Воспитатель Елизавета Бебнева за Мурманск как никогда спокойна. Говорит, уж кто-кто, а она-то в людях умеет разбираться! Тем более в своих воспитанниках. Клянется, что ей за педагогическую карьеру повезло небывало: она успела поработать воспитателем в ревдинском детском саду, который посещал Андрей Сысоев, будущий глава администрации Мурманска. А затем – и в мурманском детском саду рыбокомбината, известного тем, что туда ходила будущий губернатор Марина Ковтун.
Хрупкая девочка
Педагог говорит, что сейчас частенько вспоминает свою воспитанницу, особенно когда смотрит телесюжеты про визит губернатора в детские учреждения. «Смотрю, как она с ребятишками ласково общается, и вспоминаю ее саму маленькую в детском саду Больничного городка, – с улыбкой вспоминает воспитатель. – Помню, что она девочкой была хорошей, общительной, фамилия у нее тогда была Козлова. Летом мы вывозили своих ребятишек на дачу в Черниговскую область и в другие теплые регионы. Специально для родителей делали снимки, некоторые из них, в том числе и Мариночки Козловой, остались у меня в альбоме. Нет-нет да посмотрю на снимок, и самой не верится, что из этой маленькой хрупкой девочки выросла руководитель сурового заполярного края!».
Пальто с лисьим воротником
На своих воспитанников теперь Елизавета Николаевна смотрит все больше по телевизору, небывало ими гордится! Рассказывает, что на работу в единственный тогда в Ревде детсад попала сразу после распределения из Мурманского педагогического училища в 1956 году. А вскоре там построили еще один. Оба детских сада назывались двухкомплектными, то есть группы там были смешанные, состояли из ребятишек от 3 до 7 лет. Участок для прогулок по нынешним-то временам назвали бы бесхитростно: грибок с песочницей да подобие гимнастического бревна. А тогда и педагогам, и маленьким северянам прогулочная территория казалась верхом благоустройства!
Воспитательница будущего главы городской администрации уверяет, что он с самого раннего детства умел прекрасно говорить и петь песни. «Такой чудесный воспитанный смышленый ребенок не мог не запомниться, – делится впечатлениями Елизавета Николаевна. – Еще в детском саду было видно, что у него ярко выражены качества лидера, что он умеет добиваться своего и повести за собой».
А сам Андрей Сысоев про детский сад в основном вспоминает трогательные истории. Например, о том, как в пять лет на новогоднем утреннике был очарован костюмом лисы у девочки из соседней группы. В группе будущего главы администрации Мурманска утренник планировался позже, и он тоже решил стать лисой. Но где взять такой классный костюм? План созрел почти мгновенно. «Мой папа был дальнобойщиком – возил в Ревду из Оленегорска и Мурманска грузы, дорога, в частности, шла и мимо лесополосы. И я решил попросить его привезти лису, – вспоминает Андрей Иванович. – Папа, правда, на работу уходил, когда я еще спал – в 5 утра. А приходил, когда я уже спал. Помню, я встал ни свет ни заря, чтобы застать его дома, рассказать, какой красивый новогодний костюм получился бы из лисы. А поздно вечером, когда мне давно уже было положено спать, дождался папу с работы. Он привез лису! Костюм, правда, мы сделать не успели, и мне пришлось быть на новогоднем утреннике зайцем. А вскоре у моей мамы появилось пальто с лисьим воротником. Я смотрел на него и думал, что костюм получился бы намного лучше!».
Жилой квартал Андрея Малахова
Елизавета Бебнева любит повторять, что мир тесен. Да и как ей не поверишь? В 1976 году она, уже будучи заведующей мурманским детским садом № 100 «Теремок», была откомандирована в Апатиты и Кировск с инспекцией методики сюжетно-ролевых игр, которые тогда были популярны в заполярных дошкольных учреждениях. В одном из апатитских детских садов ей запомнился мальчик, который лихо руководил стройкой жилого квартала из ярко раскрашенных фанерных кубиков. После того как квартал был возведен, талантливый «прораб» подошел к проверяющей с вопросом: «Ну как, мы хорошие дома построили?». Елизавета Николаевна похвалила ребятишек, а у общительного «прораба» поинтересовалась: «Как тебя зовут, мальчик?». «Андрей Малахов», – ответил тот.
– Помню, как через много лет я увидела Андрея ведущим телепрограммы «Большая стирка» и, признаюсь, поначалу сомневалась: он – не он? – рассказывает Елизавета Бебнева. – Андрей Малахов мне запомнился еще в таком нежном возрасте умением общаться с людьми, воспитанностью, стремлением все довести до конца – ведь жилой квартал под его руководством был построен безупречно! И, будучи в Апатитах в санатории «Изовелла», нашла возможность поинтересоваться у мамы Андрея Людмилы Малаховой, известного в городе воспитателя, не ошибаюсь ли в своих предположениях. Оказалось, что нет. Также я узнала, что школу Андрей окончил с серебряной медалью, получил и музыкальное образование по классу скрипки. Окончил с красным дипломом журфак МГУ, а после начал покорять телевидение. Выходит, что проявленные в нежном возрасте способности в строительстве домов из кубиков ему не пригодились.
Единственный секрет
Сейчас Елизавета Бебнева нет-нет да и вспомнит, как учила своих воспитанников порядковому и количественному счету. Говорит, это ее конек был. Дети учились считать без запинки. А еще все вместе мастерили из папиросной бумаги цветы и снежинки, из еловых шишек – человечков, разучивали стихи и песни о суровом северном крае – Заполярье, разыгрывали театральные представления, которые всегда были похожи на добрую сказку. «Мои воспитанники выросли самодостаточными, умными и талантливыми», – не сомневается Елизавета Николаевна.
А секрет, признается, у нее был один-единственный – как бы дети ни шалили, никого не наказывать.
все вместе мастерили из папиросной бумаги цветы и снежинки, из еловых шишек – человечков, разучивали стихи и песни о суровом северном крае – Заполярье, разыгрывали театральные представления, которые всегда были похожи на добрую сказку.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и из архива Елизаветы БЕБНЕВОЙ.