площадки на пришкольных территориях. Первое главное требование – травмобезопасность. Второе – надежность. Немалое значение имеет и оптимальная цена. Мы очень много внимания уделяли искусственному покрытию, которое укладывается на площадках. Родителей беспокоило, насколько оно безопасно. К настоящему времени 110 площадок – как у школ, так и в городских парках и скверах, – в городе уже сделаны.
С заботой об экологии
– Параллельно в Мурманске преображаются парки, скверы. Причем активное участие в этом принимают и крупные предприятия.
– Да. В этом плане очень серьезная работа у нас проводится с Мурманским торговым портом. Зимой мы подписали с этим предприятием соглашение, в котором оговорено очень многое, начиная с вопросов экологии и заканчивая реконструкцией городских территорий и подготовкой в школах будущих специалистов-портовиков. В восьмой гимназии у нас есть специализированный класс, над которым порт шефствует. И портовики очень довольны детьми, которые в этом классе учатся.
– Как вы уже отметили, порт немало средств сейчас вкладывает в экологию. На минувшей неделе в торговом порту запустили уникальный проект – первую в России систему пылеподавления на дороге.
– Ни в коей мере не хочу умалять объективные заслуги порта, но свою роль играет и позиция городских властей Мурманска. В течение многих лет мы следим за тем, что происходит в порту, за количеством пыли, которая там образуется вследствие перегрузки угля. И по-другому быть не может, потому что порт – очень эффективное производство на территории города, там много рабочих мест, с высокими зарплатами. Но это эффективное производство обязательно должно соответствовать современным экологическим требованиям. Понятно, что не все можно сделать в один день. Но у порта сегодня есть пятилетняя экологическая программа общей стоимостью в 3 миллиарда рублей. Это фактически половина годовых доходов города!
Так, в ближайшее время в порту должна появиться экологическая диспетчерская. Там будет концентрироваться информация, полученная от всех действующих в порту автоматических систем, например, того же пылеподавления, на основе чего в режиме онлайн будет анализироваться экологическая ситуация. То есть техника сама будет решать, какой из элементов должен работать в конкретный момент, чтобы минимизировать экологические риски.
Самое главное, что есть объективный результат. Например, только внедрение системы орошения позволило снизить пыльность на 49 процентов. Порт не собирается останавливаться на достигнутом. А мы за этим очень внимательно следим.
Подготовила Евгения ВОЛКОВА.
gorod@vmnews.ru
Фото из архива редакции.