Когда много лет назад впервые довелось увидеть за рулем мурманского такси женщину, сразу подумал: дескать, эмансипация берет за горло – дамам отдали еще одну чисто мужскую профессию. Сегодня женщина в водительском кресле – норма жизни. По статистике, их сейчас в Мурманске даже больше, чем мужчин. И среди инструкторов городских автошкол, где готовят будущих водителей, работают несколько автоледи. Причем учат рулить не только легковушками, но и техникой посерьезнее. Немало мурманских водителей считают старшего мастера производственного обучения вождению одной из старейших автошкол города Евгению Тимофееву своей крестной матерью в мире автомобилей. И имеют на это полное основание.
Добрый пример
– Евгения Александровна, как вы попали за руль автомобиля?
– Пошла по стопам отца. Он был военным пожарным, разумеется, мог управлять любыми автомобилями. В доме всегда было много книг и журналов по автотехнике. Да и машинками брата чаще играла, чем куклами. Когда пришло время идти в школу, а мы тогда в Казахстане жили, на семейном совете решили меня отправить в Мурманск к бабушке. А потом была учеба в Мурманском государственном педагогическом университете. И диплом о его успешном окончании.
– Нечасто место у школьной доски меняют на водительское кресло. Путь был тернистым?
– Я болела автомобилями с детства. Уже в школе поняла, что без машины мне не жить. Пример отца был перед глазами. Но для начала предстояло получить права. В университете с каждой стипендии откладывала небольшую сумму на заветную цель. Туда же шли деньги от приработков. Молчала, никому не говорила. Тайком записалась на автокурсы. Отучилась, получила права, но прекрасно понимала, что в ближайшей перспективе собственной машины у меня не будет. Всегда радовалась, как ребенок, когда кто-то давал прокатиться на своем авто.
– Свой первый автомобиль, на котором учились ездить, помните?
– Еще бы! Я называла эту машину «Иж Какойтович». Училась на «Москвиче» – старом, видавшем виды, но надежном. Из современных опций, облегчающих управление, скажем, гидроусилитель руля или антиблокировочная система, не было ничего! И механическая коробка передач в придачу. Отличный вариант для постижения основ управления. Научишься ездить на таком, все остальные тоже освоишь.
– С какого раза сдали экзамен в ГАИ?
– С третьего захода. По отзывам инструкторов, я ездила неплохо. Но инспекторам ГАИ, принимавшим экзамены, мне хотелось показать все, что могу. Своего рода высший пилотаж. Поэтому весь «городок» проехала без остановок, лихо, на одном дыхании. А надо было перед каждым элементом теста останавливаться. Это не понравилось. Во второй раз намудрила на перекрестке, не пропустила встречный грузовик. Помню, мой инструктор чуть не рвал на себе волосы и кричал, что я всех угроблю. Опять от ворот поворот. На следующий раз пошла иным путем. Внимательно смотрела, как сдают экзамен мои однокашники, какие ошибки допускают, за что получают штрафные баллы. Все проанализировала и за руль уже села с полной уверенностью, что на этот раз обязательно выдержу испытание. Так и вышло. Получается, что знания педагогики и психологии мне сослужили добрую службу.
– Первые ощущения себя с правами помните?
– Я переживала лишь за одно: закончилась учеба, на чем же я теперь буду ездить? О машине приходилось только мечтать. Своя машина появилась позже, но именно с нее и начался новый этап в моей жизни. На глаза попалось объявление о продаже, как в песне, вишневой «девятки». Машина понравилась, решила ее купить. Но в день покупки я во все глаза смотрела не только на автомобиль, но и на его продавца. С ним через некоторое время мы стали мужем и женой. Он автоинженер, неравнодушный к автоспорту. С первых дней знакомства будущий супруг стал меня учить всем тонкостям автодела. «Я тебе должен соломку подстелить», – постоянно повторял он, отлично понимая, что о многих непредвиденных ситуациях на дороге лучше знать заранее. И уметь без потерь выходить из них. Да мне и самой было безумно интересно помогать мужу ремонтировать машины. Я не боялась испачкаться в масле, часами не вылезала из ямы. Зато к умению управлять добавилось понимание всех процессов, которые приводят колеса в действие. Ведь автомобиль собран из нескольких тысяч разных деталей, установленных в строгом порядке. Единственный сбой в сборке может превратить машину в груду железа. Поэтому эта наука тоже полезной оказалась.
Автопедагогика
– Что заставило попробовать себя в роли инструктора по вождению?
– Однажды задумалась: почему люди в совершенно безобидных дорожных ситуациях становятся участниками ДТП? Как их учили управлять? Дальше – больше. Одним словом, любопытство привело в автошколу, которую окончила много лет назад. Ее руководство не было в восторге от моей просьбы принять на работу. Отправили к коллегам искать удачу. На новом месте согласились принять, но только после дополнительного обучения на мастера по вождению грузовых автомобилей. Думали, что это меня остановит. Но я согласилась.
