В конце мая 1938 года Мурманск стал областным центром. На 1 января 1937 года здесь жили 101 тысяча человек, а к концу 1938 года ожидалось увеличение до 120 тысяч. Половину всех трудившихся мурманчан тогда составляли работники Наркомпищепрома. Ничего удивительного, в те времена к пищевикам относилась, например, вся рыбная отрасль. Даже проект Кольского пивзавода – и тот составлялся специалистами наркомата. А вот на втором месте – 17 процентов – оказались работники учреждений и организаций, подведомственных Мурманскому горсовету. Посмотрим, как они работали.
Жизнь без колес
Изменение статуса, казалось бы, должно было изменить лицо Мурманска в лучшую сторону. И действительно, работы по благоустройству велись, но вот финансировались они явно недостаточно. Принцип «Сначала задачи государственные, а затем все остальные» по-прежнему определял всю работу городских властей. Например, в 1938 году грузовой автопарк коммунального хозяйства Мурманска состоял из девяти машин, включая специализированные – поливочные и ассенизационные. Спрашивается, как можно с помощью такого количества техники навести чистоту в 120-тысячном городе? Понятное дело, что ничего не получится. А как же собирались превращать Мурманск в столицу Заполярья? А так: в 1939 году планировалось иметь уже 11 машин, а к концу 1942 года (окончанию третьей пятилетки) – 25 грузовиков. Да, но к этому времени население Мурманска уже увеличилось бы до 150 тысяч, а часть машин наверняка вышла бы из строя. И город по-прежнему утопал бы в грязи.
А как обстояли дела с общественным транспортом? Тут тоже имеем цифры, поражающие воображение. В 1938 году мурманский таксопарк состоял из одной машины. Но к 1942 году планировалось его двадцатикратное увеличение. Немного лучше ситуация с автобусами. В 1939 году в Мурманске работали три маршрута: один – от Больничного городка до улицы Карла Либкнехта, второй - от нее же до кинотеатра «Северное сияние», а третий маршрут, стартовав от бани № 1 (пересечение нынешних улиц Комсомольская и Шмидта), пролегал по улицам Воровского, Софьи Перовской, Карла Маркса, Микояна (теперь улица Полярные Зори) и заканчивался на ныне не существующей Красной улице. Всего в городе было 8 автобусов. Образованный в 1938 году Ленинский район никакой связи с центром не имел. Добраться туда можно было или на поезде, или катером. К 1942 году Мурманск планировал иметь уже 30 автобусов. Вряд ли бы это количество заметно улучшило ситуацию с пассажирскими перевозками. Хотя Мурманск довоенный был сравнительно невелик. Он располагался между современными улицами Карла Либкнехта и Полярной Дивизии с севера на юг и от Кольского залива до улицы Микояна с запада на восток. Народ привык ходить пешком. Часто это было быстрее, чем ждать автобус.
Одна лошадиная сила
Нехватка автотранспорта во многом стала причиной вопиющей ситуации, сложившейся в городе с водопроводом и канализацией. Начальник строительства водопровода и канализации А. К. Павловский в своей докладной записке в Мурманский обком ВКП(б) пишет, что на строительство канализации была выделена лишь одна лошадь с подводой, и ту иногда не давали. Часто рабочим приходилось все стройматериалы доставлять к месту работ на своих плечах. К водопроводу, правда, власть относилась более трепетно и выделяла транспорт по мере необходимости.
Нехваткой транспорта объясняется, скорее всего, и невозможность доставки в срок уже оплаченных материалов на стройплощадку. Нитку водопровода тянули из Большого Питьевого озера и уже тогда, в конце 30-х, понимали, что задачу снабжения водой большого города этот водоем не решит. Водопровод был временной мерой, позволявшей в связи с близостью озера к городу снизить остроту проблемы его водоснабжения.
Зимние красоты и первый асфальт
Внешний облик Мурманска тоже оставлял желать лучшего. Город представлял из себя нагромождение домов, поставленных посреди лесотундры, превращенной человеком в лунный пейзаж. О каком-то облагораживании придомовых территорий и речи тогда не шло. Лишь зимой, когда снег покрывал землю, Мурманск обретал красивый и местами торжественный вид. Именно к зимнему времени года относятся все восторженные отзывы о нашем городе конца 30-х годов.
Только в 1939 году приступили к асфальтированию улиц. Первой такой чести удостоилась Ленинградская. В довоенном Мурманске это была главная улица города. Здесь располагались облисполком, гостиница «Арктика», Дом Связи (нынешний почтамт). В деревянных домах по обе стороны от гостиницы «Арктика» размещались управление военного порта и жили семьи командиров Северной флотилии. В 1939 году приступили к постройке кинотеатра «Родина». Оживленной улицу делала еще и близость ее к вокзалу, стадиону, который находился примерно в районе нынешней верхней площадки автовокзала. В общем, это был центр городской жизни, так что выбора у дорожников, где укладывать первый асфальт, практически не было. Даже магия имени проспекта Сталина никак ни повлияла на приоритет Ленинградской.
