Не успело на Север прийти весеннее тепло, как у нас начался печальный «летный сезон». За последние полтора месяца уже четверо детей выпали из окон. Одна годовая малышка погибла, других докторам удалось спасти. И, к сожалению, «оконные» ЧП – это лишь часть огромного количества несчастных случаев, которые происходят с малышами и школьниками. О том, какие травмы получают наши дети в течение долгожданного лета, рассказал заведующий травматолого-ортопедическим отделением ГОБУЗ «Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», врач– травматолог-ортопед высшей квалификационной категории, главный внештатный специалист, детский травматолог-ортопед Мурманской области, заслуженный врач Российской Федерации Геннадий Лаврушин.
Опасное проветривание
– Честно говоря, я уж и не знаю, как убедить родителей внимательнее и ответственнее относиться к своим детям. Не раз с экранов телевизоров, на радио, со страниц газет руководство нашей больницы, я, мои коллеги рассказывали о том, как уберечь ребятишек от травм. И все равно маленьких пациентов у нас меньше не становится, – не скрывая негодования, говорит Геннадий Владимирович. – Ежегодно через детский травмпункт проходит около 10 тысяч детей. Примерно 800–1000 из них нуждаются в сложном и длительном лечении после несчастных случаев. Вот сейчас у нас лежат трое ребят, которые выпали из окон. Одному из них нет и полутора лет! У мальчика множественные переломы, сотрясение головного мозга, ушибы печени, почек, селезенки. Как можно было оставить без присмотра такого малыша, не позаботившись об ограничении доступа к окну?
Мурманским врачам каждый год приходится лечить ребят с кататравмами – именно так называются повреждения, возникшие после падения с высоты. По статистике Всемирной организации здравоохранения, в 20 процентах случаев от кататравм страдают малыши в возрасте до 5 лет.
– Безусловно, с самого раннего возраста нужно объяснять детям, что подоконник – не место для игр. Но полагаться исключительно на сознательность и послушание дошколят не стоит. Их любопытство требует постоянного родительского контроля, – продолжает Геннадий Лаврушин. – Если в семье есть маленькие дети, надо убрать мебель от окна, по которой они могут взобраться на подоконник, установить ограничительные решетки, на металлопластиковых окнах стоит заменить обычные ручки на те, в которые встроены личинки замков. Они могут фиксировать поворотно-откидные створки и в закрытом положении, и в режиме проветривания. И, конечно, все должны помнить, что москитная сетка – это не ограждение. Ее порой может сорвать даже порыв сильного ветра. Что говорить о ребенке, который решит опереться на эту хлипкую конструкцию?
Жертвы стихии
Другая страшная статистика ВОЗ касается несчастных случаев в воде. Половина всех утонувших – дети младше 13 лет. Естественно, чаще всего такие трагедии происходят летом, во время купания в водоемах.
Нередко приходится докторам лечить детей и от термических ожогов. Их детвора получает на пикниках, прыгая через костры, опрокидывая походные котелки с супом. Травмируются и маленькие пассажиры железнодорожного транспорта. Дети могут сильно обжечься, к примеру, из-за оставленной на столике чашки, которая переворачивается от резких торможений и при рывках, когда поезд трогается.
Но, конечно, чаще всего ожоги ребята получают дома. Причем регулярно от них страдают малыши, которые только научились ходить. Несмотря на то, что население Мурманской области постепенно сокращается, обожженных пациентов в детской травматологии меньше не становится
– Ковши, кастрюли, сковородки, стоящие на плите, нужно поворачивать ручками к стене, так, чтобы ребенок не мог случайно их схватить, опрокинув на себя содержимое. А лучше всего установить специальное ограждение для плиты или варочной панели, – говорит детский ортопед-травматолог. – Категорически нельзя кипятить электрочайники на полу или на табуретах! Даже небольшой объем горячей воды, чашка, может обжечь большую площадь детского тела. К нам, бывало, поступали пациенты, у которых термические ожоги достигали 70 процентов кожного покрова. К счастью, всех удалось спасти. Но лечение было очень длительным и болезненным.
На собственном примере
Четверть всех тяжелых травм наши дети получают из-за несоблюдения правил дорожного движения. Одни перебегают дорогу в неположенном месте, другие игнорируют сигналы светофора, третьи становятся жертвами безалаберности родителей, которые перевозят малышей в автомобилях без спецкресел, не пристегивая ремнями безопасности.
– Взрослые обязаны подавать пример детям, они же копируют действия мам и пап. Я не единожды видел, как мамы с карапузами на руках перебегают проезжую часть вне пешеходных переходов. Это возмущает до глубины души, – говорит Геннадий Владимирович. – Как можно рисковать здоровьем и жизнью своего ребенка? Как можно с детства показывать, что правилами можно пренебрегать?
