Венера на ручках
О конном туризме в Мурманске заговорили всерьез лишь пару лет назад. Тогда Ксения Середова только окончила МАГУ и уже начала воплощать в жизнь свои мечты.
– Когда я училась на менеджера по туризму, мне очень повезло попасть на практику на полуострова Средний и Рыбачий. Мы с группой целую неделю прожили там, вдали от городской суеты, и я просто влюбилась в наш край. Только тогда я увидела, как он красив, и поразилась, что столько времени жила в Мурманске и не знала этого, – удивляется Ксения Середова. – Находясь в тех местах, я начала представлять, как здорово было бы приехать туда потом на лошади. Хотя у меня тогда и лошадей-то не было. А потом неожиданным образом все сложилось так, что к окончанию учебы у меня уже появились Рада и Венера и нам удалось совершить свой первый конный поход – я повезла туристов на полуостров Средний. Это был пробный выезд. Мы решили из Мурманска до Титовки довезти лошадей на коневозе, а дальше уже ехать верхом.
Но все оказалось не так легко, как планировалось. Только на погрузку лошадей в прицеп ушло около двух часов.
– Они никак не хотели заходить в коневоз: тянули вбок, упирались, скакали, – вспоминает моя собеседница. – Мы им и ноги одну за другой переставляли, и глаза закрывали, чего мы только не делали. Венера полегче, и мы, зная, что она не лягается, прямо сзади ее толкали, чуть ли не на ручках в коневоз заносили. А Раду так было не сдвинуть. Она разгонялась, собираясь зайти в прицеп, а потом резко сворачивала вбок перед ним. Ох и намучились мы тогда! Сейчас они уже научились, все поняли, успокоились, и я за пять минут их сама гружу.
Стерла копыта
На полуостров Средний Ксения отправилась на Венере, а две туристки ехали по очереди на Раде. Весь маршрут девушек сопровождала машина.
– Первый день был дождливый, туманный, с порывами ветра – лошадям было не очень комфортно, – вспоминает Ксения. – Рада, правда, видя впереди себя сено в машине, спокойно всю дорогу шла за ним. А Венера стрессовала немного, не очень хотела идти, вокруг не было цивилизации, к которой она привыкла, и она вообще не понимала, что происходит. Я тоже подустала. Рада пошире, и на ней едешь как на диване. Не сравнить с Венерой, у которой достаточно жесткий активный ход, на ней трудно было ехать весь день, ведь в пути мы с перерывами пробыли около восьми часов – это очень много. И к тому же если Рада подкована, то Венеру я подковывать не стала, так как копыта у нее хорошие. А потом оказалось, что она о камни себе немного копыта стерла. И мне пришлось еще маневрировать постоянно, чтобы обходить камушки и беречь ее. Перед большими камнями я даже спрыгивала с лошади, чтобы ей легче было. А в конце пути мне пришлось Венеру расседлать, и потом я вообще пешком рядом с ней шла, потому что чувствовала, что она устала. Мне было физически немного труднее, чем туристам, но на то они и туристы, чтобы просто сесть, ехать и получать удовольствие. В дальнейшем уже более тщательно готовились к походам. Когда дошли до лагеря, я лошадям ножки охладила морской водой, растерла гелем, и они довольные начали валяться на траве. Очень переживала за них, но на следующий день в обратный путь лошади пошли намного бодрее.
То убегает, то в лес зазывает
С тех пор Ксения постоянно возит туристов в конные туры по разным уголкам Кольского Заполярья. С огромным удовольствием мурманчане ездят в Териберку. Стоит только выложить рекламный пост о готовящейся поездке, как тут же набирается много желающих. Правда, чаще это не совсем туры в полном смысле этого слова, а, скорее, небольшие конные прогулки.