Катастрофически мало зелени
А еще на улице Ленинградской был сквер. Единственный на стотысячный город. В начале 30-х годов вокруг памятника Жертвам интервенции разбили газоны и начали высаживать деревья. И по большому счету эти деревья тоже были единственными во всем Мурманске. Не считая тех, что чудом уцелели на строительных площадках.
5 сентября 1940 года на заседании Мурманского областного исполнительного комитета слушали доклад, посвященный озеленению областного центра. «Единственным объектом озеленения за последние два года является сквер у кинотеатра «Северное сияние», – записано в протоколе заседания. – Состояние охраны зеленых насаждений совершенно неудовлетворительно, в результате чего большая часть посадок, выполненных в прошлые годы, погибла и продолжает разрушаться, с одной стороны – уличными хулиганами, с другой стороны – до сего времени имеющимся в городе Мурманске бродячим мелким скотом (козы, свиньи)».
Причина такой бедности на зелень банальна: на весь 1940 год тресту благоустройства было выделено всего 50 тысяч рублей, из которых 40 тысяч пошло на сквер у «Северного сияния». Трест финансировался по остаточному принципу, и способные руководители туда не шли. А те, которые приходили, не хотели или не могли даже составить план работ. Озеленением занималась не только городская власть. Многие ведомства, например, областная больница, трест «Мурманрыба» тоже пытались создать уютную обстановку на своей территории, но их работа также не была признана удовлетворительной.
В общем, чтобы областной центр не походил на деревянно-каменные джунгли, облисполком из своих средств выделил 60 тысяч рублей на создание питомника зеленых материалов площадью три гектара, горисполкому рекомендовал более планомерно подходить к работе по озеленению Мурманска, взять консультации специалистов ботанического сада Кольской базы Академии наук, а также привлечь финансы городских предприятий. В 1941 году хотели озеленить территории школ, детских садов, Дома Совета, Дома междурейсового отдыха моряков и ряда других.
Овражные страсти
Не добавила позитива облику Мурманска и начавшаяся осенью 1939 года советско-финляндская война. В городе были расквартированы многие воинские части, командиры которых часто потребительски относились к приютившему их населенному пункту. Например, только что построенный клуб моряков был отдан в распоряжении 9-му отдельному батальону связи. Военные, недолго думая, сделали две уличные уборные по бокам здания, а в овраге, который нынче занимает стадион профсоюзов, устроили свалку отходов. Все бы ничего, хотя это и не совсем красиво, но по другую сторону оврага находилось городское овощехранилище. К его дверям и устремились фекальные воды из армейской уборной. «Аромата» добавлял гниющий на дне оврага мусор. Потребовалось прямое указание первого секретаря Мурманского обкома партии Максима Старостина, чей кабинет находился метрах в двухстах от этого места, чтобы командир батальона отдал приказ о переносе уборных. Кстати, похожая ситуация случилась и в Коле. Там некая воинская часть вселилась на территорию строящегося пивзавода. После их ухода строителям полностью пришлось восстанавливать объект.
Добровольное свинство
Ну и как же в таком городе жили люди? Максим Старостин, как только принял в январе 1939 года областные дела, оценил ситуацию и стал бомбардировать Москву докладными записками. В одной их них 1-й секретарь прямо написал, что пребывающие в город люди считают себя временными жильцами и надолго оставаться здесь не собираются. Главными причинами были трудности как бытовые, так и природные. Поэтому по истечении двух лет работы на Севере человек не считал себя более обязанным здесь находиться. Даже более высокие зарплаты не компенсировали неудобств пребывания в Заполярье.
Вот оно в чем дело! Большая часть жителей довоенного Мурманска были временщиками, которым важно было отработать договор с государством и уехать обратно. Отсюда полное пренебрежение к природе края, самому городу, своим бытовым условиям. Заинтересованности в улучшении своей жизни просто не было. Пару лет можно пожить и по-свински, подзаработать, свалить и забыть об этом кошмаре.
К сожалению, такой психологии придерживались не только простые работяги, но и многие руководители. Зачем горбатиться, если через два года меня здесь не будет? Отсюда вялотекущее строительство, выделенные, но не освоенные средства и много что еще с приставкой «недо».
«Для того чтобы, осваивая Заполярье, закреплять кадры постоянных работников, не стремящихся к отъезду, необходимо в Мурманской области создавать не только минимальные жилищно-бытовые условия, а наоборот, ставить работающих на Севере в более благоприятные условия, этим сглаживать тяжелые условия Заполярья, – делал вывод Максим Старостин. – Думаю, что это с государственной точки зрения будет дешевле и целесообразней, чем расходы по громадной текучести рабочей силы и специалистов».
Но решить эту задачу Старостин не смог. Две войны – финская и Отечественная – надолго затормозили развитие Мурманска и Мурманской области.
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области, Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
Фото из открытых Интернет-источников.