Сегодня юбилей у известного мурманчанина Ювеналия Ивановича Мартынова. Ему исполняется 90 лет. Накануне юбилея журналист «Вечерки» побывал у ветерана в гостях.
Штрихи к автопортрету
Острый ум и ясная память Ювеналия Ивановича располагали к беседе, и мы проговорили больше часа. Это был не монолог, а диалог. Мы слушали друг друга и удивляли друг друга. Но сделать все услышанное очерком мне не удалось. Причина уважительная. Незадолго до юбилея Ювеналий Иванович написал открытое письмо своим правнукам. И мы в редакции решили, что вместо очерка по случаю юбилея мы опубликуем открытое письмо ветерана.
Но я не мог удержаться и хочу добавить несколько штрихов к автопортрету Ювеналия Мартынова.
Мурманск город небольшой. Многие друг друга знают. Если и не лично, то через общих знакомых. Ювеналий Иванович рассказал мне про своего друга из комитета ветеранов Павла Николаевича Лоснова и показал книжку его рассказов. А в ответ услышал, что у меня тоже есть такая книжка, да еще и с дарственной надписью автора, и что Павел Николаевич был моим учителем по начальной военной подготовке в школе. Ювеналий Иванович быстро понял, что я учился в первой школе, и спросил, не помню ли я учительницу по имени Тамара Николаевна. Я ответил, что Тамара Николаевна Карасева учила меня в школе истории и ее уроки мне очень нравились. В ответ хитрый прищур: «Это моя племянница».
Скажите мне, где в Мурманске в середине 50-х годов прошлого века могли познакомиться начинающий морской волк и молоденькая врачиха? На танцах? Могли бы, но Ювеналий Иванович и Идея Михайловна познакомились в читальном зале библиотеки. Честное слово. Он подошел к ней и робко предложил вместе пообедать. И они прожили душа в душу больше полувека. К сожалению, несколько лет назад Ювеналий Иванович овдовел.
А главные его достижения – это трое детей, пятеро внуков и шестеро правнуков. Редакция «Вечерки» от всей души поздравляет ветерана с юбилеем и желает ему здоровья и долгих лет. Ведь итоги, которые он подводит в своем открытом письме, неокончательные. Потому что, говоря о правнуках, он улыбается и говорит: «Правнуков пока шестеро». Делает ударение на слове «пока». Значит, будем жить, Ювеналий Иванович!
Андрей ПРИВАЛИХИН. privalihin@vmnews.ru
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
Посвящается правнукам как память обо мне. Дорогие мои, не судите строго о своем предке.
Рабочий человек
Мне девяносто. Пора подвести итоги: поставить на чаши весов все хорошие, добрые и плохие дела. Трудно предположить, что перевесит – доброе или плохое. Я считаю, что жизнь моя не прошла бесцельно, как сон пустой: много видел, учился, очень много трудился. Испытал много трудных и радостных дней. Тонул, дважды горел, испытал страх, нюхал порох. В меня стреляли, и я стрелял. Всегда понимал чужое горе, старался быть справедливым и хоть как-то помочь человеку.
Все началось в страшном 41-м. Один блокадник сказал:
– Наше детство не было пустым шатаньем,
мы почти с восьми сопливых лет
сами добывали пропитанье,
свой колючий, свой тягучий хлеб.
Так сложилось, что работать пошел спустя несколько дней после начала войны. Выполнял всякую черную работу, возил на кладбище из госпиталя умерших от ран бойцов и командиров, вместе с санитарами копал могилы и хоронил их. Приходилось возить из соседнего Вольского госпиталя умерших военнопленных. Особенно их было много зимой 42-го года, когда гитлеровцы рвались к Волге, к Сталинграду.
В 1943 году после шестимесячного курса ФЗО стал настоящим рабочим человеком – котельщиком. Мы клепали башни самоходных орудий на вольском заводе «Металлист». Нас звали «глухарями». Работа была очень тяжелая. У некоторых наших пацанов к концу рабочего дня из ушей шла кровь. Но нам выдавали по карточкам две хлебные рабочие пайки, и мы были этим очень довольны.
Боевое крещение
В армию я попал в 1945 году по комсомольскому призыву. Участвовал в боевых действиях. Но это был не фронт, а скорее боевые стычки с бродячими остатками гитлеровских армейских подразделений и остатками Украинской повстанческой армии, воевавшей на стороне Германии. Но главной целью нашего отдельного стрелкового батальона была ликвидация бандеровских националистических банд. Особенно их было много в Волынской и Закарпатской областях Западной Украины. Эта мразь ничем не отличалась от гитлеровских гестаповцев, а порой в своих кровавых делах превосходила их. Врываясь в населенные пункты, они сжигали дома, грабили и убивали ни в чем не повинных людей, будь это русские, евреи или инакомыслящие украинцы. Но в первую очередь зверски расправлялись с представителями советской власти.
Боевое крещение я получил недалеко от города Ковеля Волынской области. Однажды нашу роту подняли по боевой тревоге: в соседний поселок ворвались бандеровцы. Когда мы прибыли туда, то увидели такую страшную картину: недалеко полыхал дом, под окнами сельского совета повешен на дереве какой-то мужчина, в помещении совета валялись обезображенные тела людей. Глядя на эти зверства, мы тоже свирепели и стреляли в бандеровцев без предупреждения.
Были случаи, когда бандеровцы нападали на наши войсковые части. Где-то в начале 1947 года, когда наш батальон передислоцировался в Закарпатскую область, авиационная часть, расположенная в городе Мукачево, была атакована большой группой хорошо вооруженных людей, среди которых было много солдат вермахта и всякой другой сволочи. Когда мы туда прибыли, там шел жесточайший бой. Преимущество было на стороне бандитов, и трудно предположить, чем бы закончилась эта кровавая драма, если бы наш батальон не прибыл на помощь. Атака была отбита. С обеих сторон было много убитых и раненых. Таких случаев на пути нашего батальона было множество, и много наших мальчишек полегло на земле Прикарпатья.
