Продолжение. Начало в номерах за 14, 21, 28 июля, 4, 11, 18 августа.
Мы продолжаем знакомить читателей «Вечерки» с мнениями участников публичного краеведческого проекта «Народная топонимия». Его совместно с «Вечерним Мурманском» запустил мурманчанин Кирилл Бобров, создатель группы «Мурманск: что есть и что будет?» в социальной сети «ВКонтакте». На сегодняшний день горожане смогли вспомнить более шести десятков неофициальных названий мурманских домов, микрорайонов и архитектурных объектов. И с большинством из них связано немало интересных историй.
«Озерки»
В Мурманске так называли восьмой микрорайон, расположенный между улицами Морской, Зои Космодемьянской и Кольским проспектом.
В краеведческом сообществе «Мурманский меридиан» в социальной сети «ВКонтакте» писали, что в годы Великой Отечественной войны южная граница Мурманска находилась рядом с нынешней улицей Капитана Пономарева. На правой стороне Кольского шоссе (ныне Кольский проспект) стояло здание лыжной базы, а рядом – огромный валун. Его считали крайним южным «верстовым столбом». Возле него в дни лыжных соревнований устраивали своеобразный стартовый городок. В здании лыжной базы всем желающим напрокат выдавали лыжи. В мае 1937 года недалеко от лыжной базы построили 25 жилых деревянных домов (поселок «Мурманрыбы»). Территорию между лыжной базой и Ледовым озером застраивали уже после войны. Здесь сооружали сборно-щитовые дома – длинные, приземистые, одноэтажные, с общим для многочисленных комнат коридором. Так возник новый поселок. Поскольку жили здесь в основном строители, поселок так и назвали – Строитель. В 60-х годах на месте бараков появились каменные пяти- и девятиэтажки. И поселок стал микрорайоном Озерки.
В своем паблике «Заметки мурманчанина» Валерий Немкин отмечал, что район Ледового озера до активной застройки его в 50-е годы выглядел иначе.
Нынешнее Ледовое озеро – это только половина от того водоема, в котором некогда заготавливали лед для хранения рыбы. И стало оно таким в результате постепенной засыпки его с двух сторон. Кольское шоссе огибало тогда озеро с юга. Старая дорога сохранилась, и благодаря ей сегодня можно увидеть очертания прежних границ Ледового озера и прилегавшей к нему болотистой низменности с запада – дорога ведь проходила вдоль берега. После возведения поселка Строитель и прокладки дороги севернее озера болотистая низменность ужалась в размерах. Так что первоначальная остановка общественного транспорта «Озеро Ледовое» была на берегу водоема, но отнюдь не там, где нынешняя.
Продолжая обсуждение, Галина Зотова даже вспомнила последовательность остановок общественного транспорта в южной части Мурманска. В 1967–1968 годах она преподавала математику в средней школе в поселке Зверосовхоз, потому ездить на автобусе приходилось часто. Остановки тогда объявляли так: «Лыжная база», «Ледовый», «Озерки», «Автопарк», «Кооперативный», «Северное Нагорное», «Южное Нагорное», «Фадеев Ручей».
Еще топоним «Озерки» дал название магазину близ остановки «Ледовое озеро». Об этом писал Илья Потапов. Впоследствии эту торговую точку на Кольском проспекте, 80 не раз переименовывали. Славился район «Озерки» и граффити. Местная молодежь регулярно расписывала всевозможные уличные строения краской, оставляя на них слово «Озера», написанное нарочито угловатым шрифтом. Об этом вспомнил Кирилл Бобров, который живет в 8-м микрорайоне с детства.
«Веселый дом»
Так мурманчане окрестили общежитие на улице Карла Либкнехта, 34/7.
«Наша семья жила в нем до 1965 года. Дом был ведомственным, принадлежал тресту «Мурманскморстрой», мои родители работали много лет в этой организации. Семьи там проживали не в квартирах, а в комнатах. Подобные постройки есть еще на улице Подстаницкого», – пишет Галина Малодушева.
Нина Макова вспоминала, что в детстве в 1960-1970 годах жила напротив «Веселого дома». Там всегда было шумно, и нередко его жильцы с размахом отмечали разные праздники и важные личные события.
О соседской дружбе жителей общежития говорила и Татьяна Шангина: «В «Веселом доме» у нас жили друзья. Вчетвером они занимали две маленькие комнатки. В других «номерах» общежития также ютились семьи. Но, несмотря на частично общий быт, жили там все довольно дружно».
«Тупик»
Так в Мурманске называли место в районе Портового проезда неподалеку от здания дирекции мурманской дистанции пути РЖД.
«Направляясь на морской вокзал через переезд от площади Спорта, пересекаем железнодорожные рельсы, справа и будет «Тупик» – место, где стоят пассажирские составы в ожидании рейса. В свое время там по ночам у проводников можно было купить спиртное», – вспоминает Сергей Кузнецов.
Не понаслышке знает об этом и Валерий Дмитриев. В свои студенческие годы – конец 1970-х – начало 1980-х годов – он с друзьями иногда наведывался в «Тупик» за бутылкой-другой вина или настойки: «В советские годы горячительные напитки продавались до 23 часов. После этого времени купить их можно было только у иногородних проводников или работников вагонов-ресторанов, которые ночевали в своих вагонах, ожидая обратных рейсов. Помню, что 700-миллилитровая бутылка вина у них стоила примерно в два раза дороже, нежели в магазине. Мы за нее отдавали три рубля. Кстати, у такой винной тары в народе тоже было свое название – «огнетушитель». Дело в том, что по форме она была похожа на бутылки, в которые сегодня разливают шампанское. Причем алкоголь в «Тупике» продавался без каких-либо этикеток, состав, производитель, крепость и срок годности оставались неизвестны потребителям. Но случаев отравлений я не припомню».
Рассказывают мурманчане и про «ресторан «Шпалы». Якобы он находился по левую сторону от «Тупика». Там между путями были уложены штабелями шпалы, образуя своеобразную беседку – пятачок 3 на 3 метра. «Земля там была забросана окурками, пробками от пива и водки, были даже стаканы», – добавлял Сергей Кузнецов. Однако об этом «ресторане» знали немногие. Видимо, потому что его посетителями были в основном местные маргиналы.
А какие народные мурманские топонимы известны вам? Присылайте истории в редакцию «Вечерки» по адресу: Кольский просп., 9 (тел. 25-46-77) или пишите на нашу электронную почту vmpres@gmail.com
Дарья МЕДВЕДЕВА. gorod@vmnews.ru Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.