Казалось бы, общение с собственным ребенком – совершенно естественный процесс. Но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают, как разговаривать с детьми. Причем это проблема не одного поколения.
Ни слова о школе
– Время идет, но проблемы, по сути, не меняются, – говорит педагог-психолог школы № 56 Мурманска Татьяна Тетерина. – Дети переживают те же самые кризисы подросткового возраста. А родителям по-прежнему нужно зарабатывать деньги, они сосредоточены на себе, на своих заботах. Поэтому детям не хватает душевного тепла. Зачастую им хочется просто поговорить.
Современные дети при всей их кажущейся отдаленности хотят самых простых вещей: приготовить совместный ужин, посмотреть кино, организовать семейный праздник. И поговорить, но только не об оценках в школе.
– Ко мне как-то пришла одиннадцатиклассница, – продолжила Татьяна Николаевна. – У нее были проблемы с родителями, они не могли понять друг друга, не находили общего языка. Так вот об учебе, о школе девочка говорить сразу отказалась. Тогда я спросила: «А какой бы ты хотела вопрос, чтобы я тебе задала? Например, о том, что ты чувствуешь, что переживаешь?». И с этого у нас начался настоящий разговор о жизни, о друзьях, интересах. Вот это детям как раз и интересно, а не нравоучения по поводу оценок. Или вот пример с другой девочкой. Она приходит не просто пообщаться, а рассказать о своей первой влюбленности. С мамой у нее не сложилось доверительных отношений, а поговорить, пооткровенничать надо. Порой спросить совета. К сожалению, о том, что происходит внутри у ребенка, родители знают далеко не всегда. Да и не все дети готовы сразу открыться, многие боятся, что взрослые их не услышат, не поймут, не воспримут всерьез. Иногда даже лучше, когда дети резкие, выплескивают свои эмоции наружу. А бывают тихие ребята, все держат в себе. К ним вообще нужен особый подход. Я всегда говорю об этом родителям на школьных собраниях. Знаете, они, как правило, сидят и внимательно слушают. Ведь многим действительно не хватает знаний о том, как общаться со своими детьми.
Заглядывайте в соцсети
Когда ребенок хорошо учится, а в свободное от уроков время занимается спортом, шьет, танцует и поет или просто сидит дома за компьютером, родители, как правило, за него спокойны. Ведь внешне все хорошо и ничто не предвещает беды.
– О настроении сына или дочери многое может рассказать их страничка в соцсети, – говорит Татьяна Николаевна. – Туда надо периодически заглядывать, но очень деликатно. Был случай в практике, когда именно из Интернета мы узнали, что ребенок стал задумываться о суициде, высказывал такие намерения. Поговорили с мамой, чтобы прояснить обстановку в семье. Та даже не подозревала о том, что сына посещают такие мысли. Ведь дома было все хорошо, ребенок спокойный, адекватный, учится, проблем нет. А позже выяснилось, что у него есть сложности в отношениях со сверстниками и парень очень переживает по этому поводу. К счастью, эта история завершилась благополучно.
Дети тоже люди
Грамотный психолог скажет, что путь к ребенку лежит через понимание. Для начала следует принять тот факт, что у сына или дочери могут быть другие интересы, даже если родители их не одобряют. Вспомните себя в юности, чего хотелось тогда, чего не хватало.
– К вопросу о гаджетах, – говорит Татьяна Николаевна. – Понятно, что не у всех есть возможность покупать дорогие и навороченные. Да этого и не надо. Но хорошо бы помнить, что дети живут в социуме. Если у всех планшет есть, понятно, что и вашему ребенку хочется. Можно, например, договориться, чтобы часть денег он заработал сам, помочь ему в этом. Ребенку важно поддерживать свой статус, чтобы не чувствовать себя изгоем.
А еще дети устают так же, как и мы, взрослые. Учеба для них – такой же труд, а ведь есть еще дополнительные занятия, секции и кружки. Они тоже нервничают и переживают из-за неудач, испытывают напряжение перед контрольными и экзаменами.
– Как-то ко мне обратилась мама школьницы, – продолжила Татьяна Николаевна. – Девочка много усилий прикладывает к учебе, получает хорошие оценки. Но вдруг словно сломалась, перегорела. Стала говорить о том, что больше не хочет ходить в школу, устала. Мы посоветовались с мамой и решили, что надо разрядить эту ситуацию. Они сходили в кино, прошлись по магазинам, купили какие-то модные вещи, просто прогулялись и пообщались на разные темы. Настроение у дочери изменилось, стресс стал проходить. То есть порой требуется не так уж и много – быть внимательными к детям, разговаривать с ними, узнавать, чего они хотят, что чувствуют. Но разговор надо строить не на обвинениях: «Ты делаешь не так, неправильно». Лучше пропускать через себя, через свои эмоции. Например, договорились, что сын придет в определенное время, а он опоздал на 15 минут. Стоит констатировать факт, но без оценки. Сказать: «Ты опоздал, а я волнуюсь». Ребенок должен знать, что вы не обвиняете его, но переживаете, что-то чувствуете, что вы заинтересованы в его судьбе. Тогда он пойдет на контакт.
Юлия РОМАНОВА.
gorod@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ
и из открытых Интернет-источников.