– Грузовик не легковушка, им управлять сложнее. Даже чисто психологически: большая машина – большая ответственность.
– Не устаю повторять своим курсантам: не торопитесь, у вас все обязательно получится. А замечания инструктора – это не придирки, но всегда дельный профессиональный совет. Рано или поздно такое понимание приходит к моим подопечным.
– Первое боевое крещение в роли инструктора помните?
– А как же. Коллеги поддерживали как могли, помогали советами. Первыми были будущие призывники, уже имевшие права на управление грузовыми машинами. Но им предстояло получить права на легковушки. Ребята знали многое, поэтому с ними особых проблем не возникало. Но начальство меня постоянно настраивало на то, что я как мастер вождения должна быть готовой к ответу на любой вопрос учащихся. Даже самый заковыристый.
– И какой поразил больше всего?
– На вопрос «А с какого раза у вас тут сдают экзамены?» я не сразу нашлась что ответить. К нам ведь приходят совершенно разные люди. Для одной дамы, к примеру, настоящим открытием был тот факт, что руль в машине предназначен для управления ее движением. Женщина была глубоко уверена, что за него всего лишь надо держаться. Как за поручень в троллейбусе.
Рулим без нервов
– Кто из учеников чаще дает волю эмоциям?
– Поровну. Мужчины часто становятся агрессивными, женщины реагируют мягче, но громче и истеричнее. Был у меня один курсант, мужчина в возрасте, пришел новичком. Многое сначала не получалось. В нужные моменты, когда предстояло, скажем, включить указатель поворота или сменить передачу, старалась подсказывать ему наводящим словом. Как-то раз мой подопечный на дороге от души накосячил. Я ему потихоньку подсказываю его действия, а он в сердцах двумя кулаками как грохнет по рулю и выдохнет: «Ну ничего у меня не получается!». Стоп, останавливаемся, успокаиваемся, начинаем все сначала. В итоге он все же получил права, успешно ездит. И когда встречаемся в городе, он обязательно с улыбкой вспоминает этот случай. Или другой пример. Одна из женщин, не сдав экзамен, со всего размаху забросила в огромную лужу все свои документы. При этом их полет она сопровождала словесной тирадой.
– Как лечить такие эмоциональные срывы? Поделитесь секретами.
– Когда такая истерика начинается, срочно останавливаю автомобиль, начинаю беседовать, стараюсь выяснить причины. Объясняю, что такие бурные эмоции за рулем до добра не доводят. Самое необходимое качество для любого водителя – хладнокровие.
– Дистанционно можно научиться управлять машиной? Учишь дома, а в ГИБДД только сдаешь экзамен.
– Нельзя. Иной раз видишь, что человек отлично знает теорию, про знаки все рассказывает без запинки. Но на дороге этот же знак у него вызывает замешательство. Поймите, тут необходимо все постигать в комплексе – и теорию, и практику. И уметь вовремя управлять своими руками и ногами. Поэтому своих учеников я стараюсь настроить сразу на мысль, что дорогу они должны уметь читать как открытую книгу. Для новичков она во многом закрыта. Одна самоподготовка здесь не поможет.
Без ошибок не научишься
– Кто легче осваивает программу: абсолютный новичок или тот, кто мало-мальски знаком с рулем и педалями?
– В первое время полагала, если у человека есть какие-то навыки вождения, с ним будет работать проще. Даже лозунг возник под это убеждение – «Ни одного сбитого конуса». Теперь понимаю, что это не так. В процессе обучения и конусы на учебном участке сбивать надо обязательно, и другие ошибки совершать. Без этого не научиться. Отсутствие ошибок может привести к ложной самоуверенности. Теперь мне больше нравится работать с теми, кто до автошколы никогда не садился за руль. И насколько правильно они будут вести себя на дороге, целиком зависит только от инструктора.
– Кому наука о вождении дается проще: женщинам или мужчинам?
– По такому признаку своих учеников стараюсь не делить. Бывают мужики-нюни, бывают женщины-кремни. Все мы разные. На дороге женщины из-за своих эмоций чаще подставляются в ДТП. Зато мужчины более агрессивны и неуступчивы. Эта их фишка – причина многих аварий. Женщины стараются ехать медленнее, но аккуратнее.
– Машины с каждым годом становятся все более совершенными. Вон уже беспилотные автомобили появляются. Водитель скоро станет лишним?
– Вполне вероятно. Возможности бортовых компьютеров становятся все шире. Но мне не нравится, что за меня думает кусок железа. Это делать я люблю сама. Автоматической коробке всегда предпочитала механическую. И еще. Сегодня многие идут в автошколы, чтобы получить права. И мало кто скажет, что хочет научиться водить машину. А между этими понятиями, согласитесь, разница огромная.
Беседовал Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.