– У туристов популярны там два маршрута: часовая прогулка по самой Териберке и поездка к водопаду и обратно, которая занимает 3,5–4 часа, – рассказывает Ксения. – Прокатиться верхом на лошади может любой, даже совсем неподготовленный человек. Перед началом пути мы проводим инструктаж, выдаем шлем и все время находимся рядом на всякий случай. Хотя ни разу еще не было такого, чтобы лошади не послушались или побежали. Они такие умницы у меня. Мне иногда кажется, что можно им сказать, чтобы они сами сходили в лес на прогулку и потом вернулись на конюшню. Они все понимают и любят меня так же, как и я их.
Самая дальняя точка, куда Ксения добиралась на своих лошадях, – это Варзуга. Терский берег манил ее еще со времен студенчества, когда университет организовывал туда экскурсионные поездки. Но на этот раз ответственность за поездку мурманчанке пришлось взять на себя.
– Со мной согласилась поехать девочка-волонтер. На тот момент она занималась верховой ездой не больше месяца, но такой маршрут показался ей очень интересным, и она не долго раздумывая поддержала мою идею, – продолжает моя собеседница. – До Кашкаранцев мы довезли лошадей на коневозе. Там оседлали их и очень красивой лесной дорогой вдоль моря отправились в путь. Нам катастрофически не хватало второго всадника. Я была за рулем, а девочка отвечала за лошадей. Сначала она ехала на Венере, а Раду мы отпустили, положившись на то, что лошади – стадные животные и далеко друг от друга не уйдут. Но Венере не понравилось, что Рада все время забегала вперед. Тогда мы их поменяли. И на свободном выгуле была уже Венера. Но и тут не все было гладко. Венера стала убегать в лес и звать за собой Раду. Нам пришлось с ними договариваться, чтобы не убегали. Хотя я их понимаю, там такая красота везде, раздолье, шикарные поляны, грибы на каждом шагу – очень живописная дорога. Причем если на Рыбачьем жесткий грунт и лошади могут там только шагом идти, то по мягкому Терскому берегу мы их с радостью пускали рысью и галопом.
В первый день таким образом девушки добрались лишь до часовни Безымянного инока терского. Могли бы проехать больше, но в дороге выяснилось, что Ксения забыла в Кашкаранцах свой мобильный телефон, а у второй девушки он не ловил сеть, поэтому пришлось возвращаться, так как совсем без связи в лесу оставаться было страшно. Но в итоге маршрут до Варзуги все же был проложен, и нынешним летом Ксения готова уже возить туда туристов. А в июне ее приглашают совершить конный тур в районе Кузомени. Но девушка пока сомневается, стоит ли соглашаться. Дело в том, что там живут дикие лошади, и мурманчанка пока не знает, как себя вести при встрече с табуном и насколько это безопасно для Рады и Венеры. Пока не соберет всю информацию, в дорогу не отправится.
С четырех лет в седле
Ежемесячный постой лошадей Ксении обходится в 36 тысяч рублей. За эти деньги за животными на конюшне ухаживают, кормят их овсом и сеном, выводят гулять. Летом Рада и Венера с лихвой окупают содержание своим трудом, а вот зимой их хозяйке порой приходится туго.
– Я устроилась менеджером в одну из организаций, параллельно зарабатываю уроками по верховой езде, – говорит Ксения. – Многие ко мне ходят уже чуть ли не семьями. Бывает, приводят учиться даже четырехлетних малышей. Занятия конным спортом развивают практически все группы мышц, да и людям такие тренировки очень нравятся, особенно детям. Когда они сидят верхом на лошади и управляют таким большим животным, становятся более уверенными в себе. А те, кто занимается у меня давно, уже участвуют в соревнованиях. Вот совсем недавно одна из моих учениц заняла призовое место. Мне было очень приятно.
Дополнительный доход приносят и прогулки в окрестностях города, и фотосессии. Ксению с лошадьми часто приглашают в «Огни Мурманска» на свадьбы, чтобы сделать новобрачным необычные фотографии. Однажды ее лошади стали свидетелями предложения руки и сердца. Молодой человек пригласил свою любимую девушку на конную прогулку, приехал с ней в поле, где уже был накрыт стол, и там подарил ей кольцо, предложив выйти за него замуж. Лошади в это время мирно паслись, а потом привезли будущих молодоженов обратно.
