Если у тебя есть слух, гитара и баритон, то ты гарантированно найдешь и свою публику, и свой заработок. Причем прямо на улице. Как, например, мурманчанин Радомир Лесничий. Вместе с товарищем – в музыкальных кругах Дездемоном, а в миру Димоном Сидоровым талантливые горожане умудряются заработать на собственных песнях пять–шесть тысяч рублей за несколько часов.
Баритон на Семеновском
Я познакомилась с Радомиром на Семеновском озере – в солнечное сентябрьское воскресенье баритон, исполнявший шлягеры Антонова, безнадежно заглушал попсу из динамиков местных кафе, а в футляр электрогитары то и дело летели монеты – «гонорар» от прохожих. Поклонники, несмотря на бабье лето, просили музыканта исполнить песню собственного сочинения о снегопаде. Впрочем, в Мурманске это явление природы, как еще раз доказало прошедшее лето, всегда актуально. А потому и слова «Снега навалится по самые пальцы. Пойдем со мной, милая, в сугроб поваляемся» публика неизменно встречает с восторженным пониманием.
Напарник Радомира Дмитрий недавно вернулся из Москвы, где несколько лет подрабатывал уличными выступлениями. Считает, что в Мурманске публика на улице более отзывчивая. И более щедрая. Дмитрию есть с чем сравнивать: объехал с концертами не только районы столицы, но и все Подмосковье, помимо улиц играл в ночных клубах. Как-то даже довелось выступать на базе «Ночных волков». Уличные концерты приносили верных две–три тысячи рублей за несколько часов выступлений. Плюс постоянная работа в пиццерии. Получался вполне сносный доход, который позволял худо-бедно сводить концы с концами.
Уличная дипломатия
Осень для уличных музыкантов в Мурманске, пожалуй, самая благоприятная пора. Зимой и весной можно «навыступаться» до больничного, летом – мертвый сезон, публика в отпусках на югах. А вот заполярное бабье лето, кажется, специально создано для их концертов.
Этой осенью Радомир дебютировал на 2-м городском фестивале уличной музыки и искусства в Мурманске. В прошлом году выступал на подобном в Санкт-Петербурге. Говорит, мурманчане организовали уличное мероприятие ничуть не хуже.
«Разумеется, масштабы этих двух мероприятий не сравнить, как не сравнить петербургский Невский проспект и мурманскую улицу Воровского, – говорит мурманский музыкант. – Но уровень был высоким и там, и тут. В Петербурге мне запомнилось большое количество самоваров с чаем, конфетки-бараночки, огромное число поклонников уличной музыки. Я там исполнял песни собственного сочинения, любители рок-музыки из Вологды, например, даже звали в гости с концертами. Среди них был звукорежиссер какого-то городского ДК, обещал поселить в Дом культуры, если не хватит денег на гостиницу. Еще запомнился 70-летний профессор-востоковед одного из петербургских вузов, с которым мы полночи проговорили на Невском о рок-музыке. Выяснилось, что он ее тоже играл когда-то. В том числе и на улице!».
Радомир бы не был уличным музыкантом, если бы не попытался заработать выступлениями на улицах Санкт-Петербурга. Но почти сразу же потерпел фиаско. «Едва я начал петь рядом с цветочным павильоном у метро «Академическая», как из лавки вышел охранник и попросил не пугать продавцов. Оказывается, от силы моего баритона в павильоне начали вибрировать стеклянные витрины! – со смехом вспоминает мурманчанин. – Меня тут же позвал сидящий недалеко на лавке петербуржец: «Иди, поговорим за жизнь!». Ведь гитара и рок-музыка – одно из верных средств уличной дипломатии. Пока мы часа два вели разговоры о жизни, исполняющему неподалеку песни под гитару пареньку прохожие накидали тысячи три рублей».
Хороший заработок
Уличные музыканты не любят обсуждать свой заработок. Одни просто не считают его важным пунктом своей деятельности, другие стыдятся маленьких сумм или не хотят раскрывать большие, а третьи вообще считают, что окружающие не должны совать нос не в свое дело. Чаще всего на вопрос о доходах они отвечают неопределенно: «На жизнь хватает».