Также летом остро встает проблема травматизма детворы, которая катается на скейтбордах, велосипедах, роликовых коньках и самокатах. Во-первых, пользоваться такими средствами передвижения нужно вдали от автомобильных дорог. Во-вторых, обязательно должна присутствовать защита – налокотники, наколенники и шлем. Без них неудачное падение может привести на больничную койку. Нельзя забывать и о светоотражателях, их сотрудники ГИБДД рекомендуют носить не только юным спортсменам, но и всем пешеходам.
Смертельный разряд
Приходится лечить докторам горбольницы детей и после электротравм. Возникают они опять-таки по вине родителей. И могут вызвать серьезные проблемы с сердцем. Потому всем пациентам, получившим удар током, медики регулярно делают электрокардиограммы, проверяя ритм главной мышцы организма.
– Во всех розетках в квартире должны стоять специальные заглушки, – рассказывает Геннадий Владимирович. – Они продаются во многих хозяйственных и детских магазинах. И самостоятельно достать их из гнезда ребенку не под силу. Еще одна проблема в том, что многие не задумываются об опасности, которую несет электрический ток. Иной раз родители приходят к нам в отделение навещать своих детей, которым лечим компрессионные переломы позвоночника, приносят планшеты, чтоб скрасить больничные будни. И, не поверите, протягивают удлинители, корпуса которых кладут прямо на кровати своих чад. Страшно подумать, каких мер безопасности придерживаются эти семьи в своих домах, если даже в больнице считают допустимым постоянное нахождение ребенка около электропровода.
Но если жертв бытовых розеток мощностью в 220 вольт обычно удается спасти, то у тех, кто столкнулся с более высоким напряжением, шансов практически нет. Речь идет о детях, которые залезают на железнодорожные вагоны.
Мурманские поезда работают на переменном токе, напряжение в контактной сети составляет 27 киловольт. Для сравнения: в средней полосе России этот показать ниже в девять раз. Потому у заполярных зацеперов практически нет шансов выжить после поражения электрическим током, он буквально сжигает заживо.
Вообще, в зоне движения железнодорожного транспорта, во время поездок в поездах родители должны максимально бдительно следить за детьми, не оставлять их одних на перроне, в тамбурах, на верхних полках без ограничительного бортика. И конечно, объяснять, какую опасность представляют многотонные составы.
– За годы врачебной практики многое пришлось повидать. В том числе и подростков, у которых ноги отрезало поездом. Это страшно, – говорит Геннадий Владимирович. – О том, что зона железной дороги не место для игр, детей должны учить с первых лет жизни. Особенно это касается тех, кто отдыхает в деревнях, расположенных вдоль рельсов. Детвора не должна находиться на расстоянии ближе пяти метров к железнодорожному полотну. Ведь поезд, движущийся на большой скорости, может потоком воздуха просто свалить ребенка с ног и затащить под вагоны.
Четвероногие кусаки
Предупреждают детские доктора и об опасности асфиксии. В летний период ребенок может подавиться фруктами или ягодами, если в них есть даже мелкие косточки. Также сезонной проблемой становятся укусы животных. За год в детский травмпункт поступает более 250 таких обращений.
– Чаще всего обидчиками детей становятся собаки, причем как бродячие, так и домашние, на втором месте кошки, а на третьем – уличные крысы, – рассказывает Геннадий Владимирович. – В начале мая у нас лежали двое детей, которых во время прогулки покусали помойные грызуны. К счастью, сейчас малышам ничего не угрожает, они уже выписаны.
Нельзя забывать и про опасность клещей. К счастью, Мурманская область не является эндемичной по клещевому вирусному энцефалиту. Но нашим докторам практически каждые весну – лето приходиться сталкиваться со случаями завозов таких насекомых из соседней Карелии, Ленинградской области, Ярославля и других регионов. Календарное лето еще не наступило, а в России уже зарегистрировано более 89 тысяч обращений в медучреждения после укусов клещей. По информации Роспотребнадзора, наибольшее количество пострадавших в Кемеровской, Иркутской, Свердловской областях, Санкт-Петербурге и Алтайском крае.
Потому, собираясь в отпуск, особенно в те места, где велик риск заражения смертельно опасной инфекцией, разносчиком которой являются клещи, нужно обязательно делать прививки. И конечно, соблюдать правила защиты от их укусов. Но если неприятного знакомства с насекомым избежать не удалось, надо как можно скорее обратиться в медучреждение. Там же рекомендуется и снимать кровопийцу.
А еще северянам, которые собираются провести часть летних отпусков в больших городах, навещая друзей или родных, нельзя забывать об опасности эскалаторов. В России уже было немало случаев, когда механизмы движущихся ступеней отрывали детям пальцы. Причем происходило это не только в метро, но и в крупных торговых центрах.
Другая не менее опасная детская забава – качели. Удар, полученный в голову и грудь, может стать смертельным. Потому на игровых площадках нельзя оставлять детвору без присмотра.
Конечно, от всех опасностей невозможно уберечь ни одного ребенка. Но родители должны приложить все силы, чтобы максимально обезопасить его от возможных угроз. Это их прямая обязанность.
Надежда ЛЕБЕДЕВА lebedeva@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.