Прошлая и начало нынешней недели ознаменовались бурным обсуждением судьбы безымянной стелы на улице Буркова. Все началось с того, что 31 мая в Интернете появилось видео, на котором рабочие краном пытаются оторвать стелу от земли. Но современной технике оказалось не по зубам многотонное творение столетней давности. Стела словно пустила корни и не хотела покидать ту точку Мурманска, на которой простояла почти век.
Еще в 2016 году администрация Мурманска начала поиски владельца стелы. Такового не нашлось, и в 2017 году монумент передали на баланс муниципального учреждения «Мурманские городские парки и скверы». Его специалисты попытались осуществить демонтаж стелы. Зачем? Чтобы отреставрировать ее, вернув по возможности первоначальный вид. Но именно это и послужило поводом для горячей дискуссии (доходившей иногда до истерики и абсурдных обвинений) о судьбе «памятника», о котором в предыдущие десятилетия практически никто не вспоминал. Обсуждать все сказанное с участниками спора я не берусь. Лучше расскажу, что знаю о самой виновнице переполоха.
Вместо автобиографии
Собственно, об этой стеле мало что известно. Никто не знает точной даты ее появления. Но она точно имеет отношение к первым годам истории Мурманска. Сотрудник Государственного архива Мурманской области (ГАМО) Дмитрий Ермолаев нашел фотографии 1932 года, на которых запечатлена данная конструкция. Более ранних снимков или других изображений, как и упоминаний в мемуарной литературе или официальных документах, об этом памятнике мы не имеем. Это не значит, что их нет вовсе. Скорее всего, просто пока не нашли. В ГАМО хранится более трех тысяч дел только за период 1916–1919 годов, десятки тысяч листов. А количество дел за 20-е годы прошлого века от года к году растет в геометрической прогрессии. Где, в какой из папок может находиться нужная информация, зачастую не знают даже сотрудники архива.
Британский памятник?
Не представляем мы и назначения этого сооружения. Есть две версии. Первая: это памятник, воздвигнутый англичанами, находившимися в Мурманске в 1918–1919 годах. Вторая – более прозаичная: наша стела – просто геодезический знак, установленный первыми строителями Мурманска. Прямых доказательств нет ни у одной из версий, а косвенных больше у первой.
Начнем с того, что сама стела стоит не месте бывшего английского кладбища, которое находилось здесь до 30-х годов прошлого века. Затем захоронения перенесли на Планерное поле в район улицы Рогозерской, где оно существует и поныне. А почему стелу не увезли тогда? Да слишком тяжелая она для человеческих и лошадиных сил. Ну и не мешала никому. Кроме того, на фотографии, найденной Дмитрием Ермолаевым, имеется надпись о том, что это памятник англичанам. Сходные по стилистике объекты с устремленным ввысь каменным четырехгранным штыком имеются и на других британских кладбищах. А в севастопольском некрополе времен Крымской войны вообще стоит брат-близнец. Немного повыше только. Кстати, на сайте Имперского военного музея (Великобритания) выложены фотографии того старого мурманского кладбища, датированные 1919 годом. Стела в кадр не попала, но это не значит, что ее не было. Фотограф вполне мог стоять на ее ступенях.
Маловато, конечно, данных, чтобы утверждать, что стела на улице Буркова – первый памятник в истории Мурманска. Но у сторонников геодезической версии и вовсе нет серьезного обоснования. Лишь Валерий Немкин на своей Интернет-странице «Заметки мурманчанина» предложил версию, объединяющую обе. Это действительно памятник, пишет краевед, который англичане в готовом виде привезли сюда, но выполняет он функции триангуляционного знака. И поставили его не британцы, а уже наши после ухода интервентов. Зачем была такая замена? Просто поставили то, что было под рукой. Но никаких доказательств своей версии Валерий Васильевич не приводит.
Могила адмирала
Еще есть красивая история о том, что под стелой находится могила адмирала Кетлинского. Напомним, что глава Главномура и фактически первый мэр Мурманска адмирал Казимир Кетлинский был убит 28 января 1918 года. Убийцу так и не нашли, а адмирала похоронили рядом с его штабом, который был еще и его домом. Но скоро об этом месте забыли. А вспомнили лишь в 1934 году, когда шло строительство Дома междурейсового отдыха моряков. Мурманские историки А. А. Киселев и П. В. Федоров в своих работах ссылаются на воспоминания прораба Ошеровича: «B большом деревянном ящике стоял еще один, цинковый. Это был гроб, сверху которого была хорошо прилаженная стеклянная крышка. Там лежал высокий мужчина в военно-морском мундире, в лакированных ботинках. То ли цинковый гроб, упрятанный в большой вместительный сруб, то ли песчаный грунт и вечная мерзлота помогли, но покойник выглядел вполне прилично. И светлая бородка была видна, и иконка Богоматери Ченстоховской, и католическая молитва на бумажке хорошо сохранилась... Сотрудники НКВД приказали убрать всех рабочих и помалкивать о случившемся. Потом приехал «черный ворон» и увез тело адмирала Кетлинского. Где его вновь похоронили, я не знаю».
Полностью разбирать эту гипотезу я не буду, замечу лишь, что в 1934 году Мурманск вплотную подобрался к сопке, где нынче высится стела. И перезахоранивать там тело адмирала, в сотне метров от жилых домов, вряд ли имело бы смысл.
Уметь хранить
Рискну высказать личное мнение. Мне кажется, не имеет никакого значения изначальное назначение стелы. Хоть памятник, хоть знак, она в любом качестве – свидетель первых лет истории Мурманска и поэтому должна быть сохранена. Ведь у нас всего два таких объекта – дом на улице Траловой, тоже, кстати построенный британцами, и вот эта стела. Вся остальная материальная история города первого десятилетия его существования уничтожена. Конечно, стеле требуется реставрация. Где монумент поставят после его обновления – на перенесенном в район улицы Рогозерской английском кладбище или вернут на улицу Буркова, – вопрос обсуждаемый.
Но, возможно, следует не ограничиваться лишь реставрацией, а сделать анализ материала, из которого выполнена стела. Это даст ответы на многие вопросы. Прежде всего о ее происхождении – британской ли закваски бетон или это местные материалы (есть версия, что стелу отлили прямо на месте, а не поставили уже в готовом виде). Вероятно, стоило бы провести и археологическое исследование территории. Вполне может быть, что коллекция Мурманского краеведческого музея пополнилась бы интересными и редкими находками. Могил на бывшем кладбище на нынешней улице Буркова уже нет, поэтому прах умерших никак потревожен не будет. Ну если только вдруг там на самом деле не найдут могилу адмирала Кетлинского…
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Фото автора и из открытых
Интернет-источников.
Для почтения памяти умершего близкого человека принято устанавливать памятники. Заказать надгробный памятник, или могильную плиту можно здесь. Высокое качество по приемлемой цене. Реклама