Косметичка для дамы
К фотосессиям Раду и Венеру всегда тщательно готовят. У каждой из них есть, можно сказать, своя косметичка с разными щетками, кондиционерами для гривы, мазями для ног и копыт – всего не перечислить. Более того, Ксения им купила красивые вальтрапы – суконные покрывала, которые подкладываются под седло. Есть даже белоснежные кружевные попоны для невест. Но все это крайне редко пользуется спросом – мурманчане чаще хотят видеть естественную лошадь, без украшений.
– Лошади у меня возрастные, им уже по двадцать лет, но выглядят они великолепно, я не устану говорить, как их люблю, – говорит Ксения. – В гости к ним все время приезжаю только с подкормкой. Вот буквально пару дней назад в супермаркете по акции набрала огромный пакет моркови, еле до машины дотащила. И свеклу постоянно покупаю. А летом, даже когда сил нет после работы, но на улице хорошая погода, обязательно приезжаю на конюшню, вывожу лошадей в поле, чтобы они немного попаслись, травы поели. Понимаю, что им это вкусно. Очень много для них делаю. Но и они тоже такие молодцы, я им благодарна. В какие-то моменты они даже как будто через себя, через свои желания переступают ради меня, например, когда хотят домой, но продолжают спокойно везти туристов. Еще бывает, что некоторым лошадям не нравится, когда наездники постоянно меняются, но мои знают, что к ним относятся со всей душой, а потом их угостят яблоками и морковью, и они терпят. На них могу полностью положиться, они как партнеры. Но если им совсем что-то не нравится, они предупреждают меня, могут голову резко вскинуть, чуть копыта передние приподнять в определенный момент, и я все понимаю. Я настолько давно с ними вместе, что слышу, что они мне хотят сказать, и знаю, когда, например, им нужно дать время, чтобы отдохнуть. Для меня лошади – это уже смысл жизни, наверное, без них не могу. Даже когда в другие города езжу, ищу там лошадей, чтобы пообщаться. А тут еще походы полюбила, туризм. Теперь без этого никак.
Спасли от бойни
Верховой ездой Ксения занимается с 14 лет. Пока училась в школе и университете, ездила на разных лошадях, в том числе и на Раде и Венере. Когда ее конюшню закрыли, лошадей продали в Петрозаводск, но девушка продолжала следить за судьбой своих любимиц. Вдруг она узнала, что Раду снова хотят продавать, и не устояла.
– Это было внезапное решение. Конечно, я давно хотела лошадь, но такая покупка планировалась в далекой перспективе. А тут пришлось действовать быстро, так как Рада – моя первая любимица и мне очень хотелось стать ее владелицей. Мы поднапряглись с родителями и купили ее, – вспоминает Ксения. – Это был 2013 год. А спустя какое-то время я узнала, что уже давно пытаются перепродать Венеру, но ее никто не берет. Дело в том, что у нее резвый ход и после долгого перерыва в работе на нее уже просто боялись садиться. Ее планировали отдавать на мясо. Но мне удалось найти девушку, которая тоже знала эту лошадь, и с моей помощью она купила ее для себя и перевезла в Мурманск. Правда, через некоторое время, когда на работе ей срезали зарплату и стало не по силам содержать такое животное, моя знакомая подарила Венеру мне. Так у меня стало две лошади.
Надежда ТУРЛОВА.
turlova@vmnews.ru
Фото из архива Ксении СЕРЕДОВОЙ.
Путешествуйте с комфортом. Для этого вам надо зарегистрироваться в "Панорама Клуб" от МАУ. Получать бонусы и приятные сюрпризы. А также приобретать авиабилеты Киев Краков по очень выгодным ценам. Вместе с МАУ вы откроете новые горизонты.
Реклама.