Итоги Роспотребнадзора за 2017 год подтверждают многолетнюю тенденцию роста числа обращений: минувшем году рассмотрено 5971 обращение, для сравнения - в 2014 году рассмотрено 4610 обращений.
Содержание значительной части обращений (38,5% от рассмотренных обращений) не регламентируется требованиями санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей и не относится к установленной компетенции Роспотребнадзора. Такие обращения направлялись по подведомственности уполномоченным органам. Как и в прошлые отчётные периоды, основная доля перенаправленных обращений (86,4%) относится к компетенции Государственной жилищной инспекции Мурманской области.
Свыше 98,0% обращений поступило в письменной форме. Как и в прошлые годы, граждане активно используют созданные для упрощения процедуры идентификации и аутентификации заявителя в единой системе ЕСИА электронные сервисы, размещённые на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан. Более половины обращений поступило в форме электронного документа.
Из числа рассмотренных обращений, как и в предыдущие периоды, наибольшее число обращений приходится на нарушения в сфере защиты прав потребителей – 69,2% (4129 обращений), на долю обращений на нарушения санитарного законодательства приходится 30,8% (1842 обращения).
В 2017 году по отношению к 2016 году практически не изменилась пятёрка самых популярных тем обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей: вопросы жилищно – коммунальных услуг (60,8%); розничная торговля (14,4%); бытовое обслуживание (3,7%); деятельность на финансовом рынке (3,6%); медицинские услуги (3,1%).
Проведённые контрольно – надзорные мероприятия в сфере оказания жилищно - коммунальных услуг по вопросам, сопряжённым с требованиями санитарного законодательства, подтвердили обоснованность рассмотренных обращений в каждом третьем обращении. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращения на услуги ЖКХ, в суд направлен один иск, который удовлетворён решением суда.
По изложенным фактам в обращениях на нарушения в сфере розничной торговли было проведено 55 контрольно – надзорных мероприятий, в ходе которых подтверждена обоснованность обращений в каждом втором обращении.
В структуре обращений на нарушения прав потребителей в сфере финансовой деятельности в 2017 году отсутствуют обращения потребителей на деятельность микрофинансовых организаций. Но обращает внимание резкий рост обращений на услуги банковской деятельности с 31 обращения (2016 год) до 125 обращений в 2017 году.
В структуре обращений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наибольший удельный вес составляют жалобы: на условия проживания в жилых помещениях (45,1%); на питьевую воду и питьевое водоснабжение (19,9%); на качество пищевых продуктов и продовольственного сырья (8,7%); на условия использования физфакторов (7,4%).
В целом, в 2017 году 323 обращения послужили основанием для проведения контрольно – надзорных мероприятий по соблюдению законных интересов и прав граждан. Обоснованность обращений подтвердилась в 58,5% случаев.
За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей виновные привлечены к административной ответственности. По результатам проверок в связи с обращениями граждан составлено 172 протокола об административных правонарушениях, из которых 112 протоколов на нарушения в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, 60 протоколов– на нарушения прав потребителей.
Выдано 106 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, из которых 62 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей.
В целях обеспечения граждан и организаций своевременной, качественной и достоверной информацией в Управлении созданы и работают общественная приемная, горячая линия, на сайте службы создан раздел для возможности подачи заявления в электронном виде. Всем обратившимся оказана квалифицированная помощь по интересующим вопросам в пределах компетенции Роспотребнадзора.
Работе с обращениями граждан в Управлении Роспотребнадзора по Мурманской области уделено центральное место.