Несмотря на недавний столетний юбилей, Мурманск – город молодой, деревянной архитектурой не богат. Наверное, поэтому резные наличники да палисады, характерные для населенных пунктов средней полосы России, у нас отсутствуют. Плотницкая культура, когда мастер мог одним топором и избу срубить, и церковь, и узорную прялку для жены, осталась где-то далеко – и географически, и исторически. Но мурманчан нет-нет да и тянет к работе по дереву. Потому и попадаются порой то деревянные и немного нелепые скульптуры в городских дворах, то смешные фигурки из коряг в выставочных залах. Просыпается в горожанах нормальная мужицкая страсть к простой и одновременно затейливой работе – резьбе по дереву.
Деревяшка превращается…
Сережу Антропова с детства тянуло к деревянному зодчеству. Лето он проводил в деревне, ходил по улицам с деревянными домами и, сам того не осознавая, впитывал русскую культуру. И только когда стал постарше, начал обращать внимание на красоту резных наличников домов и изысканность некоторых узоров.
– Лет в 8–9 я начал пробовать вырезать из дерева ножички. Позже, когда в отпуск в деревню приезжал мамин брат, столяр по образованию, я впервые увидел чудеса превращения обычной деревяшки в какой-то предмет – дядя постоянно что-то мастерил, – вспоминает Сергей. – Да и дома мне потихоньку прививали любовь делать что-то своими руками. Отец клеил модели самолетов, вертолетов. Помню, он купит набор пластиковых солдатиков, и мы сидим с ним вечерами, он показывает все, объясняет: по-быстрому тут результат не получить, нужно сначала все необходимые детали склеить, потом подшлифовать, подобрать краски, чтобы все вышло в итоге не тяп-ляп, а красиво.
Отец научил своих сыновей упорству и аккуратности в делах. А любовь к работе с деревом к Сергею пришла уже в училище, когда он получал профессию столяра. Тогда в курс обучения входила резьба по дереву. Студентам давали азы геометрической резьбы.
– Нам показали буквально несколько движений, – вспоминает мой собеседник, – и когда мы делали первые узоры, у меня сложилось ощущение, будто сделаешь всего несколько движений, и у тебя уже узор начинает получаться. А если посидеть над деревяшкой еще подольше, то и рисунок какой-то выходит. Оттуда, собственно, все и пошло.
Объемные картины
Резьбой по дереву Сергей занимается уже более десяти лет. Как-то в самом начале пути, когда искал информацию в Интернете об инструментах, необходимых для ремесла, наткнулся на статью, в которой рассказывалось, как мастера с помощью одного-единственного ножа вырезали ложки.
– Я подумал: а чем я хуже? Стал пробовать, – говорит резчик. – Нашел в Сети рисунок с двумя голубями, выполненный по абрамцево-кудринской технике и попытался его повторить. Конечно, до совершенства мне было далеко, но я понял, что сам процесс не так сложен и этому можно научиться. Потом начал изучать стиль «татьянка». Изделия, выполненные в этих двух направлениях, и принесли мне победу на выставке молодых художников «Точка росы», которая состоялась минувшей весной в Мурманске. Я вырезал пасхальное яйцо, рамку для фотографии и ложку – работы, на мой взгляд, простейшие до невозможности, но на судей они произвели впечатление. Это участие в конкурсе получилось спонтанным, к следующему творческому состязанию подготовлюсь более основательно.
Сергей работает в мастерской по изготовлению корпусной мебели, а творчеством занимается дома в свободное время. Делает шкатулки, рамки для зеркал, ложки, декоративные разделочные доски.
– Я сделал две работы с изображением Архангела Михаила, – рассказывает мастер, – но это не иконы. В процессе резьбы я никаких канонов не соблюдал, просто старался добиться схожести с картинкой, которая у меня была. Одну работу подарил знакомым, вторая стоит у мамы дома. А сейчас я пробую резать объемную скульптуру.
В будущем хочу сделать панно в высоком рельефе, когда сам рисунок поднимается над фоном. Глядя на такую работу, ощущаешь, что рисунок как будто отдельно сделан и приклеен сверху на доску. Получается своеобразная 3D-картина. Я видел замечательные работы Виктора Дубовика, Николая Пирязева – понимаю, к чему нужно стремиться. Но для начала нужно найти какую-то идею, понять, что я хочу изобразить, детально все проработать. Может, это будет природный мотив. Например, панно, на котором вырежу насекомых в их реальных размерах. Только представьте, какие тоненькие у них лапки, усики – и все это множество сложных малюсеньких деталей нужно воспроизвести.
Брусок под ногами
Резьба по дереву открывает невероятные возможности человеческих рук, и заниматься этим видом искусства может попробовать каждый.
– Что посоветую начинающему? – переспрашивает меня Сергей Антропов. – Пробовать и не бояться ошибаться. Потому что поначалу будет получаться недостаточно чисто, недостаточно гладко, недостаточно быстро. Вот эти «недостаточно» где-то в пятидесяти из ста случаев заставляют людей бросать начатое. Поэтому мой совет – запаситесь упорством и продолжайте дальше. Для старта можно иметь дома лишь пару ножей да стамесок, а заготовку проще всего купить в магазине. Если войдете во вкус, поймете, что порой и под ногами можно найти подходящий для резьбы брусок или разобрать поддон, который используют в грузовых перевозках, – там встречается очень мягкая и приятная в работе осина. Конечно же, с подбором материала гораздо проще где-то в средней полосе, потому что у нас даже липа не растет, но я патриот своего города и не планирую отсюда никуда уезжать. Буду выкручиваться как смогу. Вот недавно нашел одну организацию в Мурманске, которая продает пологи – те, на которых люди парятся в бане. Они встречаются из липы и осины. Куплю, попробую что-то сделать из такой доски. В декабре в Никеле состоится конкурс плотницкого искусства. Пора начинать готовиться.
Александра ИВОЛГИНА.
Фото из архива Сергея АНТРОПОВА и из открытых Интернет-источников.
Резьба против нечисти
На всех континентах, где обитали люди, существовала резьба по дереву. В Африке это были статуэтки и резные деревянные маски, в Америке, у индейцев, это искусство воплощалось в тотемах для различных ритуалов. Австралийские аборигены украшали бытовые предметы резными фигурками людей и животных, а китайцы и японцы украшали резными элементами свои жилища.
Древние славяне были знатными мастерами художественной резьбы, ведь еще в одиннадцатом веке они декорировали резными элементами двери, окна, крыши своих домов. Они полагали, что такие украшения отпугнут от жилища всякую нечисть. Многие историки считают, что украшать дома резьбой славяне начали еще во времена язычества, задолго до крещения Руси. Это подтверждают найденные старинные резные элементы с изображениями языческих богов, фантастических животных.
Славянские резчики по дереву достигли вершин мастерства в своем искусстве, ведь они украшали не только фасады, но и мебель, детские игрушки, посуду, прялки, прочие бытовые предметы.
Но наиболее ярко свои умения они проявили в особом виде искусства – славянской резной иконе. Этот вид резьбы появился сразу же после крещения. Во времена средневековья были приглашены искусные европейские резчики, и уже в шестнадцатом веке на Руси появились новые виды резьбы, новые инструменты. Великолепные резные картины, поражающие тонкостью исполнения, можно было наблюдать в храмах.
Пройдя сквозь века, искусство художественной резьбы по дереву сегодня переживает второе рождение. Современные мастера воскрешают уникальное старинное ремесло, привносят в него свежие идеи, новые элементы, возрождают интерес обывателей к этому искусству.