И иногда на жизнь действительно хватает. А иногда – нет. Специфика заработка уличного музыканта в том, что он мало зависит от него самого. В один день можно заработать полторы тысячи за час, в другой – не больше ста рублей. На количество трудовых денег влияют как понятные факторы вроде дня недели, времени суток, праздников и погоды, так и какие-то загадочные флюиды. Просто иногда идет, а иногда – нет. И тут хоть в лепешку расшибись.
Если говорить о конкретных цифрах, то хорошим считается заработок в полторы–две тысячи рублей за четыре часа. Плохим – в пятьсот рублей. Это «чистыми», без издержек на такси – ведь инструменты и аппаратуру в троллейбусе не повезешь – и на обязательный перекус. Мелкие деньги – монеты идут, как правило, на обновление инструментов и оборудования – покупку гитарных или скрипичных струн, медиаторов, аккумулятора, если это необходимо.
Словом, уличные музыканты не жируют. Говорят, бабули-попрошайки получают куда больше их. «В столицах музыканты зачастую работают в паре с «аскерами», то есть людьми, которые просят у зевак оплатить труд. Один играет, второй – «аскает». На двоих в среднем получается пять–шесть тысяч рублей, – продолжает Радомир. – Я не сторонник такой формы заработка, мне не нравится просить деньги. Я просто кладу рядом с собой раскрытый чехол гитары – кто хочет, тот платит мне «гонорар», кто не хочет – проходит мимо».
Кто первый встал, того и тапки
У уличных музыкантов в Мурманске есть своеобразный кодекс чести. Мешать коллегам зарабатывать считается моветоном. У больших торговых центров музыканты без проблем разбирают «сценические» площадки подальше друг от друга, чтобы не заглушать выступление конкурентов. А иногда даже сдают конкурентам оборудование в аренду.
«Как-то выступали у «О’кея», к нам подошли ребята из группы «Джангл», попросили поиграть на наших инструментах, с нашим оборудованием. Конечно, мы разрешили! За это ребята отдали нам весь заработанный гонорар. Правда, он был очень небольшой, так что это была символическая плата за аренду».
Уличные музыканты постоянно мигрируют – «сценические» площадки у «Детского мира», «Эльдорадо», «О’кея», «Северного Нагорного», бывшего кинотеатра «Мир» частенько сменяют друг друга. Выбор площадки зависит от многих факторов. Бывает, что начинает мешать шум от троллейбусов, или где-то вдруг возникает толкучка, стихийное броуновское движение. «Хлебные» места для уличных концертов ни за кем не закреплены, их может занимать любой, – объясняют музыканты. – Говоря попросту, здесь до сих пор действует известный народный принцип: кто первым встал, того и тапки».
А вообще привлечь к себе внимание и заработать можно где угодно. Радомир, к примеру, вспоминает, как в Санкт-Петербурге его коллега дал концерт игры на укулеле, запрыгнув в центре города на контейнер с мусором. Ну чем не сцена?!
Мы летим, а вы ползете
Радомир выступает на мурманских улицах 18 лет – с 1999-го. Поначалу играл с Евгением Овсянкиным. Глядя на мурманского альтиста, начал осваивать игру на скрипке. Затем взялся за флейту. Все это объяснялось не только непреодолимой тягой к музыке, но и причинами прозаическими. Несколько лет назад Радомир пережил серьезный приступ воспаления лучевого нерва. Выступал на турбазе для мурманской общественной организации инвалидов «Ковчег». Играл сквозь слезы, через боль, начались судороги. Врачи после длительного курса лечения играть на гитаре категорически запретили. Но когда и кого из музыкантов останавливали запреты врачей?! Он играет! И на гитаре. И на скрипке. Шутит, что, когда откажет больная рука, будет играть на флейте.
Кто-то тянет меня за язык: «А если обе откажут?». «Тогда буду петь!» – не сдается Радомир.
О нем в поселке Лесозаводский до сих пор вспоминают. Он там работал трактористом. Ехал на тракторе, за версту было слышно его баритон! Поселковые мужики вместе с ним распевали хит «Агаты Кристи»: «Мы летим, а вы ползете. Чудаки вы, чудаки».
Он был тогда для них чем-то вроде гимна.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и Павла СТЕПАНЕНКО.
Мечтаете о дополнительном заработке? У вас есть свободное время, ,желание и стабильный интернет? Предлагаем вам дополнительный заработок в социальных сетях. Узнайте о новых возможностях, не тратьте свое время в пустую.
Реклама.