Тревожное время
Дорогие мои, вы живете в тревожное время. Время, когда националисты-бандеровцы объединяются с неофашистами, становятся кровожаднее и изощреннее в своих преступлениях.
Сейчас по нашей планете бродит новый враг человечества – мировой терроризм. Волна злобы и ненависти способна уничтожить все прекрасное на Земле, всю цивилизацию. Нет ни дня, ни ночи, когда бы в мире не совершались террористические акты, когда гибнут десятки, сотни людей – взрослых, стариков и детей. Для исполнения своих преступных замыслов террористы вовлекают молодежь разных стран и народов.
Эта расползающаяся гидра всеми правдами и неправдами проникает в души людей, калечит их психику, делая из них предателей Родины и смертников. Рано или поздно это явление будет уничтожено.
А сейчас вы должны быть бдительными и внимательными к действиям незнакомых подозрительных людей. Берегите свои честь и достоинство!
Один мудрый человек, Омар Хайям, сказал:
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один,
чем вместе с кем попало.
Постарайтесь запомнить это наставление.
Навсегда привязался к Мурманску
Прослужив за пределами Родины 5 лет, я волей судьбы оказался в городе Мурманске. Это было в декабре 1951 года. Здесь я получил путевку в жизнь, крепко и навсегда привязался к Мурманску, морю и промысловому флоту. Горжусь тем, что я мурманчанин, моряк и рыбак, – я любил море, стихию и свою работу.
Но все по порядку... В заснеженный Мурманск я прибыл 14 декабря 1951 года в солдатской шинели с пустым вещмешком и солдатской алюминиевой кружкой.
На следующий день пошел устраиваться на работу в запорно-промысловую контору (организация прибрежного лова). В кадрах девушка-инспектор задала вопрос:
– Что вы умеете делать?
– Стрелять из всех видов стрелкового оружия, – ответил я.
– А нам нужны матросы!
– Но я солдат, освою и морскую премудрость.
Посмотрев на мой не очень бравый вид, она дала направление на РС-575, сказав, что предварительно я должен встать на воинский учет и пройти инструктаж по технике безопасности.
Итак, я получил и кров, и работу, и хлеб – это счастье. Но счастье было очень коротким. В первом же рейсе при шторме мы намотали сети на винт. Беспомощное неуправляемое судно стало дрейфовать к скалистому норвежскому берегу. Получив несколько больших пробоин, оно затонуло. Погиб почти весь экипаж, и я остался «на биче» (бич – безработный моряк).
Мне удалось окончить учебно-курсовой комбинат, где я получил специальность младшего механика 3-го разряда паросиловых установок и свидетельство о семилетнем образовании. Звезда рыбака снова стала сиять мне. Я опять пошел в море, но не на рыболовном судне, а на трофейном спасательном буксире «Пурга».
30 тысяч морских миль
В 50-х годах в Мурманске была создана заочная школа моряков, где героические женщины-учителя независимо от времени года и погоды выходили в океан на плавбазах, учили и давали консультации своим ученикам-морякам. А мы, морские школьники, грызли гранит науки и становились грамотными. Так, я успел окончить эту школу и получить аттестат зрелости. А в 1961 году я окончил Мурманское высшее инженерно-морское училище и получил диплом инженера-механика и воинское звание лейтенанта.
Как я уже говорил, свою трудовую деятельность я связал с морем и рыбопромысловым флотом. Кроме того, что я участник боевых действий и ветеран войны, я ветеран Мурманского тралового флота, мой плавательный стаж исчисляется цифрой «30» и тысячами миль морских дорог – от морей Баффина и Лабрадор в Северо-Западной Атлантике до острова Южная Георгия в Юго-Западной Атлантике. Я знаком не только с тяжелым и опасным трудом рыбаков, но и познал морскую стихию – тайфун, цунами, знаю, что такое обледенение корабля в Северном море и тропический дождь на юге. Я видел звездное небо от созвездия Южный Крест до Полярной звезды.
С достижением пенсионного возраста занимался подготовкой морских специалистов: занимал должность декана в Мурманском мореходном училище, заведовал лабораторией на кафедре судовых энергетических установок в МВИМУ.
До сих пор занимаюсь общественной работой: я председатель совета ветеранов войны Белорусских фронтов в МГОО ветеранов войны и военной службы. Посещаю учебные заведения, занимаюсь военно-патриотическим воспитанием молодежи.
Звезда моряка
Николай Угодник и звезда моряка всегда покровительствовали мне. Родина наградила меня медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими. На моем счету 34 рационализаторских предложения с большим экономическим эффектом. В 1968 году был участником Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), был членом Научно-технического общества (НТО). В моей трудовой книжке 76 поощрений.
Моя общественная работа в основном связана с воспитанием молодого поколения. За эту работу я награжден многими почетными грамотами. Но самой душевной и памятной наградой для меня был диплом, полученный после морского крещения на экваторе в Атлантическом океане, в котором написано:
«Податель диплома – лихой мореход
отважно отправился в дальний поход.
Прошел он сквозь шторм
и тропический зной.
Сегодня пришел к широте нулевой.
И черти согласно законам морским
в купели обряд совершили над ним.
Дозволено плавать в любые моря –
такое решенье морского царя.
В морской канцелярии выдан диплом,
заверенный лично самим Нептуном.
7 июня 1968 г., борт ПР «Гольфстрим».
Ювеналий Иванович МАРТЫНОВ.
Мурманск, июль 2018 года.